Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Еще выделяют смешанный тип, включающий черты национального и территориального принципа.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

— не обладают суверенитетом;

— не имеют права на отделение или сецессию;

— граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

— закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;

— перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ состоит из 85 равноправных субъектов, которые имеют след. особенности:

22 республики (Адыгея и т.д.): 1) охарактеризованы в КРФ как государства 2) статус определяется КРФ и конституцией субъекта 3) вправе установить свои языки

9 краев, 46 областей, 3 города фед. значения: статус определяется КРФ и своим уставом, принимаемы законод. или представ. органом.

1 Автономная область: Еврейская

4 Авт. округа (Ненецкий, ХМАО-Югра, Чукотский, Ямало-Ненцкий. Особенности: 1) мб приняты ФЗ о них 2) от-е авт. окруов, входящих в состав края или обл. м. регулироваться ФЗ и договором между соотв. АО, краем или обл.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Виды субъектов РФ:

1. Республики в составе РФ — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2. Края, области, города федерального значения в составе РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;

3. Автономные округа и автономная область в составе РФ — по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава РФ может происходить вследствие:

1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);

2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта

Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов:

1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта;

2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.

4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.

48. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов: понятие, виды, содержание.

Предмет ведения РФ – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией (ст.71) к компетенции РФ.

Содержание ст. 71 следует рассматривать в тесной связи с положениями ст. 72, 73 и 76 Конституции РФ, поскольку речь идет о разграничении предметов ведения и полномочии между Федерацией и ее субъектами. Формулировка «в ведении РФ находятся» означает, что соответствующие сферы и отрасли хозяйства страны, виды имущества, определенные виды деятельности, связанные, например, с обороной страны, обеспечением безопасности, установлением гражданства РФ и т.п., являются предметами государственного регулирования на федеральном уровне.

Статья 71 КРФ:

В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, согласия и делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

–––––

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов федерации.

Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти направлено на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Субъекты федерации вправе принимать участие в федеральном законодательном процессе. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Гос. Думу, а также после их принятия в первом чтении направляются в органы государственной власти субъектов федерации для внесения предложений и замечаний в месячный срок. До истечения указанного срока их рассмотрение во втором чтении не допускается.

Представители субъектов федерации вправе принимать участие с правом совещательного голоса в работе над проектами федеральных законов по предметам совместного ведения в комитетах и комиссиях Государственной Думы и создаваемых рабочих группах.

Для урегулирования споров о конституционности актов и споров о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов федеральная Конституция предоставляет соответствующие полномочия Конституционному Суду РФ (ст. 125).

Наши рекомендации