Понятие и основные элементы механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования -система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Признаки правовых средств:
1) нацелены на обеспечение интересов субъектов права, достижение поставленных целей;
2) имеют юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
3) сочетаясь определенным образом, выступают основными элементами механизма правового регулирования;
4) их применение приводит к конкретным юридическим последствиям;
5) обеспечиваются государством.
Виды правовых средств:
1. По целевой направленности: правовые стимулы и правовые ограничения.
2.По степени сложности: первичные (субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п. ) и комплексные (договор, норма, институт, правовой режим и пр.).
3. По выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты).
4. По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.
5. По характеру: материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск).
6. По значимости последствий: обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь).
7. По времени действия: постоянные (гражданство) и временные (премия).
8. По виду правового регулирования: нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей).
Основные элементымеханизма правового регулирования: юридические нормы, нормативные акты, акты официального толкования, правоотношения, юридические факты, акты реализации права, правосознание, режим законности.
Каждый из этих элементов выполняет свои определенные регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своими способами, что позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей.
Нормы права - выступают как предписание, как образец поведения в правовых отношениях, служат базой правового регулирования, в них указано, что запрещено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения предписаний, зафиксированных в них. Нормы права - это основа механизма правового регулирования, остальные его элементы носят под нормативный характер.
Нормативно-правовой акт- документ, содержащий нормы права, оказывающий воздействие .на поведение людей путем установления правового режима (регламентации).
Акты официального толкования -документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и разъясняющие смысл правовых норм. Например, пленумом Верховного Суда РФ.
Юридические факты- это ситуации, предусмотренные реальной жизнью, влекущие за собой юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Правоотношения- это элемент механизма правового регулирования, посредством которого осуществляется связь между субъектами права посредством субъективных прав и юридических обязанностей.
Акты реализации права- это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм. права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права- это индивидуализированные, властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Например, решение суда по конкретному юридическому делу.
Субъективное право- стимул поведения, выступающий в виде обеспеченных нормой права правомочий.
Льготызаключаются в освобождении (полном либо частичном) от определенных обязанностей либо в предоставлении определенных преимуществ социально-нуждающимся слоям: пенсионерам, инвалидам, студентам и так далее.
Поощрения- форма и мера юридического одобрения социально-полезного поведения (повышенная стипендия).
Обязанность— это ограничение, которое выступает как вид и мера обязательного поведения. По своей сути, обязанность представляет собой долг, которому соответствует право другой стороны.
Запреты— это правовые ограничения, которые состоят в обязанности воздержаться от противоправных действий. В сущности запрет — это обязанность, за спиной которой стоит на страже государственное принуждение.
Наказание— это мера принудительного ограничения, содержанием которой является ограничение прав и свобод осужденного лица, вплоть до права на жизнь. Наказание как мера порицания применяется к виновному лицу от имени государства по приговору суда.
§ 2. Основные стадии процесса правового регулирования:
- первая стадия - формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения;
- вторая стадия - происходит определение специальных условий, при наступлении которых вступают в действие общие программы. Основным элементом данной стадии является юридический факт.
- третья стадия - установление конкретной юридической связи между субъектами правоотношения (управомоченными и правообязанными).
- четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей.
- пятая стадия (факультативная) - вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная стадия выражается в реализации охранительных правоприменительных актов.