Виды театрализованного представления и особенности его драматургии
В
предисловии к учебнику, в связи с уточнением терминологии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родовых и видовых признаках театрализованных представлений. Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни, другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.
Движение самодеятельного творчества трудящихся определяет и постоянно корректирует этот процесс1.
То, что уже сложилось, определилось и имеет живое развитие в последние десятилетия, по видовым признакам можно классифицировать следующим образом (хотя и достаточно условно, не охватывая все существующие и мыслимые явления): агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический театрализованный концерт, массовое театрализованное празднество.
Тематический театрализованный концерт появился и начал определяться в видовых своих чертах в 70-х годах. Имеется и литература, специально посвященная этому новому виду театрализованного представления 2. Но мы не будем специально рассматривать его в главе, так как этот вид находится еще только в процессе становления и в теоретическом плане недостаточно осмыслен, разработан.
Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые признаки и одног временно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений. Поэтому рассмотрение драматургии празднества заключает наше исследование.
1 Небезучастен к данному процессу и профессиональный театр. Появление в
последние годы на сценах профессиональных театров спектаклей типа литера
турно-музыкальных композиций и агитпредставлёний — еще малоизученная ис
кусствоведами, но уже явно проявившаяся тенденция.
2 См. список рекомендуемой литературы в конце учебника.
10 Заказ № 3661
Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну общую задачу — воспитание трудящихся в духе коммунистической сознательности. Однако подходят они к этой задаче по-разному, выполняют ее своими специфическими способами и средствами.
Пропаганда и агитация — слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать — значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать — значит пробуждать определенные стремления, побуждать людей к действию.
Однако суть нашей партийной, ленинской пропаганды значительно глубже. Она призвана не только распространять, передавать революционные идеи, но и делать их убеждениями людей.
Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на борьбу за претворение идей коммунизма в практические дела.
Научное объяснение сущности коммунистической пропаганды и агитации, их единства и различий принадлежит В. И. Ленину. В работе «Что делать?», написанной в 1902 году, Ленин говорит:
«...Пропагандист, если он берет, например, ...вопрос о безработице, должен разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, обрисовать необходимость его преобразования в социалистическое общество и т. д. Одним словом, он должен дать „много идей", настолько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами. Агитатор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример — скажем, смерть от голодания безработной семьи, усиление нищенства и т. п.— и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать „массе" одну идею: идею о бессмысленности противоречия между ростом богатства и ростом нищеты, постарается возбудить в массе недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью...»1.
Коммунистическая партия учит вести всю пропаганду и агитацию не отвлеченно, а конкретно, в неразрывной связи с практикой коммунистического строительства, с повседневным трудом советских людей, вести ее целеустремленно, в боевом, наступательном духе, обеспечивая высокую действенность этой идеологической работы.
Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: печать, устные выступления, техни-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 66—67.
ческие средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.
Обо всем этом надо знать и помнить, когда речь идет об агитационно-художественном представлении любой разновидности, так как оно являет собой органический сплав именно специфических агитационных и художественных средств воздействия на аудиторию. Если сплав средств воздействия неограничен или недостаточно полон, однообразен, то чрезвычайно действенная, исторически сложившаяся форма самодеятельного искусства — агитационно-художественное представление — разрушается.
С каждым годом в нашей стране агитационно-художественные представления завоевывают все большее признание и популярность. Это — свидетельство духовного здоровья народа, свидетельство культурного, гражданского и политического роста советского человека, хозяина своей страны, активного созидателя и борца за построение коммунизма.
Особенно много статей, брошюр и книг написано об одной из разновидностей агитационно-художественных представлений —■ выступлениях агитбригады. Авторы большинства работ по-разному понимали и понимают не только особенности этого самого боевого «жанра» (как чаще всего говорят) самодеятельного искусства, но даже по-разному смотрят на задачи, стоящие перед агит-бригадным движением в целом, и на принципы, лежащие в основе создания любого агитационно-художественного представления.
Одни авторы утверждают, что агитбригада прежде всего должна агитировать, мобилизовывать трудящихся на выполнение конкретных задач, стоящих перед колхозом, совхозом, заводом, фабрикой, цехом и т. д.
Другие считают, что агитбригада должна прежде всего эстетически воспитывать зрителя. А эстетически воспитывать зрителя, по мнению сторонников этой точки зрения, можно лишь на высоких образцах искусства, получивших всеобщее признание. Поэтому куплеты, частушки на местные темы, всевозможные пластические и оригинальные номера они отвергают. В программы агитбригад предлагается включать классическую музыку, отрывки из произведений великих писателей и т. п. Тем самым, по существу, в задачи агитбригады включаются первоочередные задачи художественной самодеятельности вообще, да и при этом средства эстетического воспитания сужаются.
Третьи авторы целиком отождествляют агитбригады с эстрадой в самом широком смысле этого слова1.
