Общая характеристика международно-правового регулирования вопросов трудовой миграции в рамках СНГ
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | |
Глава 1. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области трудовой миграции.…………….. | |
1.1 Общая характеристика международно-правового регулирования вопросов трудовой миграции в рамках СНГ .……………………………. | |
1.2 Субъекты трудовой миграции, в отношении которых осуществляется сотрудничество государств-участников СНГ…………… | |
Глава 2.О сотрудничестве в рамках СНГ в сфере миграции …………………………………………………………………… | |
2.1 Повышение уровня взаимодействия миграционных органов стран СНГ ………………………………………………………………….. | |
2.2 Вопросы международного сотрудничества государств в сфере определения правового статуса трудящихся-мигрантов…………………………………………………………………… | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Список использованных источников……………………………………….. |
Введение
Выбор автором настоящего исследования темы курсовой обусловлен стремлением рассмотреть в едином комплексе международно-правовые формы сотрудничества в области труда и социального обеспечения на уровне регионального объединения государств - Содружества Независимых Государств1.
Актуальность темы настоящего исследования определена особенностями элементов, составляющих название темы.
Одной из тенденций функционирования современного международного сообщества является возрастание роли сотрудничества государствкак основного принципа международного права2. Выросший из концепции классического международного права о международном общении цивилизованных наций3, принцип сотрудничества подразумевает «новый, более высокий уровень взаимодействия» между государствами - основными субъектами международного права. В соответствии с п.З ст.1 Устава Организации Объединенных Наций, целью этой организации является
' Под международно-правовыми формами сотрудничества в настоящей работе понимаются многосторонние и двусторонние акты, имеющие договорный характер создания, а также акты, принимаемые органами Содружества Независимых Государств и иных межгосударственных объединений.
2 См.: Ушаков Н.А. Принцип сотрудничества государств // Курс международного
права. В 7 т. Т. 2 . - Глава 11. - М.: Наука, 1989. - С 193-208; Марочкин СЮ. Сотрудничество государств // Международное право: Учеб. для вузов / Г.В. Игнатенко,
В.Я.Суворова, О.И. Тиунов; под. ред. Г.В. Игнатенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Высшая школа, 1995. - С. Ш-112; Кузнецов В.И. Принципы добросовестного выполне
ния международных обязательств и сотрудничества // Всеобъемлющая международная
безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: Справочник / Отв. ред.
Б.М. Клименко. - М.: Междунар. отношения, 1990. - С. 151-154.
3 См., подробнее об идее международного общения: Мартене Ф.Ф. Современное
международное право цивилизованных народов. В 2-х т. Т.2. - СПб., 1904. - С. 302.
Цельюнастоящего курсовой работы является анализ сложившегося механизма международно-правового сотрудничества в социально-трудовой сфере в Содружестве Независимых
9 Государств и выявление специфических черт, присущих правовому сотрудничеству в области трудовой миграции, охраны труда и социального обеспечения, восполнение существующих в отечественной юридической науке пробелов в исследовании проблем регулирования по каждому направлению сотрудничества применительно к праву СНГ11.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области трудовой миграции
Общая характеристика международно-правового регулирования вопросов трудовой миграции в рамках СНГ
Одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в процессе формирования интеграционного пространства в рамках Содружества Независимых Государств, является разработка механизма правового регулирования трудовой миграции.
Стремление государств-участников СНГ осуществлять согласованную политику в привлечении и использовании трудящихся из государств, входящих в Содружество, не случайно. Однако, причины таких стремлений неоднозначны.
С одной стороны, распад социалистической системы и переход на рыночные принципы размещения трудовых ресурсов вызвал в государствах Содружества необходимость формирования национальных рынков труда. Этот процесс еще не завершен и связывается с общими социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в этих государствах. Законодательные мероприятия, предпринимаемые в государствах, в значительной степени направлены на защиту национальных трудящихся в условиях быстрого роста безработицы.
Привлечение иностранных трудящихся, в том числе из стран СНГ, в этой ситуации ставится под условие государственного контроля и введения разрешительной системы. Пример такой государственной политики дает Российская Федерация, одним из условий быстрого становления рынка труда для которой называют разумное привлечение иностранной рабочей силы, при этом сводя к минимуму возможность нелегальной трудовой деятельности граждан СНГ на ее территории.
Сотрудничество государств-участников СНГ в области трудовой миграции актуально для Российской Федерации, поскольку более 50 процентов всех трудящихся-мигрантов, прибывающих в Россию, приходится на рабочих и специалистов из бывших союзных республик. В 1993 году этот процент был еще выше и доходил до 75 процентов. При этом, крупнейшим поставщиком рабочей силы из ближнего зарубежья является Украина - примерно 65 процентов от численности трудящихся-мигрантов из стран СНГ (около 77 тысяч человек в первом полугодии 1996 года), затем идут Белоруссия - около 9 процентов, Молдова - 6 и Грузия - 5 процентов. Трудящиеся-мигранты из Армении составляют примерно 4 процента, а из Кыргызстана 0,5 процента
В Федеральной миграционной программе, принятой Российской Федерацией на 1998-2000 годы, целями привлечения иностранной рабочей силы названы: выхох на международный рынок труда в цивилизованных формах; соблюдение и защите прав субъектов временной трудовой миграции с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в отношении трудящихся-мигрантов; обеспечение по ложительного для экономики России баланса трудовой миграции ее граждан за гра ницу и использования труда иностранных граждан31.
С другой стороны, как отмечается в литературе: «...миграция рабочей силы рамках постсоветского пространства во многом способствует формированию на даь ной территории международного регионального рынка труда»32.
Основным побудительным мотивом для правового сотрудничества государств участников СНГ по формированию общего рынка труда при обеспечении свободі пересечения внутренних границ Содружества является идея интеграционного эконс мического пространства, за основу которой был взят тезис о преобразовании высок интегрированного хозяйственного пространства командно-распределительного тип в не менее интегрированное рыночное пространство самостоятельных государств33. Практически все интеграционные объединения, созданные в рамках СНГ ставят своей целью обеспечение свободного перемещения рабочей силы как условие существования общего рынка труда.
Первым из актов, учреждающих формы интеграции в Содружестве, условие о свободном движении рабочей силы закрепил Устав СНГ от 22 января 1993 г.34 в статье 19, определяющей направления сотрудничества в экономической и социальной областях: «Государства-члены сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы...».
В другом основополагающем акте Содружества - Договоре о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 г.35, - подтверждается приверженность целям и принципам учредительных документов о создании Содружества Независимых Государств, а в качестве одной из целей экономического союза поставлена формирование и развитие общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов (ст. 2, 3). Создание самого Экономического Союза должно осуществляться «путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через... общий рынок... рабочей силы» (ст. 4).