Актуальные проблемы мигрантов в РК и Зарубежных странах

Иностранные граждане, прибывающие в Казахстан, зачастую сталкиваются с определенными трудностями в отношении определения своего правового статуса на территории принимающей их стороны. В Казахстане в настоящее время только формируется законодательная база по регулированию данного вопроса, но в ней еще не полно отражена государственная позиция к проблемам иностранных граждан.

С обретением независимости и суверенитета, свободой внешнеэкономической деятельности, привлечением иностранных инвестиций, снятием административных запретов и ограничений на въезд и пребывание иностранцев в РК, развитием туризма произошло резкое увеличение приезжающих и проживающих в нашем государстве иностранцев. Вопрос, который еще совсем недавно затрагивал сравнительно небольшое число иностранных граждан, превратился в животрепещущую проблему для многих организаций, казахстанских законодателей и правоприменительных органов (прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и др.).

Несмотря на то, что в республике имеется необходимая правовая база, которая определяет статус иностранцев в республике, вопросы их правового положения все еще остаются открытыми. Сегодня, как никогда, необходимо обновление существующего нормативного материала о правовом положении иностранных граждан, что потребует внесения изменений в Законы РК "О миграции населения", "О занятости населения", "О беженцах", в Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в РК".

В республике не раз предпринимались шаги, направленные на упрощение и более четкое правовое закрепление порядка оформления въезда в РК и выезда из РК как иностранцев, так и граждан РК, а также на расширение возможностей встреч на основе семейных связей, безвизовых поездок, выдачи многократных въездных-выездных виз, упрощения таможенных формальностей и т.д. Но проблемы остались.

В Основном законе РК п.3 статьи 4 определено, что международные нормы, ратифицированные РК, имеют приоритет перед законами РК и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание закона. Поэтому для создания и развития правовой базы по регулированию статуса иностранцев в РК, применения принципов международного права необходимо комплексное исследование того объема прав и обязанностей иностранцев, который заложен в законодательстве зарубежных стран, международных конвенциях, соглашениях по правовым вопросам статуса иностранцев.

Среди всех категорий иностранных граждан, пребывающих на территории РК, наибольшим объемом прав пользуются граждане стран - членов СНГ и прежде всего тех государств, с которыми Республики Казахстан тесно интегрируется. Их привилегированное положение, по сравнению с другими иностранцами, устанавливается договорами Казахстана с этими странами. Пребывание иностранных граждан ближнего зарубежья регулируется двусторонними и многосторонними договорами.

Вместе с тем, даже среди этой категории иностранных граждан можно провести градацию. Так, в наиболее привилегированном положении среди них находятся граждане России, которым в соответствии с договором от 20.01.1995 г. "О правовом статусе граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, и граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК" предоставлено право: занимать должности руководителей, заместителей руководителей структурных подразделений в областных, районных, поселковых, городских, сельских администрациях, а также отделов, управлений, коллективов, входящих в систему местных органов исполнительной власти, на основе порядка, согласованного сторонами договора. (Но, к примеру, такое положение отсутствует в точно таком же казахстанско-белорусскомдоговоре от 17.01.1996 г.).

Кроме того, по этому же договору на граждан России не распространяются ограничения или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан. К договорам, устанавливающим особый статус иностранных граждан, относится также Соглашениемежду РФ и РК "О военной службе граждан РФ в ВВС РК по контракту и их статус" от 20.01.1995 г.

Модель казахстанско-российского договора была положена в основу нового четырехстороннего договора Белоруссии, РК, Кыргызстана, РФ "О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства" от 28.04.1998 г. Данный договор устанавливает более высокий статус граждан перечисленных государств на территории договаривающихся сторон, вводя новый термин "постоянный житель".

Вместе с тем, определенную тревогу вызывает правовая схема обеспечения пребывания иностранных граждан в РК дальнего зарубежья. особенно в сфере правового регулирования вопросов контроля их пребывания. Государственные органы власти, а конкретно МИД РК совместно с МВД, КНБ, Министерством юстиции РК и другими заинтересованными ведомствами, приняли Инструкцию "О выдаче виз РК".

