Некоторые советы по подготовке тематических радиопрограмм
Жанрово-тематические особенности программ большинства радиостанций определяются ориентацией на группы населения, дифференцированные по возрастному, социально-экономическому или этническому признаку. Обычно радиослушатели не задумываются, к какому профилю относится любимая.станция. Но для радиожурналистов — это исходный вопрос их творчества.
Могут существовать (и уже существуют в России) десятки радиостанций различных профилей, но все они относятся к одной из трех основных категорий: музыкальные, информационные или специализированные.
Станциимузыкального профиля наиболее распространены среди коммерческих радиостанций. Существует множество вариантов таких станций, ориентированных на различные возрастные группы и отдающих предпочтение тому или иному музыкальному стилю в своих программах (ретро, джаз, классический рок, кантри, классическая музыка, современные хиты и т.д.).
Средиинформационных станций, кроме чисто новостных, на Западе широкое распространение получили станции, ориентирующиеся только на выпуск в эфир всевозможных ток-шоу. Последние передают различного рода интервью с привлечением слушателей, звонящих по телефону либо прямо в эфир, либо попадая в своеобразное «сито» редакционных работников, отбирающих наиболее интересные вопросы, реплики, предложения. Подобный прием работы весьма популярен на российских, по преимуществу, молодежной ориентации, коммерческих станциях, однако, пожалуй, ни одна из них не специализируется исключительно на ток-шоу.
Специализированные станции ориентированы на этнические, религиозные группы или группы слушателей, объединенные, как принято говорить, по интересам (автомобилисты, спортивные болельщики и т.д.)
Разумеется, множество российских радиостанций работают посмешанному признаку: информационно-музыкальный «Маяк», использующее все тематические профили «Эхо Москвы» и т.д.
Определение профиля станции является первым решающим шагом для разработки стратегии подготовки программ, организации работы всего коллектива и каждого журналиста в отдельности.
Наиболее популярные музыкальные станции уже заняли свою нишу на существующем радиорынке. Практически все однотипные станции работают с одним и тем же музыкальным материалом. Хорошо подобранный репертуар и частота повторений отдельных записей вполне могут привлечь внимание слушателей. Для определения оптимальных параметров этих простых, на первый взгляд, «инструментов» в работе радиожурналистов музыкальных редакций используются телефонные или групповые опросы слушателей, создаются вполне научные базы данных. Все более в практику музыкальных станций входят компьютеры для определения рациональной частоты повторений записей тех или иных музыкальных номеров.
Один из «секретов» популярности музыкальной радиостанции — удачный подбор дикторов-ведущих, работающих в прямом эфире. Чаще их называют «диск-жокеями» или «ди-джеями». Их основные обязанности:
представление радиослушателям музыкальных записей и программ, зачитывание рекламных текстов и программных объявлений, включая сводки погоды и условия движения на дорогах. Нередко дикторы-ведущие могут подменять музыкальных редакторов или готовить рекламные и другие объявления.
К примеру, молодежная радиостанция «106,8 РМ» неожиданно для всех ворвалась в число лидирующих, потеснив самое модное доселе радио «Максимум», признанного мэтра так называемой рейв-культуры. Конечно, в этом большую роль сыграло уточнение программной политики, отказ от трансляции только клубной музыки «хаус», «техно», «транс», включение в программы современных хитов. Но к этому, безусловно, следует добавить огромную популярность у молодых радиослушателей ди-джея Грува, певца, журналиста и просто талантливого человека.
При подготовке любых тематических программ мастерство радиожурналистов играет решающую роль в достижении успеха. Как справедливо пишет Ю.А. Летунов, «слово «мастерство» употребляется в двух значениях, во-первых, как ремесло, профессиональная выучка, во-вторых, как исключительное умение, высокое искусство в какой-нибудь области. Достигнуть высокого искусства невозможно без овладения основами ремесла».
Во время работы в прямом эфире мастерство радиожурналиста на виду, или, если хотите, на слуху, у всех. Так же, как и в работе ди-джеев, это особенно наглядно проявляется в спортивной радиожурналистике, не менее популярной у значительной части аудитории, чем музыкальные программы.
