Понятие личности
Право создается людьми и предназначено для людей, для их благ, для всех вместе взятых и каждого в отдельности человека. Именно право как регулятор универсальный, общесоциальный, самый мощный, самый авторитетный, самый важный, самый ценный, защищающий наиболее значимые человеческие ценности (жизнь, здоровье, свободу, собственность, безопасность и т. д.), упорядочивающий общественные отношения в русле общесоциальной справедливости, гармонически сочетает интересы отдельного человека и общества в целом. Такой регулятор должен формироваться на базе тщательного и всестороннего учета всех объективных и субъективных факторов, причастных к поведению человека в регламентируемых правом жизненно важных сферах, и прежде всего учета природы человека как носителя регулируемых общественных отношений. Не случайно наиболее выдающиеся мыслители на протяжении всей истории цивилизации в познании права исходят из природы человека. Общество состоит из индивидов, и в зависимости от правового положения личности решающим образом зависит ее социально-полезная активность, реальное проявление заложенных в человеке способностей, дарований, а значит и успех социума в его прогрессивном развитии.
Понятие личности многогранное, многозначимое, имеющее различные аспекты.
В этимологическом истолковании – это отдельный человек в обществе, т. е. индивидуум, или же персона, которой присущи специфические свойства, составляющие ее индивидуальность (внешность, голос, запах, темперамент, наклонности, убеждения и т. д.).
В естествоведческом ракурсе человек – частица природы, существо биологическое, энергетическое, высшее творение природы, обладающее сознанием, разумом.
В социальном плане личность – создатель материальных и духовных благ, создатель общества, носитель всех его отношений. Сущность личности по К. Марксу определяет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. В личности он видел «совокупность всех общественных отношений»[266]. Личность – это индивид, взятый во взаимосвязи и взаимозависимости с себе подобными, обществом, окружающей его действительностью.
В конкретно-социологическом, поведенческом плане личность – существо свободное.
В философском восприятии человек как существо биологическое и социальное, разумное, обладающее духовностью, является высшей ценностью. Мудрый И. Кант исходил из того, что к человеку нельзя подходить только как к средству для достижения цели, но и всегда как к цели, и относиться к другому необходимо так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. В таком же плане высказывался и Г. Гегель: будь лицом и уважай других в качестве лиц. Тоже самое утверждается и в Библии: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (гл.7 стих 12). Русская православная церковь в своем принятом, освященном Архиерейским Собором, документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждает: «Основополагающий принцип права – не делай другому того, чего не желаешь себе».
В политическом аспекте личность представляет собой, как утверждал еще Аристотель, существо, стремящееся к высшей форме организации – политической в образе государства с целью устроить свою жизнь прекрасно, наилучшим образом. По отношению к государству личность, человек – это гражданин (подданный), иностранец, апатрид (лицо без гражданства).
В юридическом поле личность – это субъект права, субъект правовых отношений, т. е. лицо, обладающее соответствующим правовым статусом. Юридический аспект личности вбирает в себя все самые значимые ее грани – естественную (биологическую), социальную, поведенческую, философско-нравственную, политическую и собственно-правовую, выражающуюся в ее юридических правах и обязанностях в духе принципов права.
В философской литературе некоторые авторы, в частности А. Г. Мысливченко, разграничивают понятие «человек», «индивид», «личность»; в юридической литературе, например, И. Е. Фарбер – «человек», «гражданин», «лицо».
Личность по А. Г. Мысливченко – это действительность индивида как социального феномена, реализующего себя в различных формах социального действия, основой из которых является труд[267]. Согласно В. М. Розину, личность – существенная часть человека[268]. В данном случае под личностью понимается не просто человек со всеми его свойствами, материальными и духовными запросами, а взрослый, соответствующим образом уже сформировавшийся человек. В то же время употребляется понятие личности ребенка, матери, отца, солдата, ученого, крестьянина, рабочего, преступника и т. д. Иначе говоря, термин «личность» используется в данном случае как критерий социальной типологии человека.
Понятие личность употребляется, следовательно, и в широком, и в узком, специализированном понимании в зависимости от познания человека как сложного, многогранного существа. В узком смысле определил понятие личности, в частности, В. П. Тугаринов: «Личность – это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса»[269]. В таком же ключе характеризует личность и В. А. Кучинский: «Человеком рождаются, личностью становятся... личность – это человек, обладающий неповторимой совокупностью психофизиологических, интеллектуальных, социальных черт, позволяющих ему быть активным субъектом общественных отношений, в том числе и государственно-правовых»[270]. Известный представитель юснатурализма в современном англо-американском правоведении Дж. М. Финнис также полагает, что индивид становится личностью, т. е. приобретает качества человеческого достоинства и социальной ответственности лишь тогда, когда он сам реализует себя в соответствии с основными ценностями, а закон лишь создает необходимые для этого условия. Однако, как справедливо утверждает известный социолог И. С. Кон в своей книге «Социология личности», под личностью чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Конкретному человеку, конечно, присуще то, что дано природой всем людям и в этом заключается их общность естественная. И в то же время каждый человек уникален, неповторим, своеобразен по своим физическим и духовным возможностям и как член общества относится к той или иной социальной группе, являясь олицетворением того или иного социального статуса.
Естественная сторона личности, в принципе, неизменна, устойчива. Человек всегда остается человеком с его соответствующими естественными потребностями, а значит и естественными его правами, которые, однако, могут изменяться, расширяться по мере изменения природной среды, в которой он находится. Что же касается социального, особенно экономического и политического положения личности, то оно более динамичное и по мере продвижения общества по пути прогресса соответственно меняется и правовой статус личности.
Понятие личности в праве не может ограничиваться узким ее пониманием, т. е. пониманием ее как активного члена общества, как субъекта правовых отношений. Для права личность – это человек во всех его ипостасях и прежде всего – как высшая ценность из всех ценностей естественных и социальных, как субъект права, коим является и ребенок, даже находящийся в утробе матери, и умалишенный. Всякий человек для права – это личность в широком, всеохватывающем ее понимании. Личность закрепляется правом, им регламентируется, защищается его авторитетом, всей его мощью.
Именно в правовом статусе аккумулируются все аспекты личности в русле отражения в нем всего жизненно важного для человека, нуждающегося в правовом закреплении, законодательном упорядочении положения личности в соответствии с принципами права, непосредственно обусловливающими юридические права и обязанности человека и гражданина.