В целях урегулирования рынка трудовых ресурсов и борьбы с безработицей ими был проведен ряд мероприятий. Во-первых, было принято решение о введении запрета на осуществление индивидуальной коммерческой деятельности на рынках, расположенных на территории РК, иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими в РК по служебным, частным делам, на учебу, лечение, в качестве туристов. Сегодня ни для кого не секрет, что уже на протяжении ряда лет иностранные граждане, пребывающие в РК, в нарушение действующего законодательства занимаются индивидуальной коммерческой деятельностью на рынках городов и регионов РК.

Анализ правонарушений показывает, что основные противоречия заключаются в несоответствии задекларированной в приглашении и визе фактической цели нахождения иностранных граждан в РК. Вот поэтому мы и становимся свидетелями таких фактов, как создание иностранными гражданами, торгующими на казахстанских рынках, совместных предприятий. Основная цель иностранных граждан при этом - любыми способами продлить сроки своего пребывания на территории РК.

Несмотря на то, что органами правопорядка проводятся профилактические мероприятия, которые, кстати, очень часто приводят к неоднократным случаям массового сокращения пребывания и выдворения с территории республики граждан Китая, Кыргызстана, Таджикистана и других государств. Среди них не редки случаи и неправомерного выдворения. В этой связи нужно пересмотреть в законодательном порядке полномочия миграционной полиции РК на местах, так как, с одной стороны, они несколько "урезаны", что не позволяют ей самостоятельно и эффективно действовать в отношении обеспечения контроля за иностранными лицами. С другой стороны, назрела необходимость устранить те противоречия в деятельности миграционной полиции, которые заключаются в том, что эта структура зачастую выдворяет иностранных граждан с территории страны незаконно и без решения суда, при этом ссылаясь только на решение силовых структур. Решение суда для иностранных граждан, против которых ведется процесс выдворения, очень важный аспект, поскольку они должны иметь право на предоставление доводов против своего выдворения, право на пересмотр своего дела в суде и иных государственных органах. Кстати, это право предусмотрено Указом Президента РК "О правовом положении иностранных граждан" и ЗакономРК "О государственной границе РК" (ст.33). Однако в вышеназванном указе отсутствует важная норма о том, что запрещается индивидуальное и коллективное выдворение иностранных граждан на основании расовой принадлежности, религии, культуры, родового и этнического происхождения. Поэтому в национальном законодательстве необходимо воспроизвести норму международного права, закрепленную в ст.7 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Она гласит: "Иностранец, на законном основании находящийся на территории государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на предоставление доводов против своей высылки...".

Аналогично, на наш взгляд, было бы предусмотрительно внести в Указ Президента РК от 15.07.1996 г. в ст.19 "О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РК" норму, определяющую гарантии безопасности этих лиц. Эти нормы, ко всему прочему, отличали бы их правовой статус от общего статуса иностранцев. В первую очередь, в нормах гарантий лицам, которым будет предоставлено политическое убежище, необходимо закрепить обязанности самого государства, которые должны заключаться в следующем:

1) в отношении таких лиц не осуществляется выдача;

2) они не могут быть высланы или выдворены, во всяком случае в те страны, где они могут подвергаться преследованиям. (Такое положение предусмотрено Декларацией о территориальном убежище, принятой ООН от 14.12.1967 г);

3) они имеют право пользоваться особыми льготами (например, освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу им документов на выезд за границу).

Нельзя не добавить, что в указе необходимо четко определить позицию РК относительно предоставления только территориального убежища и непризнания дипломатического убежища. Но это необходимо сделать, поскольку РК является участницей Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (дата присоединения РК от 31.03.1993 г.). В ней содержится следующая норма (ст.41 п.3): "помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитованным государством и государством пребывания".