Ведущий жанр спортивной журналистики — репортаж со спортивного состязания, имеющий богатейшие традиции в отечественном радиовещании. Он представлен именами таких замечательных мастеров как Вадим Синявский, Ян Спарре, Николай Озеров, Владимир Маслаченко и других.
Сутьспортивного репортажа — описание непосредственно происходящего на месте события. Однако спортивный репортер должен уметь дополнить свой рассказ другой информацией. Если говорить, например, о футболе, безусловно, самом рейтинговом виде спорта, то происходящее на игровом поле дает прекрасную возможность для органичного соединения двух основных элементов репортажа: описания и дополнительной информации.
Слушателям мало знать, на какой половине поля в данную минуту находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник. Поскольку радиоаудитория не видит происходящего, ей надо сообщить, сколько человек на стадионе, каковы погодные условия, можно рассказать, какое место занимают команды в турнирной таблице и как скажется результат матча в последующем. В то же время «репортаж — не нанизывание статистических данных», не средство демонстрации спортивной эрудиции комментатора. Журналист обязан дать возможность слушателям сопережить все перипетии матча.
Во время репортажа спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда практически вся аудитория переживает за свою национальную команду, за отечественных спортсменов, следует сохранять объективность в оценке выступлений. То, что в этом случае радиожурналист явно желает успеха своим соотечественникам, вполне естественно.
В спортивном репортаже атмосфера соревнований говорит подчас не меньше, чем самый квалифицированный комментарий. Когда гул трибун бывает выразительнее слов, комментатор должен сделать паузу. Резкий свисток судьи, возмущение болельщиков или, наоборот, напряженная тишина на спортивной площадке — все это дополнительные средства выразительности, которыми нельзя пренебрегать.
Проблема языка и стиля, пожалуй, нигде не стоит так остро, как в спортивном репортаже. Для спортивного комментатора не подходит чересчур эмоциональный язык болельщиков. В то же время опасно злоупотребление специфическим спортивным жаргоном. К сожалению, нигде клише и языковые штампы не процветают так, как в спортивных репортажах, свидетельством чему служит повседневная практика радио, телевидения и спортивных газет. Такие простые слова, как «победа», «поражение», «счет» начинают казаться пресными, и комментаторы ищут им витиеватые синонимы. Случается, кому-то удается найти удачное выражение, но коллеги тут же подхватывают его и используют до тех пор, пока оно не утратит яркости.
Постоянно возрастает поток однообразных вопросов и заранее готовых ответов спортсменов и тренеров в раздевалках, перед соревнованиями и после них.
Спортивные комментаторы (и не только на радио) злоупотребляют военной лексикой: «Ребята на линии фронта стояли насмерть, проявляя стойкость и мужество», «Команда оказывает отпор противнику», «Форвард заходит в тыл неприятелю»... Попутно заметим, что политические обозреватели, в свою очередь, нередко используют спортивную терминологию: «Выборы — заезд с большим числом участников», «Лидер заезда спотыкается в первом туре выборов», «Темная лошадка .приходит к финишу первой», «Борьба на партийном съезде будет острой до самого конца»...
Да, конечно, вести прямой репортаж чрезвычайно трудно. Тут и непредсказуемость происходящего, и высокий темп действия и, соответственно, речи комментатора, и вполне естественное волнение. Как писал известный радиожурналист Ю. Гальперин, «у микрофона волнуется каждый нормальный человек, даже комментатор, только он умеет сдерживать, прятать свое волнение. Поводов же у него для таких переживаний более чем достаточно...»
Комментатору, и не только спортивному, требуется знание профессиональных тонкостей, постоянное совершенствование мастерства, регулярное прослушивание репортажей, включая свои собственные. Начинающему репортеру следует иногда сопровождать своего старшего, более опытного коллегу, может быть, параллельно с ним наговаривать репортаж на диктофон, чтобы потом сравнить две пленки. Но ни в коем случае не следует пытаться копировать удачные находки мастера, подражать его интонациям, использовать чужие слова и выражения. Не забывайте: копии всегда хуже оригинала.
