Гражданские правоотношения. Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права

Правоведение.

Государство

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права, с помощью специального механизма (аппарата).

Государство обладает монополией на осуществление власти и на управление обществом.

Теории возникновения гос-ва:

· Теологическая (божественная воля).

· Патриархальная (превращение большой семьи в народ и трансформация отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему во всем подчиняться).

· Договорная (люди заключили договор с гос-вом, передав ему часть своих прав, принадлежавших им от рождения, для того чтобы гос-во от их имени осуществляло управление обществом и обеспечивало бы порядок в нем).

· Теория насилия (в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, создавая специальный аппарат подавления, чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечить покорность их населения).

· Ирригационная теория (возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений. Для этого и был создан специальный аппарат – гос-во).

· Марксистская теория (на определенном этапе развития первобытного общества вследствие совершенствования его производительных сил появляются излишки продуктов и товаров сверх необходимого для личного потребления. Эти излишки накапливаются у отдельных лиц (в первую очередь у вождей и старейшин), таким образом возникает частная собственность, которой не было при родовом строе. Появление имущественного неравенства приводит к расколу ранее однородного общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу понадобилась специальная структура для удержания в повиновении рабов, поэтому и было создано гос-во как спец. Аппарат, машина, с помощью которой рабовладельцы устанавливали свое политическое господство).

Признаки государства:

· Наличие специальных гос. органов (правительство, полиция, суды и др.)

· Государственная власть распространяется на всех, кто находится на территории гос-ва

· Только гос-во может устанавливать правила поведения (нормы права)

· Только гос-во может взимать с населения налоги и др. обязательные сборы

· Гос-во обладает суверенитетом

Функции гос-ва:

· Внутренние функции

o В экономической сфере – долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов.

o В социальной сфере – соц. Защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, безработных, многодетных), пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта , средств связи и т.п.

o В политической сфере – охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам.

o В культурной сфере – гос. поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества.

· Внешние функции

o Взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими гос-вами.

o Защита от нападения, внешней агрессии, охрана гос. границ.

o Обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и др. оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом.

Форма гос-ва

Форма гос-ва – организация и устройство гос. власти, а также способы ее осуществления.

Форма правления (кому принадлежит власть):

· Монархия (верховная власть принадлежит одному лицу).

o Абсолютная – монарх ни с кем не делит власть. (Древний Египет, Древний Китай и др.).

o Ограниченные конституционные – наряду с монархом существует другой высший орган власти (например, парламент).

§ Парламентская – монарх ограничен в правах и это закреплено в основном законе (конституции). (Бельгия, Швеция, Япония).

§ Дуалистическая – двойственность верховной власти: монарх формирует правительство, но законодательная власть принадлежит парламенту. (Встречается редко – Марокко, Иордания).

· Республика (верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом).

o Президентская – президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок является одновременно главой гос-ва и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует. (США).

o Парламентская – президент избирается парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий. Он является лишь главой гос-ва и не возглавляет исполнительную власть. Во главе правительства – премьер-министр. (Германия, Италия).

o Смешанная (Франция, Россия).

Устройство гос-ва (территориальное деление):

· Унитарное – гос-во, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты, воеводства и т.п.), не обладающие самостоятельностью. (Польша, Франция, Литва).

· Федеративное – гос-во, которое представляет собой добровольное объединение нескольких суверенных государств. Объединившись они создают качественно новое гос-во, в котором получают статус объектов федерации (штаты, республики, земли и т.п.). При этом создаются новые федеральные органы власти, которым члены (субъекты) федерации передают часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой суверенитет. Две системы органов власти – федеральные (действуют на всей территории гос-ва) и субъектов федерации (действуют только на своей территории). Законы – федеральные и субъектов федерации. (США, Германия, Россия).

· Конфедерация – союз суверенных государств, заключенный ими для достижения ими каких либо определенных целей (совместное решение экономических проблем, оборона). (США с 1776 по 1787 гг.)

Государственные (политические) режимы:

· Демократический (обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, а также равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и гос. делах).

· Антидемократические

o Тоталитарный (гос-во осуществляет полный, всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества).

o Авторитарный (промежуточный между тоталитарным и демократическим).

Судебная система РФ

Гражданские правоотношения. Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права - student2.ru

Выборы

Система выборов:

· Мажоритарная (Один кандидат от одного избирательного округа. В списке избирателей должно быть не более двух кандидатов. Граждане голосуют за лучшего по их мнению.)

· Пропорциональная (Голоса отдаются за партию. В парламент избирается определенное кол-во членов партии. Формируются партийные списки – под номером один обычно глава партии.)

· Смешанная (в некоторых странах) (Половина списка по мажоритарной, половина – по пропорциональной).

Избирательный ценз затрагивает кандидатов и избирателей.

Кандидаты:

· Должны достичь определенного возраста (обычно 21).

· Для некоторых кандидатов вводится ценз проживания (прожить определенное кол-во лет в стране).