Таким образом, если дипломатическое представительство, которому адресована вышеназванная норма, нарушает запрет, то в данном случае речь должна идти о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Указанные пробелы в казахстанском законодательстве по регулированию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства не являются исчерпывающими и требуют большего внимания к их разрешению. Все еще остается дискуссионным как в законодательном, так и в практическом плане такой актуальный вопрос, как привлечение иностранной рабочей силы в РК. В республике до сих пор не ратифицирован ряд международных документов, касающихся как трудовой миграции в РК, так и вопросов лицензирования в соответствии с международными стандартами. Правительство РК приняло ряд нормативов, касающихся регулирования трудовой миграции, такие как:

Правила выдачи лицензии на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из РК за границу;

Правила, условия и размеры внесения гарантийного и залогового взносов;

Правила оказания посреднической помощи гражданам по трудоустройству за границей;

Правила защиты внутреннего рынка труда при выдаче разрешений работодателя на привлечение иностранной рабочей силы.

Кроме того, Министерство труда и социальной защиты населения РК некоторые вопросы трудовой миграции рассмотрело в разъяснительном письме от 12.06.2000 г.

Накопленная законодательная база позволяет республике заключать двусторонние договоры в этом направлении. Это необходимо сделать, поскольку при отсутствии таких договоров и граждане РК пребывают в некоторых зарубежных государствах незаконно. Примером тому могут послужить неоднократные случаи, когда граждане РК пребывают в Южной Корее по туристическим визам с целью трудоустройства. Понятно, что это противоречит законодательству как самой Южной Кореи, так и РК, а порой приводит и к трагическим последствиям.

Открытыми вопросами остаются и семейно-брачные отношения граждан РК с иностранными гражданами, например, проблема выплаты алиментов иностранного гражданина, покинувшего РК и имеющего ребенка от бывшего брака с гражданкой РК. Важно отметить, что Республика Казахстан подписала отдельные соглашения по обеспечению правовой помощи с государствами СНГ, Турцией и другими, но до сих пор у нас нет принятых международных соглашений, которые могли бы полностью обеспечить выплату алиментов со стороны иностранных граждан дальнего зарубежья, имеющих несовершеннолетних детей в РК и отказывающихся от данной выплаты. Указанная проблема актуальна и требует особого внимания со стороны казахстанских законодателей.

Вышеобозначенные пробелы относительно правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РК говорят о том, что требуется систематизация республиканского законодательства в данном вопросе. Необходимо принять новый единый закон РК, который включал бы в себя весь комплекс вопросов, мог бы однозначно и более конкретизировано определять регулирование этого правового поля.

Права мигрантов в зарубежных странах

Международный труд - это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отношения - иностранный работник), так и в объекте (труд работника протекает за границей, хотя участники отношения могут принадлежать к одному государству). Для граждан, выезжающих за рубеж на заработки, особоезначение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся- мигрантов, принятых ООН и МОТ.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) содержит следующие важнейшие положения:

- запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений; установлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем, то, которое применяется к гражданам государства работы по найму. Это относится как к индивидуальным, так и к коллективным трудовым правам;

- трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;

- в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен ограничениями,эти последние должны перестать применяться к трудящимся- мигрантам, проживающим в стране трудоустройства более 5 лет;

- трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обязательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу;

- по окончании пребывания в стране работы по найму работник- мигрант и члены его семьи имеют право перевести, все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество и вещи.

Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной платы и иных выплат;

- государства работы по найму должны в случае необходимости выдавать работникам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема, учитывая их особые потребности и обязанности в отношении государства происхождения. Это не должно влиять на разрешение на пребывание и на работу в стране приема;

- в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно решить вопрос о предоставлении членам семьи этого мигранта разрешения на жительство;

- работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пребывании работника-мигранта в стране приема, если его трудовая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечения срока разрешения на пребывание в стране. Здесь предусмотрены два варианта:

1. Работники-мигранты, которым разрешено свободно выбирать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими постоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если они прекращают работу. Разрешение на жительство не аннулируется, по крайней мере, па протяжении срока, в течение которого они могут иметь прав» на получение пособия по безработице.

