Закономерности правовой системы
Правовой системе, как и иным реально существующим явлениям, присущи соответствующие закономерности. Познание закономерностей является главной задачей, конечной целью любой науки, в том числе и общей теории права.
Закономерность, как философская категория, используется во всех науках и означает объективно обусловленную устойчивую тенденцию, являющуюся результатом проявления многократно повторяющихся связей между сущностями.
В русскоязычной литературе понятие «закономерность» обычно отождествляется с понятием «объективный закон». Следует, однако, отметить, что некоторые авторы их разграничивают. В частности, В. И. Мишин утверждает, что закон более узок по содержанию, чем закономерность, которая выражает отношения между объективными законами[193]. Встречается в литературе и разграничение объективных законов и законов науки. Обосновывается оно тем, что формулирование того или иного объективного закона осуществляется исследователями по своему разумению, а значит субъективистски. Познаваемая же истина всегда относительна, а не абсолютна. Отсюда вывод – законы науки никогда не могут совпадать с реальными объективными законами, а могут только приближаться к ним. В таком подходе есть, конечно, доля истины, и подтверждением тому служат разноречия как в количестве закономерностей, свойственных исследуемому объекту, так и в характеристике каждого из них. Однако иного пути открытия закономерностей, кроме формулирования их учеными, нет. В научном споре рождается истинное понимание закономерностей. Истинной является так сформулированная, в частности, правовая закономерность, которая устойчиво подтверждается практикой бытия права, его движением, его реализацией.
Закономерности права как одного из явлений общества имеют общесоциальную специфику в сравнении с естественными законами. Она состоит в том, что правовые закономерности не могут реализоваться без активного участия людей, деятельность которых может быть осознанной и стихийной, соответствующей механизму функционирования объективных законов и противоречащей им. Это ведет к изменению условий, в которых действуют объективные законы права. Изменения же условий могут быть эволюционными и скачкообразными, незначительными и существенными, относительно устойчивыми и часто меняющимися. Все это приводит к тому, что закономерность права проявляется не абсолютно (как в природе), а лишь как необходимая для общества тенденция, реально являющаяся импульсивной – то усиливающейся по мере создания благоприятных условий, то ослабевающей при нарастании неблагоприятных обстоятельств.
Закономерности права специфичны и в том отношении, что они непосредственно определяются объективными законами общества как системы более высокого уровня, а в конечном счете – закономерностями природы.
Главная же особенность правовых закономерностей вытекает из специфики самого права, его сущности, его движения.
Закономерности права – это объективно обусловленные и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования.
В советской юридической литературе закономерности права рассматривались преимущественно на уровне национальной правовой системы, к тому же в идеологизированно-классовом, марксистском восприятии путем противопоставления социалистическому праву как праву нового и якобы высшего типа права буржуазного (капиталистического) и всего эксплуататорского права в целом. Что же касается общей, главной закономерности, свойственной любой правовой системе, то она сводилась к выражению воли и интересов господствующего класса, которые предопределяются материальными условиями существования этого класса: «Главная социальная закономерность любой правовой системы состоит в том, что она выражает интересы и волю господствующего класса, содержание которых определяется материальными условиями его существования. Социалистическая правовая система проводит в жизнь и защищает принципы народовластия, коллективизма, социалистической собственности, распределения по труду, заботы о человеке, присущие обществу в целом, соответствующие интересы всего народа»[194].
В новейшей юридической научной и учебной литературе закономерности правовой системы характеризуются и классифицируются неоднозначно.
С точки зрения С. С. Алексеева действуют общие закономерности права как явления цивилизации и культуры и они сводятся к тому, что имеет место:
· «во-первых, переход регулирования, характеризующегося в основном запретительно-предписывающими чертами, к преимущественно дозволительному регулированию для граждан, их объединений, при котором центр тяжести переносится на юридические дозволения, субъективные права;
· во-вторых, все более твердое обретение автономной личностью устойчивого правового статуса;
· в-третьих, все большее связывание государства, всех лиц, имеющих власть, жесткими запретами, ограничениями, разрешительным порядком их функционирования;
· в-четвертых, становление и совершенствование развитой системы правовых средств (в том числе процессуальных), основанных на идеалах свободы и гуманизма, – таких, использование которых оказывается возможным любыми субъектами, прежде всего гражданином, автономной личностью»[195].
В. Д. Попков различает общие закономерности у правовых систем и специфические у правовой системы каждого государства. К общим закономерностям он относит:
· усложнение, активизацию процесса взаимодействия цивилизационных факторов;
· преемственность в развитии правовых систем;
· прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах;
· стремление к сближению, единству в современном законодательстве и правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни[196].
Некоторые авторы рассматривают закономерности в плане основных фаз развития правовых систем:
· фазу зарождения в связи со становлением производственной экономики;
· становление системы правил (норм);
· письменную кодификацию права раннегосударственных образований[197].
Классифицируются закономерности права в юридической литературе по различным критериям: по системному месторасположению в социальном пространстве – на внутренние и внешние; по историческим пределам действия – на всеобщие, общие, особенные; по объему сферы действия – на общие и частные; по типу связи – на закономерности возникновения и развития (генетические) и функциональные (структурно-функциональные); по форме осуществления – на динамические и статические; вычленяются также законы количественные и качественные, основные и неосновные, первичные и вторичные.
Исследуются правовые закономерности в различных аспектах. Одни авторы ведут речь о закономерностях развития, другие – возникновения и развития, третьи – возникновения, развития и функционирования.
