Социально-экономическое развитие ВКЛ в XIV-XVI вв. Аграрная реформа 1557 г
Основу экономического развития белорусских земель в XIV-XVI вв. составляло сельское хозяйство, с которым были тесно связаны ремесло и промыслы. Основными отраслями сельского хозяйства были земледелие и животноводство.
Право собственности на землю монопольно принадлежало классу феодалов. Крупнейшим феодалом было государство, имевшее в собственности крупнейшие земельные пространства. Основным земельным фондом хозяйственных земель владел великий князь. Все больше земельных угодий из рук монарха попадало в собственность шляхты. Поместьями на белорусских землях владели церковные учреждения и иерархи.
Сначала феодальное хозяйство носило натуральный характер, однако увеличение спроса на сельхозпродукцию в Западной Европе требовало коренной перестройки хозяйства. На смену двору приходит фольварк, ориентирующийся на рынок. Производство в таком хозяйстве ориентировано на труде крестьянина-барщинника.
Реорганизация феодального хозяйства постепенно набирала темпы. «Устава на волоки» 1557 г. явилась документом, подытоживающим определенный опыт фольварочного хозяйства. Одной из основных целей «волочной померы», вошедшей в историю под названием реформы 1557 г., было упорядочивание крестьянского землепользования, унификация размеров обложения повинностями. В соответствии с «Уставой» земля нарезалась на волоки (21,36 га). Т.о., в ходе проведения волочной померы разрушалась поземельная община. Она заменялась подворным населением земли.
Иначе протекал процесс развития помещичьего хозяйства на востоке Беларуси. Там фольварк был явлением редким. Помещичье хозяйство имело преимущественно промышленный характер (пр-во лесомат-в, дегтя, смолы). Основным производителем сельхозпродукции было крестьянское хозяйство, еще не знавшее барщины. На востоке Беларуси волочная помера не была проведена. Решающим фактором была близость русской границы. При всяком усилении гнета крестьяне «голосовали ногами». Русские власти беглецов не выдавали.
Аграрная реформа увеличила доходность государственных имений. Частные владельцы приспосабливали ее к своей выгоде, увеличивая повинности. В конце XV – первой половине XVI в. шел активный процесс закрепощения крестьянства. Прежние категории крестьян постепенно превращались в одно сословие – крепостное крестьянство. Крестьяне подразделялись на данников, тяглых и чиншевых. Натуральный оброк был главным в системе повинностей. Но по мере укрепления фольварочной системы на западе Беларуси на первое место выходит барщина – работа в помещичьем хозяйстве. В Восточной Беларуси – дань (большей частью медом дорогими мехами).
В XIV-XVI вв. в Беларуси наблюдается интенсивный процесс урбанизации. Некоторые белорусские города стали крупными центрами ремесла. Одной из основных городских функций была торговля. Рынки городов связывали между собой все регионы Великого Княжества Литовского.
Т.о., XIV-XVI вв. стали временем глубоких социально-экономических сдвигов, разрушающих вековые основы феодальных традиций, и создали благоприятную почву для развития новых производственно-общественных отношений.
10. Люблинская уния: причины, особенности государственного устройства Речи Посполитой, статус ВКЛ.
В 1956 г. на карте Европы появилось новое государство – Речь Посполитая. К объединению две независимые соседние страны – Королевство Польское и Великое Княжество Литовское – шли почти два века. 1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии.
В ряду причин унии 1569 г. одна из самых весомых – внутрисословные противоречия в лагере правящего класса Великого Княжества: средняя и мелкая шляхта хотела получить те же шляхетские вольности и то же влияние на управление государством, какие имела польская шляхта. Польские порядки были вольготнее для господствующего сословия. Но все же главной причиной заключения Люблинской унии стало тяжелое внешнеполитическое положение белорусско-литовского государства. Во-первых это борьба ВКЛ и Московского княжества за объединение земель Восточной Европы под своей властью. Кульминацией этой борьбы стала Ливонская война, начавшаяся в 1558 г. В начале 60-х гг. боевые действия перекинулись на территорию Княжества. Силы государства были на пределе, срочно требовался союзник. Надежда была на помощь Польши, т.к. Княжество имело значительный опыт уний с ней. К тому же западный сосед сам стремился к унии. На то было несколько причин. Во-первых, многочисленной польской шляхте стало тесно в королевстве и она поглядывала на земли Княжества, которые могли дать новые богатства, а с ними должности и награды. Во-вторых, Польша являлась самым сильным католическим бастионом в Восточной Европе, а потому именно ей Ватиканом отводилась главная роль в экспансии католицизма на восход.
Польша ко времени объединения находилась в лучшем положении, чем Княжество, что позволяло Короне осуществлять великодержавную политику. Однако сохранившаяся политическая мощь ВКЛ и отсутствие сильной централизованной власти в Польше не позволили последней инкорпорировать белорусско-литовское государство в свой состав. Люблинский акт был определенным компромиссом между устремлениями двух сторон, шедших на унию. Речь Посполитая была образована как конфедеративное государство с единым королем, общим Сеймом, одной Радой, общей денежной системой. Но в ВКЛ полностью сохранялись прежние административный аппарат, отдельные от Польши законодательство и судовая организация, титул и печать, а также войска. Самым мощным всплеском государственной независимости ВКЛ было принятие Статута 1588 г., который упразднял многие положения Люблинской унии. В этом законодательном акте о Люблинской унии даже не упоминается.