2. Работники-мигранты, которым не разрешено свободно выбирать трудовую деятельность, не теряют разрешения на жительство в случае прекращения их трудовой деятельности до истечения срока разрешения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, участие в общественных работах, на переподготовку в течение оставшегося периода действия их разрешения на работу.

Работник-мигрант, имеющий право на постоянное жительство, и члены его семьи не высылаются из страны приема, если работник-мигрант не в состоянии продолжать свою работу из-за болезни или увечья. Государство может предусмотреть, что эта норма применяется к мигрантам, только если они проработали в стране приема в течение определенного периода (не свыше 5 лет) со дня выдачи разрешения на постоянное проживание.

Экземпляр трудового договора должен передаваться работнику-мигранту до его отъезда или в момент прибытия в страну работы по найму. Он должен извещаться в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране трудоустройства. Трудовой контракт должен содержать определенные гарантии защищенности работника. Среди них непременно: условия труда, жизнеобеспечения и процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб.

Размер заработной платы мигрантов (тарифная ставка, должностной оклад, премиальные и прочие надтарифные надбавки) определяется главным образом в индивидуальном трудовом контракте и зависит от «рыночной цены» работника и многих других. факторов. Максимальный размер заработной платы законом не ограничивается, но в тех странах, где установлен государственный общенациональный минимум заработной платы (США, Канада, Франция, Испания, Израиль, Аргентина), она не может быть менее этого минимума. В каждой стране существует особый порядок определения и изменения государственного минимума заработной платы.

Невыплата заработной платы дает работнику право расторгнуть трудовой договор.Такое решение работника расценивается как прекращение трудового договора по вине предпринимателя, который обязан выплатить работнику возмещение ущерба.

2.2 Правовое регулирование семейно-брачных отношений

К обязательным условиям заключения брака принято относить взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. В среднем брачный возраст установлен в 18 лет, хотя в некоторых странах установлены другие возрастные пределы, причем для пределы, причем для женщин ниже, чем для мужчин. При наличии серьезных оснований брачный возраст может быть снижен. Заключение брака может быть совершено либо в гражданской, либо в религиозной форме. Все страны могут быть разделены на три группы, в которых:

- правовые последствия порождает только гражданский брак (Германия, Франция, Швейцария, Япония, Россия и др.);

- брак может быть заключен альтернативно либо в гражданской, либо в религиозной форме (Англия, ряд штатов США, Испания, Дания, Италия, Канада и др.);

- существует только религиозная форма брака (Израиль, Иран, Ирак, некоторые штаты США, отдельные провинции Канады).

Условия заключения брака (брачный возраст и т.д.) определяются для каждого лица, вступающего в брак, по законам государства, гражданином которого он является. Национальные нормы, определяя условия вступления в брак, формулируют и правила о признании его недействительности: они определяются в соответствии с тем законодательством, которое применялось при заключении брака, т.е.- по законам страны гражданства будущих супругов. Граждане, даже проживающие за границей, вправе расторгнуть свой брак независимо от гражданства второго супруга в любом суде,- по месту жительства или в стране- гражданства.

Форма брака регулируется правом того места, в котором брак заключается. В большинстве государств это означает, что для заключения признаваемого законом брака достаточно, но не необходимо, соблюсти требования, предписанные законом места совершения брака: сторонам предоставляется выбор между этим законом и их личным законом.

По вопросу определения правовой системы, подлежащей применению к режиму супружеской собственности в ряде стран существует определенная коллизионная норма, установленная законодательством или обычным правом, например, итальянская норма, по которой решающим является национальный закон мужа в момент заключения брака. Стороны в браке имеют право выбирать подлежащий применению закон только в пределах, установленных внутренним материальным правом, на которое указывает эта коллизионная норма.

