Политическая культура стран Востока.
В настоящее время в мире всё больше актуализируется интерес к восточной модели культуры, в том числе и политической. Это обусловливается тремяфакторами:
1. Процесс глобализации, охвативший современный мир, привёл к размыванию экономических, культурных и мировоззренческих границ, усложнил общественные противоречия и разрушил устойчивые коды и смыслы культуры. Ныне человек перестаёт понимать окружающий мир как нечто позитивное (затяжные экономические кризисы, экологические катастрофы, демографические взрывы, информационные и «цветные» революции и т. д.).
2. Процесс вестернизации не привёл к выравниванию социальных систем Восток-Запад, а наоборот, усилил противоречия между ними. Всё это заставляет переосмыслить западную модель развития, обратив внимание на альтернативные варианты, показывающие высокую эффективность и конкурентоспособность. Главным призёром глобализации ныне становится Китай. Неплохие результаты показывают также Индия и Южная Корея.
3. Возрастание интереса во всём мире к восточным религиям, системе ценностей и культуры азиатских стран, тем более что западная система ценностей не привела общество ни к гармонии, ни к процветанию.
Все эти явления не могли не отразиться и на политической культуре Востока, своеобразие которой обусловлено двумя основными факторами:
Во-первых, это специфика азиатского способа производства, основанного на общинном землепользовании, аграрном труде и его коллективистском характере. Во вторых, это особенности духовной культуры, корни которой уходят не только в догматы буддизма, арабской и мусульманской религий, но и морально-этические нормы конфуцианства, даосизма, традиции легизма.
Например, политическая культура Востока заимствовала такие элементы конфуцианской морали, как патриотизм, дух просвещённого патернализма,
развитое чувство долга и ответственности, высокую культуру труда, организованности, элементы коллективизма, стремление к личному и общественному совершенствованию. Отсюда характерная для политической культуры Востока преемственность, деликатное отношение к прошлому, генетическая связь прошлого, настоящего и будущего.
Характерной особенностью восточного типа политической культуры является уверенность в божественном происхождении власти. Власть не связана с какими-либо достоинствами личности, а исключительно дарована богом. Религия санкционирует и освещает политическую власть. Не случайно во многих странах Востока религия носит государственный характер. Политика рассматривается как удел выдающихся личностей, а потому она не доступна простым смертным, подчиняется принципам божественного правления и кодексу поведения героев. В политике исключаются случайности, а сама политика понимается как средство гармонии, мира и согласия. Идея мира исогласия также заимствована у конфуцианства, утверждавшего: «Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя».
Восточная политическая культура основана на признании ведущей роли государства, которое является носителем ценностных и нравственно-религиозных критериев.Главная задача государства – обеспечение порядка, для чего необходимо укреплять чиновничий аппарат, вводить жесткие нормы, обязательные для всех. Лидирующая роль государства сохраняется и в рыночной экономике. Государство главенствует над личностью, выступая в роли патрона, оно обязано заботиться о благе народа, стремясь к социальной справедливости. «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности», – утверждал Конфуций. В основе справедливости лежит принцип уравнительности, т. е. статус человека в обществе определяется не его происхождением, связями, деньгами, личными успехами, а служебным усердием. Таким образом, политической культурой Востока государство признаётся как позитивная сила, обеспечивающая социальную стабильность.
Отсюда предпочтение отдаётся авторитарным формам правления и харизматическим лидерам. При этом наблюдается явная сакрализация(обожествление) правителей, а их деятельность не требует контроля со стороны общества. В процессе управления обществом приоритет отдаётся местным правилам и обычаям над общегосударственными законами и установлениями.
Политическая культура Востока заимствовала у конфуцианства и буддизма
принцип постоянного самосовершенствования всех участников политическогопроцесса по мере своего взросления, обучения и воспитания. Ценности восточной культуры ориентируют личность на умеренное потребление, материальное не является главным смыслом человеческой жизни, выступая лишь средством обеспечения физического здоровья и комфортной духовной жизни. Осуждается жажда наживы, культ сокровищ, накопительство. Приоритетными являются духовные, а не материальные ценности, а цель общества состоит в обеспечении гармонии и равновесия. Личность несёт ответственность за нормальное функционирование общества, но при этом выполняет лишь исполнительские функции. Предпочтение отдаётся коллективным формам политического участия. Главными субъектамиполитики выступают группы, коллектив, общины, кланы, государство, а человек обязан подчинять личные интересы обществу.
Роль политических партий в странах Востока также различна. Например, в Индии, где партии возникли ещё в период британского владычества, они играют весьма заметную роль в политической жизни страны. Хотя в последнее время в Индии наметилась тенденция к двухпартийной системе, но по-прежнему ведущую роль в политической жизни страны играет партия ИНК (Индийский национальный конгресс). В Японии сложилась многопартийная система с ярко выраженным политическим центром. Здесь наиболее сильны позиции и авторитет либерально-демократической партии (ЛДП), которой в течение полувека пришлось возглавлять процесс экономического восстановления страны в период послевоенной оккупации и обеспечивать научно-технологический прорыв, получивший название «японского чуда».