Следует учитывать и тот факт, что при прямой трансляции соревнований некоторые болельщики одновременно слушают радиорепортаж (в отечественной практике часты случаи совмещения, когда радиоаудиторию подключают к телевизионному звуку). В этом случае не миновать упреков тому комментатору, который слишком часто позволяет себе всевозможные, пусть даже интересные, отступления, опаздывая за драматическими событиями, происходящими на спортивной арене. Добавим к этому, что и на трибунах немало болельщиков не выпускают из рук маленькие транзисторные радиоприемники.
Вот что советуют опытные радиожурналисты начинающим репортерам:
Серьезно готовьтесь к репортажу, продумывая, что вы хотите сказать и к а к вы собираетесь это сделать. Заранее планируйте, как передать атмосферу события, органично соединив его звуковую канву с вашим рассказом.
Заблаговременная подготовка придаст вам уверенности во время репортажа. Однако не следует пользоваться написанным текстом (устная речь существенно отличается от письменной). Домашние заготовки держите в голове, в крайнем случае, в комментаторскую кабину берите с собой только тезисы.
Не бойтесь пауз в репортаже, иногда они много выразительнее многословных описаний.
Описывайте происходящее так, чтобы слушатель увидел событие вашими глазами. Удачные сравнения вызовут у слушателей нужные ассоциации. Помогите слушателям сопереживать происходящему. Для этого комментатору самому надо неравнодушно относиться к действию, умело добиваясь живости репортажа.
Опытный комментатор постоянно варьирует описание: то деталь крупным планом, то общий план игровой площадки. Не кричите в микрофон, не форсируйте голос. Приблизьтесь к микрофону или выберите такое место, где шум болельщиков не помешает радиослушателям комфортно воспринимать ваш рассказ. По возможности включите микрофон в начале репортажа и выключите его в конце. Многократные включения и выключения мешают естественному течению репортажа и его последующему монтажу, если в этом появится необходимость.
Если спортивный репортаж имеет большие и славные традиции в отечественной радиожурналистике, тоосвещение предвыборной борьбы в условиях политического плюрализма, демократии, многопартийности — новая сфера деятельности российских средств массовой информации. Освоение опыта общественно-правового телевидения и радиовещания развитых стран, традиций гражданского общества — один из путей достижения оптимальных результатов в этом важнейшем разделе вещания. Может быть, одна из наиболее очевидных трудностей здесь — соблюдение журналистской беспристрастности, максимальной объективности, без которых невозможны подлинно демократические выборы.
При обсуждении вопроса о связи СМИ и выборов существуют три группы интересов, подчас вступающих в серьезные противоречия друг с другом: 1) стремление кандидата получить канал массовой связи с избирателями (в нашем случае, с радиослушателями); 2) интересы средств массовой информации со специфически журналистскими особенностями самовыражения; 3) интересы общественности (электората), нуждающейся в получении максимально полной информации, необходимой для участия в выборах.
Как совместить эти интересы? Могут ли чьи-то интересы превалировать, и если да, то каким образом?
Государственные СМИ освещают предвыборную кампанию в соответствии с инструкцией Центризбиркома, бесплатно предоставляя всем кандидатам одинаковое эфирное время. Независимые СМИ в принципе могут поступать в соответствии с вещательной политикой данного конкретного органа информации, однако и в этом случае следует стремиться к максимальной объективности, заботясь об авторитете и престиже станции.
В новостных радиопрограммах невозможно применять аптекарские весы, чтобы с математической точностью выверить равные возможности кандидатов на эфир. Если кандидат — должностное лицо высокого ранга, участвующее в официальном, обязательном или хотя бы желательном для освещения мероприятии, то такой материал нельзя считать предвыборной агитацией, хотя объективно он работает на имидж кандидата.
В российских условиях на первом этапе обычно весьма значительное число кандидатов на ту или иную выборную должность. Можно ли всем предоставить одинаковое количество бесплатного эфирного времени, учитывая, что последнее все-таки небезгранично? Как быть с платной рекламой, когда в бюджет станции предлагаются весьма солидные средства? Все это непростые вопросы, окончательное решение которых впереди, если оно в принципе возможно.