Унифицированные нормы, регулирующие отношения супругов-иностранцев, содержатся в ряде международных конвенций. Вопрос алиментных обязательств супругов решается на основании Конвенции о праве, применимом к режиму имущества супругов 1978 г., которая содержит систему правил, позволяющую выбрать один из нескольких действующих режимов. Конвенция принималась с целью предоставления супругам свободы выбора режима регулирования взаимоотношений между родителями и детьми, равно как и определения режима их совместного имущества.

Алиментирование супругов-иностранцев разрешается на основе положений Конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г. Эта конвенция применяется ко всем видам алиментных обязательств, включая алиментные обязательства по отношению к внебрачным детям. При решении вопроса о личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях супругов, находящихся в «смешанном браке», основным правилом является отсылка к законам государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства, а при отсутствии такового - к законам государства, на территории которого они имели последнее место жительства, Предполагается, что отношения супругов наиболее тесно связаны с правом государства, где протекает или протекал брак. Как видно, здесь в качестве определяющего служит «территориальный» признак Возможны случаи, когда супруги, вступившие в брак, так и не создают семьи с совместным местом жительства, продолжая жить в разных странах. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности таких супругов определяются в соответствии с законодательством страны где подан иск. Супруги, не имеющие совместного места жительства, могут договориться о заключении брачного договора, избрав при этом законодательство, подлежащее применению договору или соглашению. Это может быть законодательство любого иностранного государства.

3. Конституции зарубежных стран о режиме иностранцев

Китай

Основы режима иностранцев определены в части первой ст. 32 Конституции, согласно которой КНР охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся в Китае, а эти иностранцы, в свою очередь, должны соблюдать законы КНР. В Конституции КНР также регулируются основы правового статуса иностранных предприятий и других хозяйственных организаций либо отдельных лиц, которым ст. 18 разрешает в соответствии с законами КНР вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями.

В свою очередь, все находящиеся на территории Китая иностранные предприятия и другие иностранные хозяйственные организации, а также смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном капитале, должны соблюдать законы КНР; их законные права и интересы охраняются законами КНР.

Испания

В ч. 1 ст. 13 Испанской конституции сказано: «Иностранцы будут пользоваться в Испании публичными свободами, которые гарантируются настоящей частью, на условиях, установленных договорами и законом». Речь здесь идет по существу о политических правах, принадлежащих в принципе только гражданам, ибо остальные права и свободы – права человека – принадлежат, как само собой разумеется, и гражданам, и иностранцам. Соответственно ч. 2 указанной статьи предусматривает, что договорами или законом с учетом взаимности иностранцам может быть предоставлено активное избирательное право на муниципальных выборах.

«Экстрадиция будет производиться только во исполнение договора или закона, принимая во внимание принцип взаимности. Не подлежат экстрадиции лица, совершившие политические преступления, при том что акты терроризма таковыми не считаются». (ч. 3 ст. 13).

Мексика

Мексиканская Конституция (ст. 33, часть вторая) запрещает иностранцам любое вмешательство в политические дела страны. Мексиканцам оказывается предпочтение перед иностранцами при равных условиях при получении различного рода концессий, занятии любых государственных постов, должностей и осуществлении полномочий, предоставляемых Правительством, в случаях, когда мексиканское гражданство не является обязательным (ст. 32, часть первая, предложение первое).

«...Федеральная исполнительная власть имеет исключительное право без предупреждения и без предварительного судебного разбирательства выслать за пределы национальной территории любого иностранца, чье пребывание в стране является нежелательным» (ст. 33, часть первая).

Болгария

Согласно ч. 2 ее ст. 26 «иностранцы, пребывающие в Республике Болгарии, имеют все права и обязанности по настоящей Конституции, за исключением прав и обязанностей, для осуществления которых Конституцией и законами требуется болгарское гражданство». Согласно ч. 1 ст. 22 Конституции «иностранцы и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю, кроме наследования по закону. В этом случае им следует уступить свою собственность».