Избиратели должны быть дееспособными, совершеннолетними, иметь гражданство, не иметь ограничения прав (сидеть в тюрьме к примеру).

В ряде стран существует имущественный ценз (к выборам допускаются только состоятельные граждане).

Существует минимальный порог явки на выборы (для большинства сран 50%+1 чел.).

Все избранные депутаты получают гос. жалование и иммунитет от преследования (не могут быть подвергнуты аресту, заключению под стражу, посадить в тюрьму). За совершение тяжкого преступления – депутата лишают статуса (лишить статуса может только парламент). Мера направлена для защиты депутатов от произвола властей.

За все время работы депутат не может заниматься коммерческой деятельностью, состоять на гос. службе.

Работа депутата - участвовать в деятельности парламента, выполнять партийные ф-ии, защищать права граждан. Дополнительно депутат может заниматься научной или публицистической деятельностью.

На время работы депутат обеспечиваются служебным жильем (в некоторых странах и транспортам).

Депутат обладает расширенными полномочиями в отношении органов гос. власти (депутат может сделать запрос по выявленному им факту нарушения прав в любом органе гос. власти).

Депутат имеет право поднимать вопрос перед органами прокуратуры и дознания в случаях нарушения прав избирателей.

Для выполнения работы депутату положены помощники. В некоторых странах помощники депутата обладают правами самого депутата. В РФ помощники депутата выполняют только технические ф-ии.

По завершению срока депутатского мандата депутат оставляет служебное имущество и возвращается в тот регион, где был избран. Если депутат занимал должность в органах гос. власти до выборов, то он получает ее обратно.

Существует ряд должностей гос. власти не совместимые с работой депутата.

Человек не может избираться одновременно в местные и федеральные органы власти. В случае победы и в местных, и федеральных выборах – его оставят только в одних.

Правоотношение

Правоотношение – общественные отношение, урегулированное нормой права, санкционируется и охраняется гос-вом.

Все значимые отношения в обществе урегулированы нормами права. Незнание нормы права не освобождает от ответственности субъекта при нарушениях.

Нормы права разделяют по сферам действия.

Отношения, связанные с имуществом, а также некоторые неимущественные отношения, регулируются нормами гражданского права (Гражданский Кодекс РФ и Гражданский Процессуальный Кодекс РФ).

К личным неимущественным отношениям относятся честь, достоинство и деловая репутация. Гражданское право защищает эти три категории.

Отношения в сфере административного управления и общественного порядка регулируются нормами административного права.

Регламенты министерств, ведомств, служб, нормы поведения граждан регулируются Административным Кодексом РФ.

Общественные отношения, связанные с пресечением преступлений регулируются нормами уголовного права. Нормы уголовного права распространяются только на физ. лиц (т.е. привлечь к ответственности фирму нельзя, привлечь можно сотрудников).

Правонарушения:

· В гражданском праве – деликты

· В административном праве – проступки

· В уголовном праве – преступления

Правонарушение – объективное, виновное, противоправное деяние, совершенное надлежащим субъектом.

Наибольшую опасность представляют преступления.

Правонарушение состоит из 4-х частей:

· Объект (Общественное отношение, которое охраняется гос-вом. Гос-во не охраняет физ. или юр. лица персонально, оно охраняет нормы права. Нормы права регулируют общественные отношения. Участники общественных отношений автоматически становятся субъектами правоотношений. Если субъект правоотношения нарушает норму права, он становится субъектом правонарушения. Нарушая ному права, субъект нарушает права лиц, участвующих в правоотношениях.)

· Объективная сторона (все обстоятельства, позволяющие установить действия правонарушителя)

· Субъективная сторона (характеризуется виной)

Вина – психическое отношение лица к совершенному им деянию.

Вина:

· Умысел

o Прямой (когда лицо знало о последствиях своего деяния и желало их наступления)

o Косвенный (когда лицо знало о последствиях своего деяния, но относилось к ним равнодушно)

· Неосторожность

o Легкомыслие (лицо знало о последствиях деяния, не желало их наступления, легкомысленно рассчитывало, что последствия не наступят или их удастся предотвратить)

o Небрежность (лицо не знало о последствиях деяния, хотя в силу квалификации, либо, исходя из обстоятельств, должно было знать)

· Субъект (правонарушение совершается только дееспособным или делитоспособным субъектом)

Гражданские правоотношения

Гражданские правоотношения регулируют общественные отношения, которые связанны с имущественными отношениями, интересами физ. и юр. лиц, а также органов гос. власти.

Имущественные отношения предполагают интерес сторон к получению мат. благ, как путем получения имущества (движимого и недвижимого), так путем выполнения работ и оказания услуг.

Личные отношения:

o Имущественные

o Неимущественные

Обе категории предполагают мат. интерес, субъекты которого, участвуя в гражданских правоотношениях преследуют свой частный интерес, как правило связанный с обогащением, в том числе и органы гос. власти.

Наши рекомендации