Но со временем ВКЛ начинает терять свою самостоятельность. Постепенно проходит ополячивание шляхты ВКЛ. Древнебелорусский язык теряет свои позиции.
Т.о., сформированная в Польше монархически-республиканская государственно-политическая система была не в состоянии объединить земли Речи Посполитой.
11. Межконфессиональные отношения в ВКЛ: православие, католицизм, протестантизм.
На территории ВКЛ существовали 3 христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм; 1 исламская.
Наиболее древней христианской церковью была православная. Православие пришло в 988 г. – крещение Киевской Руси. Еще во времена КР определились основные сферы деятельности христианской церкви, возникла крупная церковная землесобственность, оформилась ее структура. Для руководства деятельность церкви в крупных городах начали создаваться епархии: 992 г. – первая православная епархия в Полоцке, 1005 г. – Туровская Епархия. Во главе стоял киевский митрополит, который подчинялся Константинопольской патриархии. В н. XVI в. король и великий князь имеют право назначать на православные кафедры, следовательно, в православной церкви много случайных людей, это дискредитирует ее. В 1054 г. христианская церковь раскололась на православную и католическую. В 1204 г. крестоносцы разгромили Константинополь.
В отличие от православия, распространение католицизма на территории Беларуси, как и во всем ВКЛ, началось позже и прошло 2 отдельных этапа: с середины XIII в. до конца XIV в. и с конца XIV в. до второй половины XVI в.
С момента заключения ВКЛ с Польшей Кревской унии (1385 г.) началось окатоличивание. В 1387 г. Ягайло принимает католичество и польскую корону. Этот период считается временем изменения политико-правового положения белорусских земель в ВКЛ. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные в ВКЛ лишались гражданских прав.
В XV – XVI вв. участились переходы православной знати к Москве со своими землями. В результате продолжительной борьбы православные феодалы добились в 1447 г. уравнения их прав с феодалами-католиками, но дискриминация при назначении на государственные должности сохранялась. В начале XVI в. князь Михаил Глинский организовал крупное восстание православных феодалов. Вся захватническая политика Московии происходила под идеологическим прикрытием защиты православия.
В 1534 г. православные были уравнены в правах с католиками. Положение православных в ВКЛ всегда зависело от того, кто был у власти.
Протестантизм появился в результате Реформации XV – XVII вв. На территории ВКЛ распространение получили кальвинисты, антитринитане (50-70 гг. XVI в.). Организуются десятки реформаторских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Антитринитане требовали социальных преобразований в обществе, что привело к конфликту с кальвинистами. Протестантов в ВКЛ поддерживали магнаты в надежде, что сохранят независимость как от Москвы, так и от Польши. При всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и РП не было будущего. Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси.
После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Новое направление христианства – униатство – было оформлено Брестским собором в 1596 г. Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Православная церковь в РП была официально запрещена, но права и имущество отошли к униатам. Униатская церковь сохранила православные обряды. В 1620 г. иерусалимский патриарх восстановил православную церковь.
В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники. Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет казацкая война 1648-53 гг.
12. Брестская уния: причины, цель, результаты. Судьба униатской церкви.
После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Брестская религиозная уния занимает в истории Беларуси судьбоносное место. Был поставлен вопрос – быть Белой Руси или не быть.
Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Эта идея воплотилась в Речи Посполитой в первые десятилетия ее существования. Созданию униатства способствовало стремление части влиятельных магнатов ВКЛ путем унии прекратить религиозные споры и создать государственную церковь, независимую от Москвы и Варшавы. В основе этих намерений лежало стремление сохранить религиозно-культурную независимость ВКЛ, избавиться от домогательств московских патриархов и не слиться с католической церковью, оставаясь мощной и независимой церковью.
Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь.
После окончательного обсуждения 1595 г. решили, что унию можно заключать, для чего в Бресте был созван религиозный церковный собор с участием крупных магнатов и известных зажиточных горожан. Но антиуниатские настроения, борьба православных братств против унии не были взяты в расчет. И собор сразу же раскололся на 2 части. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Унию подписали по указу короля и под угрозой военной силы.
Брестский собор 1596 г. провозгласил создание униатской церкви. Униатство предусматривало сохранение православных обрядов, церковнославянского языка при богослужениях, традиционных праздников, но признавало верховенство папы римского, католическое вероучение. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Принимая западноевропейские культурные ценности, униатская церковь обогащала культуру восточных славян. Уния стремилась уменьшить враждебность между православными и католиками, распространить на Восток европейскую передовую науку и культуру.
В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники.
Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет национально-освободительная война 1648-53 гг. Уния катастрофически сказалась на судьбе РП, став началом ее распада.