Наиболее значимые объективные правовые законы именуются главными, важнейшими, важными, основными, фундаментальными, глобальными, общими, наиболее общими, глубинными.
Подход к праву как многоуровневой системе, как системе систем предполагает необходимость вычленения закономерностей общих (общесистемных, общеправовых) – возникновения, развития, функционирования и специфических (специфически-системных), присущих системе соответствующего уровня (национальной правовой системе, правовой семье, международной правовой системе).
У той или иной национальной правовой системы кроме общеправовых закономерностей могут, при наличии своеобразных социальных и природных условий, проявиться свои, частные закономерности и становления, и развития, и функционирования права. В числе объективных законов правовой системы при делении ее на отрасли существуют отраслевые и межотраслевые закономерности.
Закономерности развития и функционирования права могут рассматриваться на различных уровнях правовых систем в условиях определенной общественно-экономической формации (при формационном подходе) или соответствующего этапа цивилизации (при цивилизационном подходе).
К числу общеправовых закономерностей возникновения права следует отнести:
· эволюционное становление особой группы наиболее значимых обычаев для индивида и общества, служащих защите их безопасности, осуществлению производства, распределения, потребления, которым придается авторитет абсолютной непререкаемости, общеобязательности, обеспечиваемой всеми членами рода (неписанное право, «социальное» право, предправо, протоправо, моноправо, архаическое право);
· возникновение по взаимной договоренности между племенами таких общих для них обязательных правил, соблюдение которых гарантировало нормальные межродовые, межплеменные отношения по использованию природных богатств, обмену продукцией, удовлетворению других интересов и их мирное сосуществование;
· придание с появлением государства соответствующим обычаям силы закона, превращение обычного права в юридический обычай, становление юридического права в силу объективной необходимости жестче, мощнее, надежнее обеспечивать обязательное их исполнение всеми членами общества;
· установление государством новых, вызываемых объективными потребностями развивающегося общества норм путем создания судебных прецедентов и издания государственных нормативно-правовых актов;
· формирование юридического права в многообразных источниках (юридических обычаях, судебных прецедентах, нормативных договорах, нормативных актах, священных писаниях), возникновение системы источников права.
Закономерностями развития права являются:
· возрастание количества правовых норм и принципов по мере усложнения отношений в обществе в процессе его поступательного прогрессивного движения;
· непрерывность совершенствования правовых систем;
· преемственность в развитии правовых систем;
· дифференциация правовых систем на отрасли права (формирование отраслей права);
· интеграция правовых норм в отраслях законодательства в пределах национальных правовых систем (формирование отраслей законодательства);
· сближение основных правовых систем мира;
· юридическое взаимообогащение, взаимопроникновение национальных правовых систем и системы международного права;
· демократизация правовых систем;
· гуманизация систем права.
К закономерности функционирования современных правовых систем относятся:
· соответствие правового упорядочения механизму действия объективных законов регулируемых сфер общественных отношений и закономерностям самого права;
· осуществление правового регулирования путем точного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий;
· верховенство права по отношению к государственной власти (право выше власти);
· верховенство права в системе всех нормативных социальных регуляторов;
· стимулирование социально полезной активности субъектов права;
· усиление роли отрасли конституционного права и его прямое действие;
· усиление роли международного права;
· усиление гарантий прав и свобод личности;
· своевременное правовое упорядочение непрерывно развивающихся отношений, нуждающихся в правовой защите;
· обеспечение стабильности в правовой регламентации.
Как система нормативная, регулирующая поведение людей, правовая система не только существует и развивается, но и функционирует. Функциональная же ее сторона проявляется во внешних сущностных связях, гальванизирующихся в функциональных закономерностях. Это вытекает из природы права как служанки соответствующих явлений, процессов, сфер, систем, которые оно обслуживает в качестве верховенствующего, потенциально самого мощного, совершенного и эффективного регулятора поведения людей в качестве носителей определенных общественных отношений, опосредуя их своей юридической формой, как бы проникая в них и обогащаясь их содержанием.
Правовая система активно воздействует на регулируемые ею системы социальных отношений в плане соотношения ее функциональных закономерностей с закономерностями упорядочиваемых правом систем через человеческую поведенческую систему, которая не ограничивается лишь сферой психологической, но и включает в себя систему интересов, ценностей, идеологических, мировоззренческих, нравственных установок, биологических, экологических и других факторов, всего того, что формирует личность, которая выступает как субъект права. Следовательно, внешнесистемные правовые связи, выражающиеся в функциональных закономерностях, являются главными, определяющими, доминантными по отношению к внутрисистемным (генетическим).
Генетические объективные законы правовой системы вместе с ее функциональными во взаимодействии с закономерностями поведения человека и регулируемых правом общественных отношений образуют механизм правового регулирования в качестве генерализирующего фактора.
Если на уровне элементарной частицы правовой системы генератором активного поведения субъекта права является юридическая норма, то при системно-целостном, синтезном, глобальном подходе к правовой системе генерализующим фактором такого поведения будет механизм ее объективных законов, особенно действие основного закона ее функционирования, аккумулирующего всю совокупность внешних сущностных связей, сцепляющего воедино весь механизм правового воздействия.
Основной закон функционирования правовой системы заключается в стимулировании правовыми средствами социально-полезной активности субъектов права путем обеспечения гармоничного сочетания интересов личности и общества.