Важный момент избирательной кампании — предвыборные дебаты, которые всегда проходят в прямом эфире. Роль журналиста-ведущего здесь чрезвычайно сложна и ответственна. С одной стороны, он не имеет права на какую бы то ни было пристрастность к одному участнику дебатов в ущерб другим. С другой стороны, если радиоведущий самоустранится, в проигрыше окажутся не только радиослушатели, но и участники дебатов. Представляя интересы аудитории, электората, общества, журналист должен действовать крайне осторожно, взвешенно, спокойно и продуманно. В радиодебатах обычно задействованы самые опытные работники станции, обладающие высочайшим профессиональным мастерством.
Можно посоветовать также поощрять участие слушателей, повышать их интерес, используя для этого звонки на радиостанцию, приглашение в студию для участия в прямой радиопредаче. Однако здесь есть опасность пустой траты дорогого эфирного времени, если неподготовленным избирателям дать возможность задавать тривиальные или даже не касающиеся существа дела вопросы.
Наконец, платная политическая реклама может содержать, как минимум, нереальные, невыполнимые обещания или, что значительно хуже, откровенную дезинформацию. От такой рекламы лучше отказаться, какие бы материальные блага она не сулила станции. Если же все-таки дезинформация попала в эфир, у журналистов есть возможность достойным образом ее прокомментировать, и рекламодатель здесь не вправе предъявлять претензии.
Освещение избирательной кампании в какой-то мере сопоставимо с работой радиожуналистов в экстремальных условиях. Пока российские условия представляют журналистам достаточно возможностей для оттачивания своего мастерства, ибо выборы различного уровня проходят у нас с завидной регулярностью. Но деятельность специализированных и смешанных радиостанций состоит не только из предвыборных дебатов. Поэтому рекомендуем некоторые советы по подготовке других тематических радиопрограмм, большинство из которых не требуют прямого эфира. Они готовятся в более спокойных условиях, обычно записываются на магнитную пленку, тщательно монтируются, широко используют разнообразную звуковую палитру изобразительно-выразительных средств радио.
В начале скажем несколько слов о жанрах, которые широко используются не только в новостных программах, но могут существовать и в виде самостоятельных передач.
Комментарий облегчает слушателям выработку собственного мнения об актуальных событиях или проблемах. Он не может быть абсолютно объективным, так как передает суждения автора. Субъективный текст комментария требует, чтобы его читал сам журналист, соответственно, тон здесь эмоциональный, выразительный, темпераментный. Комментатор должен убедить слушателей, и сделать это можно не только благодаря железной логике аргументов, но и доказательной манерой разговора, особыми интонациями рассказчика.
Однако помните, что в комментарии полемический тон не может возместить нехватку знания предмета. Хотя вполне рациональный подход к проблеме не исключает страстной позиции по защите демократических ценностей, высокой морали в частной жизни, общественной деятельности и в политической борьбе.
Если интервью становится не частью информационной программы, а самостоятельной радиопередачей, то в этом случае аудитории предлагается не результат журналистской работы, а сам ее процесс.
Напечатанный в газете перечень вопросов и ответов не дает всей информации, которую можно получить при помощи акустических средств: тембра голоса, высоты звука, дикции, различных шумовых эффектов, пауз и т.д. Что было сказано, можно прочитать, но сколько дополнительной информации несет то, к а к это было сказано! Телевидение добавляет к этому видеоряд, еще более увеличивая акцент на том, как говорится, что нередко ведет к переносу значения с высказывания на высказывающегося. Следовательно, можно предположить, что именно радиоинтервью максимально раскрывает возможности этого широко распространенного общежурналистского жанра.
Но радиожурналисту всегда надо помнить, что интервьюируемый — главное лицо передачи, а он, журналист, лишь посредник между аудиторией и человеком у микрофона. Часто журналисту хочется вмешаться в ответ, дополнить его, что-то уточнить, прокомментировать, сообщить собственное мнение. Это допустимо, более того, желательно, но в передачах других жанров — беседе или дискуссии, где собеседники равноправны. В радиоинтервью опытный журналист успешно использует определенное самоограничение для достижения более важной задачи — максимального самораскрытия интервьюируемого лица и, стало быть, успеха всей передачи.
