Понятие экстремизма и отдельные аспекты его профилактики

Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Петровичев В.М.

Тульский государственный университет

Современные ученые соотносят экстремизм либо с приверженностью к крайним взглядам и мерам, либо с активной деятельностью. Например, В.Ю. Голубовский определяет экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп) [1].

А.Г. Хлебушкин, наоборот, считает, что экстремизм - это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [2].

Н.Н. Афанасьев дает определение экстремизма «как приверженность к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве.[3].

На наш взгляд, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность, базирующуюся на идеологической основе - отрицание всякого инакомыслия, попытке жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам.

Для экстремистов характерна бескомпромиссность, непримиримость к позиции оппонентов и отказ от диалога и консенсуса в спорных вопросах. Лидеры экстремистов требуют от своих сторонников полного повиновения и бескомпромиссного выполнения любых приказов. Это, как правило, основано на манипуляции общественным сознанием, использовании особенностей коллективной психологии, в том числе апеллирование к примитивным инстинктом толпы, чувствами, верованиями, предрассудкам людей. Экстремизм тесно связан с радикализмом, поэтому оба эти термина часто употребляются как синонимы.

Доминирующим мотивом преступлений на нацио­нально-этнической почве является стремление совер­шивших их лиц подчеркнуть исключительность своей национальности (расы, религии) и неполноценность потерпевшего в силу принадлежности его к иной нацио­нальности (расе, религии), желание учинить массовые беспорядки и дать повод для репрессий.

Понятие экстремизма, сформулированное в ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельнос­ти», является чрезвычайно широким и включает в себя наряду с другими деяниями осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, нацио­нальной или религиозной ненависти либо вражды, то есть затрагивает те категории общественных отноше­ний (безопасность, основы конституционного строя), ответственность за посягательства на которые была установлена ранее принятыми нормативно-правовы­ми актами.

Как указывают Головин А.Ю. и Давыдов В.О. «явление экстремизма весьма динамично и с каждым днем приобретает все новые черты и характеристики. В современном информационном обществе экстремистские организации все активнее используют достижения коммуникационных технологий, внедряя в свою деятельность, прежде всего те из них, которые достаточно эффективно воздействуют на массовое общественное сознание» [4].

В условиях расширения масштабов экстремистской деятельности необходимо учитывать, что ликвидировать экстремизм только силами правоохранительной системы невозможно, нужны консолидированные усилия всех органов государственной власти, средств массовой информации, общественных и правозащитных организаций.

Причем, одна из главных ролей в данном процессе принадлежит образовательным учреждениям, в которых необходимо продолжать реализацию комплекса мер по предупреждению экстремистских проявлений среди студентов и учащихся.

Образовательное учреждение, в том числе вуз представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный учебный процесс в вузе невозможен без создания толерантной среды, основанной на гуманистических, нравственных ценностях и создающей условия для развития и воспитания толерантной личности

На сегодняшний день, приоритетные направления по противодействию проявлениям экстремизма и формированию толерантности можно сформулировать следующим образом:

- формирование у учащихся представление о понятии «толерантность»;

- развитие критического мышления, навыков групповой работы, формирование умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- воспитание терпимость к чужому мнению;

- создание условий для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;

- создание условия для формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;

В целом работа по профилактике экстремистских настроений учащейся молодежи в условиях обучения в ВУЗе направлена на достижение следующих целей:

- укоренение в сознание учащихся неприятия насилия;

- противодействие разложению коллектива по национальным признакам;

- формирование толерантного отношения к окружающим.

Задачами профилактической работы в ВУЗе являются:

1. Формирование у учащихся четкого представления о понятиях «толерантность», «экстремизм».

2. Формирование у студентов навыков толерантного сознания, доброжелательного отношения к людям другой национальности.

3. Развитие у учащихся способностей предупреждения конфликтов, а также их разрешения ненасильственными методами.

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и навыков саморегуляции (умения контролировать свою речь и поступки).

Задача преподавателей специальных юридических дисциплин заключается не только в том, чтобы заложить в сознание будущих специалистов прочные знания, сформировать у них определенные навыки, но и в том, чтобы научить их профессионально мыслить, правильно оценивать складывающиеся на практике ситуации, самостоятельно принимать решения, заложить в их сознание потребность в самообразовании, в освоении новых знаний и умений. Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учеб­ном процессе, в том числе и при профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде, служит использование интерактивных методов преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (26 - 27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006. С. 6.

2. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 14.

3. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. N 1. С. 230 - 234.

4. Головин А.Ю., Давыдов В.О. Криминальные технологии использования социальных компьютерных сетей в экстремистских целях. // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3.2. – Тула, 2012.-С.4.

Бочарова О.Е.

Наши рекомендации