В Китае, несмотря на формальную многопартийность, фактически существует однопартийная система, поскольку все другие партии не могут конкурировать с КПК (Коммунистической партией Китая), которой с момента образования КНР в 1949 году принадлежит руководящая роль в политической системе страны. КПК призвана играть роль мудрого регулятора и авангарда построения социализма с китайской спецификой, объединяющего наиболее сознательные и прогрессивные силы общества.
Несмотря на принципиальные различия западных и восточных политических культур, начиная с середины XX века, явно наметилась тенденция их синтеза и взаимовлияния, что связано с процессами глобализации и модернизации. Каковы будут перспективы этого сотрудничества, покажет время.
Черты политической культуры Востока[4, стр.79]:
· Природа человека конкретна, есть хорошие и плохие люди.
· Частная собственность – испытание, посылаемое Богом, как для собственника, так и для его социального окружения.
· Личность всегда выступает как часть той или иной общины, свобода – это свобода нравственного выбора (внутренняя свобода). В социальной жизни существует только долг.
· Равенство интерпретируется как равенство в ответственности за свои действия перед Богом, но в социальном и политическом смысле отрицается.
· Моноцентризм власти, экономическая, политическая и духовная элита практически составляют монолитную группу.
· Власть – долг перед небом и подвластными, но дает возможность извлекать выгоду.
· Низкий статус закона как человеческого установления, закон – это то, что соответствует воле или порядку, предопределенному свыше.
· Демократия понимается как право каждого участвовать в обсуждении, но право решения закрепляется за самыми опытными и авторитетными.
· мистицизм;
· космоцентризм;
· общинный коллективизм;
· традиционализм;
· универсальность.
Заключение
Подытожив все , ранее написанное, можно сделать ряд выводов:
1. Политическая культура Запада ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы, составляющие политико-правовую основу западного общества, - концепции прав и свобод человека, приоритета личности, личных интересов перед государством, государственными интересами и вытекающие из них идеи правового государства и гражданского общества. Отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями. На Западе ярко выраженный антропологизм. Человек признается мерой всех вещей. На первый план выдвигаются индивидуальность, гражданин. Утверждаются автономность личности и открытость общества. На Западе культивируется активное отношение к сущему, постоянная неудовлетворенность настоящим, нежелание и неспособность довольствоваться достигнутым, склонность к неустанным поискам. Широко распространена уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.
2. Политическая культура Востока ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченно-политического выбора. Распределена передача власти по наследству и ее авторитарность. На Востоке приоритет отдается обществу, коллективу и коллективному существованию человека. Автономии личности нет или она очень слаба. Общество отличает закрытость от внешнего мира — как на уровне сельской общины, так и на уровне государства. На Востоке преобладает созерцательное отношение к миру. Здесь предпочитают не действовать наперекор, довольствоваться тем, что есть. Больше всего ценится уравновешенность и гармония. Господствует представление, что новое и старое должны уравновешивать друг друга. На Востоке власть и собственность представляют единое образование, называемое «властью-собственностью». Над собственностью довлеет государство и его бюрократический аппарат. Власть не признает за частной собственностью право быть «священной и неприкосновенной».
3. Политическая культура России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности,
25
сформировавшаяся под влиянием цивилизованных, географических, историческихотношениями односторонней зависимости индивида от власти, ожиданиями факторов имеет подданнический тип политических ориентаций, характеризующийсяполучения от нее различных благ. В России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие двух социо-культурных потоков, ориентирующихся на различные системы ценностей. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, всегда ориентировался на ценности коллективизма, справедливости, равенства; он отличался приверженностью патриархальным традициям. Другой поток, иные субкультуры содержали ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма. Неорганичное сочетание этих двух систем ценностей в России было обусловлено ее расположенностью между Западом и Востоком.
Тем не менее у России есть самобытные черты, особенности, которые присущи только ей, от этого Россию нельзя отнести к разряду западного и восточного типа политической культуры. Политическая культура России это обособленная политическая культура, такая же значимая и весомая, как политические культуры Запада и Востока.
Список использованной литературы:
1. Ачкасов В.А. Политология: учебник для бакалавров / В.А. Ачкасов. – Юрайт, 2012.
2. Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А. Василенко. – Юрайт, 2013.
3. Гаджиев К.С. Политология: базовый курс. Учебник для бакалавров / К.С. Гаджиев. – Юрайт, 2013.
4. Лавриненко В.Н. Политология: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриенко. – Юрайт, 2012.
5. Тавадов Г.Т. Политология: университетский учебник / Г.Т. Тавадов. – Омега-Л, 2014. [2, стр.42], [3, стр.67]
6. Хейвуд Эндрю. Политология: учебник для ВУЗов. Серия «Зарубежный учебник» / Э. Хейвуд. – Юнити. 2013. [4, стр.79]
7. Пусько В.С. - Политология. Учебное пособие – 2014
8. https://ru.wikipedia.org [1]
27