Италия

Согласно части третьей ст. 10 Конституции Италии «иностранец, лишенный в своей стране возможности действительно пользоваться демократическими свободами, которые гарантированы итальянской Конституцией, имеет право убежища на территории Республики с соблюдением установленных законом условий».

Словения

Согласно ст. 47 «Гражданин Словении не может быть выдан иностранному государству. Иностранец может быть выдан только в случаях, предусмотренных международными договорами, обязывающими Словению».

Бразилия

В Конституции 1988 г. подвергся специальному регулированию вопрос о возможности выдачи собственных граждан и иностранцев. В отношении иностранцев эта проблема актуальна в связи с многочисленными военными переворотами, в недавнем прошлом имевшими большое распространение в Латинской Америке, и возможностями их рецидива в будущем. Резкие политические перемены всегда порождают значительные перемещения людей: вынуждены мигрировать политические противники новых режимов, беженцы. Что касается иностранцев, то ни один из них не может быть экстрадирован за совершение им политического преступления или за преступления в связи с его убеждениями (п. LII той же статьи). Конституционная поправка № 19 1998 г. открыла возможность для иностранцев поступать на определенных законом условиях на службу в публичную администрацию.

США

В случае законного пребывания в стране иностранцев, к числу которых относятся и апатриды, их статус, как и в большинстве других стран, отличается от статуса граждан. Они не могут участвовать в выборах и не имеют права на доступ к публичной службе. Согласно действующим положениям Акта о регистрации иностранцев 1940 г. (закон Смита) они обязаны сообщать службам генерального атторнея о месте своего пребывания и его изменении. Они могут быть депортированы в страну своего происхождения (если таковая имеется), например, за представление ложных сведений, послуживших основанием для разрешения на въезд, за связь с подрывными организациями, за участие в забастовке. Депортация производится по решению генерального атторнея, которое может быть обжаловано в суд. В остальном на иностранцев, как правило, распространяется национальный режим.

Индия

Конституция предусматривает некоторые ограничения дееспособности иностранцев. Последние не могут занимать определенные должности, такие, как должность Президента, Вице-президента, судьи Верховного суда Союза или высшего суда штата, Генерального атторнея, губернатора либо генерального атторнея штата. Они не могут быть избраны членами Парламента Союза или легислатур штатов.

Особые ограничения предусмотрены для "враждебных чужаков" (enemy aliens), которые лишены предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 22 Конституции процессуальных гарантий, связанных с арестом и задержанием. Здесь имеются в виду граждане государств, находящихся в состоянии войны с Индией, а также индийские граждане, добровольно проживающие в таких странах или поддерживающие с этими государствами коммерческие отношения.

Правовой статус иностранных граждан урегулирован Конституцией, Законом о гражданстве и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19 июня 1995 г.

Иностранцы пользуются в республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами (ч. 4 ст. 12 Конституции). Это "иное" касается преимущественно политических прав, свобод и обязанностей.

Кроме того, только гражданину республики Конституция гарантирует право на ознакомление с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, ряд социальных и экономических возможностей, равно как только от граждан требует выполнения отдельных обязанностей. Вместе с тем действующее законодательство Республики Казахстан в отношении иностранных граждан провозглашает режим наибольшего благоприятствования.

Германия

На выборах в органы местного самоуправления постоянно проживающие иностранцы, не являющиеся официальными представителями иностранных государств и международных организаций, все чаще получают право голоса, а иногда и пассивное избирательное право. Так, предложение третье ч. 1 ст. 28 германского Основного закона предусматривает, что на выборах в уездах и общинах имеют право избирать и избираться согласно праву Европейского сообщества также лица, которые имеют гражданство государства – члена Европейского сообщества. Нередко, хотя и не всегда, такие права предоставляются на основе взаимности.

Наши рекомендации