Ученым советомиз числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля изби­рается декан факультета

Приказом Минобразования России от 9.04. № 1305 приня­ты правовые акты: «Об утверждении положения о ВАК Ми­нобразования России» от 11.04.2002 г. № 1356 и «Об утверж­дении положения о диссертационном совете, инструкциях и формах документов» от 9.04.2002 г.

Основным рабочим звеном вуза является кафедраво главе с заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и науч­ную работу, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Высший аттестационный комитет (ВАК) является струк­турным подразделением Министерства образования РФ. Заме­ститель Министра образования одновременно является Глав­ным ученым секретарем президиума ВАК. В настоящее время принято постановление Правительства РФ в целях повышения уровня подготовки высококвалифицированных научных кадров приняты постановления Правительства РФ от 30.01.2002 г. № 74 «Об утверждении единого Реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» и от 29.03.2002 г. № 194 «Об утверждении Положе­ния о порядке присвоения ученых званий». По мнению разра­ботчиков, последние нормативные акты отличаются опреде­ленностью, так как практически в положениях нет слов «как правило», только в двух пунктах так говорится, если речь идет о звании профессора по кафедре и специальности доктора наук. Введено понятие «научно-педагогического стажа», причем об­щий стаж увеличен в два раза для всех категорий, претендую­щих на звания доцента или профессора. Еще одно новшество, — это присвоение ученого звания доцента или профессора только один раз в виде исключения. Меньше неопределенностей в присвоении ученых званий доцента и профессора, при этом в 2003 году предполагалось увеличение денежных надбавок за ученые звания. Этими постановлениями Правительства РФ в

решении вопросов подготовки кадров высшей квалификации будут руководствоваться соответствующие подразделения ВАК Министерства образования РФ.

51. Система органов управления здравоохранением. Медицинские учреждения.

Охрана здоровья населения - важнейшая обязанность госу­дарства. В ст. 7 ч. 2 Конституции РФ здоровье граждан охра­няется государством. В «Основах законодательстве РФ об охране здоровья», принятых 22 июля 1993 г.1, большое значение для организации деятельности органов управления здравоох­ранения и медицинских учреждений имела принятая поста­новлением Правительства РФ «Концепция развития здравоох­ранения и медицинской науки в РФ»2. Постановлением Пра­вительства РФ от 13.01.1996 г. были утверждены «Правила предоставления платных медицинских услуг населению меди­цинскими учреждениями»3, а также приказ Минздрава Рос­сии от 20.12. 2000 г. 3445/77 «О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения».

Под охраной здоровья людей понимается совокупность государственных и общественных мер политического, эконо­мического, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохра­нение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им необходимой медицинской помощи как в случае утраты здоровья, так и в профилактических целях для укрепления здоровья. К сожалению, с 1991 г. проблема охра­ны здоровья людей является наиболее острой, так как, напри­мер, по данным Министерства образования РФ ежегодно со­кращается примерно на один миллион численность детей, ко­торые могли бы жить и учиться в школе.

На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осу­ществляют соответствующие органы исполнительной власти.

Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитар­но-эпидемиологические станции, специализированные санато­рии и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муници­пальной собственности вышеназванные объекты управления.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимаю­щиеся частной медицинской и фармацевтической деятельнос­тью.

Граждане России имеют право на бесплатную медицинс­кую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с действующими правовыми акта­ми.

В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены зако­ном РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Гаран­тированный объем бесплатной медицинской помощи гражда­нам обеспечивается в соответствии с программами обязатель­ного медицинского страхования. Первичная медико-санитар­ная помощь оказываете^ по месту жительства граждан, уч­реждениями муниципальной системы здравоохранения и са­нитарно-эпидемиологической службы.

Правовые основы обеспечения охраны здоровья населения заложены в ст. 41 Конституции РФ.

В других статьях Конституции РФ содержатся положения о запрещении принудительного труда, о защите семьи, мате­ринства и детства, о защите достоинства личности и др.

Общее руководство системой здравоохранения осуществ­ляет Президент РФ и Правительство РФ. Президент РФ как гарант защиты основных прав и свобод граждан. Правитель­ство РФ же утверждает и финансирует федеральные програм­мы по развитию здравоохранения; в соответствии с законода­тельством координирует деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, а также деятельность предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм собственности.

В принятом 22 июля 1993 г.1 законе «Основы законода­тельства РФ об охране здоровья граждан», определены орга­низационные начала государственного, муниципального и ча­стного здравоохранения и вопросы его финансирования.

Особое значение регулирования отношений в области обес­печения радиационной безопасности населения в целях охра­ны его здоровья имеет закон от 9 января 1996 г. «О радиаци­онной безопасности населения»2. Не мене актуальной являет­ся проблема безопасности пищевых продуктов в условиях не­регулируемых рыночных отношений. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 г. № 883 принят правовой акт «Об организации и проведении мониторинга качества бе­зопасности пищевых продуктов и здоровья населения». На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осуществ­ляют соответствующие органы исполнительной власти.

Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитар­но-эпидемиологические станции, специализированные санато­рии и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муниципаль­ной собственности перечисленные выше объекты управления.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающи­еся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Обеспечению безопасности здоровья россиян служит закон от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызыва­емого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»1.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора функционирует в системе Минздрава России, переда­на ему и система органов, предприятий и учреждений, дей­ствующая в целях обеспечения санитарно-эпидемиологическо­го благополучия населения - профилактики заболеваний, вы­явления и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Эта деятельность согласу­ется с законом от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения»2. Большое значение имеет постановление, принятое Правительством РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении положения о государственной сани­тарно-эпидемиологической службе РФ и положении о государ­ственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Многие задачи по профилактике заболеваний и укрепле­нию здоровья призван решать Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму3. Положение о нем принято постановлением Правительства РФ от 25 января 2001 г. № 58.

Комитет, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет не только функции государственного управления, межотраслевой и межрегиональной координации в сфере физической культуры и туризма, но и реализует государ­ственную политику в области сохранения и развития курорт­ного комплекса страны. Он имеет свои зарубежные представительства. Однако вследствие известных причин, а главное, ро­ста цен курорты в России стали недоступны для большинства.

Существенную помощь в защите населения от чрезвычай­ных происшествий, создающих угрозу безопасности граждан оказывает Министерство РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое непосредственно подчиняется Президенту РФ.

Основополагающее значение имеют такие акты, как Зако­ны от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1, от 2 июля 1992 г. «О психиатри­ческой помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2, указ Президента от 17 февраля 1995 г. «О гарантиях прав граж­дан на охрану здоровья при распространении рекламы»3, По­ложение о порядке установления ВТЭК степени утраты трудо-спбсобности от 23 апреля 1994 г.»4 и другие.

Отдельным направлением в области здравоохранения явля­ется оказание медицинской помощи на основании медицинс­кого страхования граждан, осуществляемое в соответствии с Законом от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граж­дан в РСФСР»5,. Основная цель медицинского страхования — сохранение и укрепление здоровья населения, создание эконо­мической ответственности и заинтересованности в этом граж­дан, а также предприятий, учреждений, организаций, гаран­тирование гражданам квалифицированной помощи за счет на­копленных средств и финансирования профилактических ме­роприятий.

Наши рекомендации