Какое влияние оказывает политика демократического госу­дарства на экономическую жизнь общества?

Последствия «смешения» функций государственной полити­ки и права.

Какими должны быть взаимоотношения между государ­ственной политикой и наукой в переходном обществе?

Особенности тоталитарной, анархистской, либеральной концепций о «границах» государственной политики?

Если в обществе нарастают социальная напряженность и конфликтность, то какие функции государственная политика вы­полняет неудовлетворительно?

4.19. Цели государственной политики, эффективно реализуемые в Республике Беларусь. Осмыслите предложенные варианты отве­тов и аргументируйте один из них:

□ а) создание условий для развития рыночной экономики;

□ б) демократизация политической системы;

□ в) совершенствование законодательства;

□ г) укрепление суверенной государственности.

Охарактеризуйте структуру институтов государственной власти в Республике Беларусь.

Тип легитимности государственной власти в современной Беларуси.

Влияние институтов государственной власти Республики Бела­русь на отношения собственности, развитие рьшочной экономики.

Что обусловливает «воспроизводство» легитимности инсти­тутов государственной власти Беларуси?

Назовите функциональные стадии принятия управленческих решений.

Почему необходима белорусскому обществу государствен­ная идеология?

4.26. Прокомментируйте содержание статьи 4 Конституции Рес­публики Беларусь: демократия в стране «осуществляется на осно­ве многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Тематика рефератов (докладов) и комментариев

► Государственная политика в Республике Беларусь.

► Государственное управление социально-экономическим развитием белорусского общества.

► Государственность Беларуси: тенденции развития.

► Профессиональная подготовка государственных служа­щих в Беларуси.

► Политический менеджмент в системе государственного управления.

► Внешнеполитические приоритеты Беларуси.

Ключевые категории для усвоения

Тема 19.

Эволюция политической системы общества

Тема 20.

Приоритеты государственной политики

Тема 21.

Совершенствование государственного управления

Тема 22.

Идеология государства и социальное управление

Тема 23.

Внешняя политика Беларуси

Государственная политика, государственное управление, вы­бор политический, методы государственного управления, ресурсы государственного управления, государственность, суверенитет политический, политическая интеграция, политическая ста­бильность, стратегический курс государства, политическое про­гнозирование, политические приоритеты, технологии государ­ственного управления, властные полномочия, управленческие функции, политическая идеология государства, консерватизм в политике, лицемерие в политике, рациональность в политике, ра­дикализм, популизм, честность в политике, чувство нового в по­литике, бюрократизм, авторитет политический.

РАЗДЕЛ V

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 24

Система международных отношений

Понятия «мировая политика» и «международные отно­шения». Субъекты международных отношений.

Виды международных отношений.

Роль политических отношений в системе международ­ных отношений. Мировая политика как целенаправлен­ная деятельность основных субъектов международного права: национальных государств, ООН, международных союзов, межправительственных и неправительственных организаций.

Принципы международных политических отношений.

Сущность, содержание и приоритеты мировой политики. Средства и методы мировой политики. Регулятивное воздействие ООН и других международных организаций на состояние и стабильность отношений между нацио­нальными государствами, обеспечение всеобщей безо­пасности. Характерные черты современных междуна­родных политических отношений.

Мировая политика —сфера отношений между го­сударствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагиваающих интересы мирового со­общества.

В разной степени указанные субъекты сотрудничают и со­перничают, преследуя различные, нередко противоположные цели. Это обусловлено взаимозависимостью стран и народов, их стремлением к усилению влияния на геополитические про­цессы, реализации национальных и общечеловеческих потреб­ностей, к достижению баланса политических сил на мировой арене.

Мировая политика — «сердцевина» международных отно­шений — экономических, правовых, идеологических, дипло­матических, военных, культурных и других.

Субъекты международных отношений:

► национальные государства;

► группы (союзы) государств;

► международные организации (государственные и непра­вительственные);

► общественные организации и движения;

► политические и общественные лидеры.

Главный субъект этих отношений — национальные государ­ства.

Национальное государство — особый тип государства, харак­терный для современного мира. Его правительство обладает су­веренной властью на определенной территории, население кото­рой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней.

Обладая суверенитетом (независимостью в международных делах), государства представляют, защищают и реализуют на­циональные интересы на мировой арене.

Национальные интересы — осознанные государством объек­тивные потребности национальной государственности, побуж­дающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспече­нию благополучия и безопасности граждан.

Деятельность государства на международной арене по реа­лизации своих национальных интересов — это его внешняя по­литика. Она отражает отношения государства с другими субъ­ектами мировой политики.

Внешняя политика государства преследует две цели, нераз­рывно связанные между собой: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполи­тического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества.

Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаи­модействие с международными организациями в целях укреп­ления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничес­тво с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам.

Методы внешней политики государства: заключение двусто­ронних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в тор­говле, научно-технической, экономической, военно-полити­ческой и иных сферах. Нередко используют также методы во­енного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения его к принятию невыгодных ему ус­ловий, возмездия в случае военных конфликтов.

Взаимодействуя между собой, государства создают разнооб­разные по характеру деятельности, функциям, правам и полно­мочиям международные организации — универсальные (объеди­няющие все государства), специализированные (по специаль­ным вопросам), региональные (по вопросам поддержания меж­дународного мира и безопасности). Сегодня действует широ­кая сеть межправительственных организаций:

► Организация Объединенных Наций (всеобщая организа­ция, созданная для поддержания мира и безопасности);

► Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

► Европейский Союз (ЕС);

► Лига арабских государств (ЛАГ);

► Организация американских государств (ОАГ);

► Организация африканского единства (ОАЕ);

► Организация Североатлантического договора (НАТО);

► Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

► Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ).

Значительное влияние на мировую политику оказывают международные монополии или транснациональные корпора­ции (ТНК). Они обладают большими экономическими, фи­нансовыми ресурсами, тесными контактами с правительствен­ными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность международных отношений.

Влиятельным и авторитетным субъектом мировой полити­ки выступают в наше время религиозные организации.

От внутренней политики государств мировую политику от­личает отсутствие центральной власти, управляющей междуна­родным политическим процессом. Это зона повышенного рис­ка, непредсказуемости поведения действующих лиц на миро­вой арене. Характер, направленность и стабильность междуна­родных отношений напрямую зависит от признания и соблю­дения их субъектами норм международного права.

Международное право представляет собой систему правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю госу­дарств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций.

Виды международных отношений:

► политические (играют ведущую роль);

► экономические;

► международно-правовые;

► научно-технические;

► военно-стратегические;

► культурные.

Наши рекомендации