Ход интервью журналист планирует заранее. Продумывается стратегия достижения цели, последовательность вопросов. Весь ход беседы мысленно моделируется, разумеется, с учетом того, что жизнь непременно внесет свои коррективы. И все же порассуждайте, какой ответ может последовать на такой-то вопрос? Как реагировать, если ответ будет уклончивым:
переспросить или переходить к следующему вопросу?
Существует ли схема вопросов на все типы интервью? Конечно, нет. Но специалисты советуют в первом вопросе оставлять широкий простор для ответа, а в последующих сужать тематику, чтобы углубить и уточнить информацию, осветить отдельные аспекты темы. Здесь уместен принцип — идти от общего к частному.
Необязательно задавать много вопросов. Вспомните совет Дейла Карнеги: «Побудите другого человека говорить о его интересах, о его делах. Слушайте внимательно, и вы доставите людям удовольствие. Вас сочтут хорошим собеседником, даже если вы говорили очень мало».
Для интервью эмоциональная атмосфера подчас не менее важна, чем содержание беседы. А следовательно, невербальная коммуникация — существенная часть радиоинтервью. Заинтересованный взгляд журналиста побуждает к продолжению разговора. Складки на лбу или скептическое выражение лица предупреждают, что сейчас последует критический вопрос. Нетерпеливо-настойчивым жестом репортер показывает, что хочет задать очередной вопрос, прервать затянувшиеся рассуждения собеседника.
В свою очередь жесты, выражение лица, манера поведения интервьюируемого подскажут внимательному интервьюеру смущение собеседника, его нервозность, раздражительность, которые должны быть нейтрализованы, развеяны. Если интервью включает неприятные для вашего гостя моменты, вы можете воспользоваться такой невербальной информацией для дальнейшего обострения беседы. Но не относитесь к интервьюируемому как к противнику, какую бы «жесткую» тему вы ни обсуждали. Деликатность, корректность, умелое использование эвфемизмов обязательны в любом случае. Вы работаете для радиослушателей, а не для того, чтобы «выставить» опрашиваемого в негативном или позитивном свете. Если вы не получили исчерпывающих, интересных ответов, не спешите валить неудачу на собеседника, сначала спросите себя: а правильно ли я построил интервью, те ли вопросы задавал, вел ли себя, как следует?
Разновидностью интервью являютсярадиоопросы — краткие индивидуальные высказывания людей, отвечающих либо репортерам на улицах города, в других общественных местах, либо по телефону. Анонимность таких ответов нередко приводит к поразительной откровенности. И хотя радиоопросы редко бывают репрезентативны, они подчас точнее любых социологических исследований отражают общественное мнение по тем или иным актуальным проблемам.
Обычно для передачи необходимо записать не менее 20 ответов. Последующее будет зависеть от грамотного монтажа: здесь важны контрастность голосов и содержания ответов. Правда, при монтаже велика опасность манипулирования, что в сочетании с социологической непрезентативностью приводит к тому, что этот жанр чаще используют как развлекательный элемент вещания.
Иногда телефонные опросы используют во время передачи для того, чтобы узнать реакцию слушателей на полученную информацию. Это — одна из форм мгновенной обратной связи, своеобразная разновидность социального общения станции и аудитории, журналиста и его слушателей, а также слушателей между собой.
Радио — непревзойденное по оперативности средство информации. Некоторый недостаток аналитичности легко восполняется таким популярным элементом вещания, какобзоры печати. А если учесть, что такие обзоры нередко предлагают слушателям в вечернем и ночном эфире, сообщая о публикациях завтрашних газет, то в этом случае и фирменная оперативность радиовещания ничуть не страдает.
Задача обзора печати состоит в том, чтобы дать всесторонний спектр мнении, привлечь внимание аудитории к наиболее важным или наиболее интересным проблемам. Основу обзора печати составляют цитаты, которые следует давать по оригинальному газетному тексту, а не в изложении. Когда речь идет о зарубежной прессе, следует указывать политическое направление газеты, поскольку не все слушатели знакомы с иностранной печатью, а отношение к сказанному существенно зависит от того, чье это мнение: коммунистов, либералов или клерикалов.