Смотры последних лет, студенческие работы на факультетах соответствующих специальностей, творческие конференции и дискуссии многое уточнили в понимании практиками агитбригадно-го дела существа самой агитбригады и агитационно-художественного представления любой разновидности.
1 Это делается, в частности, в книге К- П. Лихачева «Мастера острого слова» (М., 1970, с. 41) и во многих других работах.
10*
Сегодня ясно для всех, что агитбригада должна бить агитатором, обладать силой убеждения, уметь увлечь примером, позвать за собой. Она должна быть политиком,, безошибочно улавливающим актуальные вопросы жизни. Но ей надо говорить не только о событиях всесоюзного масштаба, а освещать и факты, только что имевшие место в данном коллективе.
Современная агитационо-художественная бригада — это небольшой коллектив самодеятельных артистов, средствами искусства ведущих пропаганду решений партии, помогающих распространять передовой опыт и изживать недостатки. Непосредственная связь с жизнью конкретного предприятия, района, города, области — главное достоинство выступлений агитбригад.
Сущность агитбригады вытекает из ее названия и из того, что ее выступления являются разновидностью агитационно-художественных представлений. Она агитационная, ибо помогает вдохновлять трудящихся на активное решение определенных актуальных задач, является помощницей партии в деле коммунистического воспитания трудящихся. Художественная ■— потому что осуществляет свою работу средствами искусства. Коллектив называется бригадой, так как он маневрен, целеустремлен и представляет собой боеспособную творческую группу. И именно агитбригада в лучших своих образцах представляет собой коллектив, который является в равной мере художественным и политическим.
В течение довольно продолжительного времени в практике самодеятельного искусства было одно понятие — агитбригада. Затем, примерно с конца 60-х годов, появились термины: агитационно-художественное представление, агитспектакль, агиттеатр, театр поэтический, политический и т. д. С чем связана подобная дифференциация? Какие тенденции развития отражают данные разграничения? Все это не праздные вопросы для практиков агитбригадного движения.
А происходило следующее. Первоначально, осуществляя свои боевые задачи по мобилизации трудящихся на выполнение конкретных планов предприятия, колхоза, совхоза, агитбригада не разрасталась вширь; коллектив ее, как правило, не превышал десяти человек, вместе с лектором, докладчиком и баянистом. Несколько позже (конец 50-х — начало 60-х годов), с выездом агитбригад на районные и областные смотры самодеятельности, агитбригада стала нередко включать в свое представление хор, танцевальный коллектив, самодеятельный эстрадный оркестр и другие коллективы участников массовой художественной самодеятельности. Получалась громоздкая, чаще всего эклектичная концертная программа. Выезжая на смотры с таким широким представлением, так называемая агитбригада начала отрываться от местной темы, от злободневного, конкретного жизненного материала. Тематическая направленность определялась теперь событием большого масштаба, порой даже международного.
Постепенно это явление широко распространилось, и явно обнаружилась разница между теми выступлениями, что идут, с од-
ной стороны, в цехах, на полевых станах, в сельских клубах и, с другой — на смотрах. Постановки смотровых программ стали поручаться наиболее опытным руководителям и специалистам. И тогда последние стали называть их более общим и точным термином — агитационно-художественное представление.
Но привычка к ранее сложившемуся типу агитбригадного выступления еще долго давала себя знать, так что даже весьма удачные, совершенные программы, не опирающиеся целиком на конкретные факты, события и фамилии, оценивались порой как неудачные, поскольку выходили за рамки, агитбригадных выступлений. Так, прекрасной программе одного из московских заводов на областном смотре не было присуждено призовое место на том основании, что участников было более 30 человек и что коллективный театрально-поэтический рассказ о заводе был слишком обобщающего характера, без конкретных фамилий и цифр. Хотя все при этом отмечали высокое мастерство исполнителей сольных партий, актуальность идеи и другие хорошие стороны программы.
На последнем смотре агитбригад, проходившем в рамках Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, уже не было столь неоправданных оценок: здесь на равных состязались и агитбригады, и коллективы, ставившие агитационно-художественные представления (чаще всего поэтического характера.
В последнее десятилетие на профессиональной сцене тоже появились спектакли-фактомонтажи: «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду, «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля, «Нюрнбергский процесс» Л. Кронфельда и Л. Компанейца и др., а также поэтические представления типа «Павшие и живые», '«Братская ГЭС» Е. Евтушенко, спектакли-диспуты «Думая о нем» В. Долгого, «Остановите Малахова!» В. Аграновского... Социальной заостренностью проблематики, открытой публицистичностью, системой выразительных средств и другими элементами такие агитспектакли профессионального театра, несомненно, в определенной мере обязаны агитационно-художественным представлениям самодеятельных коллективов.
Так в чем же видовая специфика агитационно-художественного представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление — это прежде всего агитация театрально-художественными средствами. Более чем полувековая практика агитационно-художественных представлений, начиная с «живой газеты»,— ярчайшее тому подтверждение.