Составляя обзор печати, журналист стремится дать широкий спектр мнений, используя значительное количество разнообразных периодических изданий. В любом случае, по каждой из актуальных проблем желательно привести несколько цитат.
Обзор печати — одна из распространенных разновидностейобзорных передач, тематических программ, использующих все или почти все радиожанры для подробного изложения проблем, событий, фактов и мнений, относящихся к тому или иному разделу вещания.Обозрения могут быть и информационно-публицистическими, и музыкальными, и театральными и т.п. Учитывая достаточно продолжительный хронометраж этих передач, журналист-ведущий особое внимание уделяет «мостикам-связкам» между отдельными частями программы, добиваясь у зрителей целостного восприятия ее.
В большинстве своем здесь используется предварительная запись, по крайней мере, составных частей обозрения-репортажей, комментариев, заметок и т.д. Каждая из них тщательно монтируется. Только текст ведущего и прямые включения могут идти в эфир «живьем», при этом ведущий имеет достаточно возможностей заранее не только написать свой текст, но и отредактировать и даже отрепетировать его.
У радиожурналов, ставших популярными где-то в начале 60-х годов, сходный принцип построения. Здесь, как правило, чередуются речевые и развлекательные музыкальные материалы. В основу создания радиожурнала должен быть положен принцип долгосрочного планирования. Успех во многом зависит от выбора ведущего. Точных инструкций, как вести радиожурнал, не существует, все зависит от индивидуальности журналиста-ведущего. Однако понятно, что сколь угодно блестящий ведущий не спасет радиожурнал, «странички» которого скучны, неактуальны, слабы в профессиональном смысле.
Любой материал для радиожурнала должен обладать глубиной раскрытия темы, увлекательной композицией. Хорошо зарекомендовал себя опыт старейшего нашего радиожурналиста Л. Маграчева, который первым использовал прием накопления документальных записей, относящихся к одному человеку или событию.
Высочайшего профессионального мастерства требует любое общение радиожурналиста с людьми. Бытует представление о репортере как о неряшливом, плохо воспитанном человеке, требующем дать интервью, но всегда готовым к тому, что перед ним захлопнут дверь. Это не так. Радиорепортер всегда аккуратно одет и тщательно выбрит. Отправляясь на работу, он не знает, куда его сегодня направят: может быть, брать интервью у премьер-министра. Радиорепортер настойчив, но предельно вежлив и корректен. Он никогда не обманывает. В то же время у репортера должна присутствовать доля скепсиса: он не принимает услышанного за истину в последней инстанции, понимая, что за случайно сказанным словом может ничего не стоять либо скрываться ценная информация.
Журналистов часто упрекают за то, что они эксплуатируют человеческие чувства, эмоции людей. Но в реальной жизни вы никого не заставите заговорить, если он сам этого не захочет. А уж если кто-то согласился ответить на ваши вопросы, профессиональный долг радиожурналиста — передать все оттенки человеческих чувств: счастье спортсмена, поставившего рекорд, гнев человека, которого ограбили на улице, и пр.
Вопросы хорошо начинать такими словами как «кто», «что», «где», «почему», «когда», чтобы исключить односложные ответы. Беседовать с человеком можно практически в любом месте. Не ищите для этого «тихую комнату»: звуковой фон только оживит запись, хотя он не должен заглушать голос говорящего. Не поддавайтесь искушению наложить на пленку звуковые эффекты, записанные в другом месте. (Анекдот о советском радиовещании: аплодисменты отрезали от Райкина и приклеили к докладу Брежнева...)
Не надо подробно беседовать с человеком до записи: выговорившись заранее, интервьюируемый окажется немногословным перед микрофоном, хуже того, станет ссылаться на предварительную беседу, о которой слушателям неизвестно.
Если вы принимаете участие в работепресс-конференции, приглашены набрифинг, помните, что радио имеет право на получение информации в не меньшей степени, чем телевидение и информационные агентства. При необходимости настаивайте на эксклюзивном интервью.