Интегративность фундаментальных свойств
Базовые фундаментальные свойства целостности, целесообразности и открытости нельзя рассматривать как совершенно независимые. В силу своей интегративности они проникают друг в друга, вследствие чего у системы возникает множество новых композиционных интегративных свойств, раскрывающих всю ее глубину и разнообразие.
С учетом сказанного производным системным свойством порядка два будем называть свойство Sij, получающееся в результате мультипликативной композиции базовых фундаментальных свойств Si и Sj:
, (1.1.1)
где Т – мультипликативный закон композиции, раскрывающий проявление свойства, стоящего слева от него, в свойстве, стоящем справа. Например, если S1 – целостность, S2 – целесообразность, а S3 – открытость, то
– целесообразность открытости;
– целостность целесообразности и т.п.
Таким образом, для производных системных свойств порядка два мы будем иметь следующую матрицу (табл. 1.1.2).
Таблица 1.1.2
Производные системные свойства порядка два
· Базовые свойства | · Базовые свойства | ||
· Целостность | · Целесообразность | · Открытость | |
· Целостность | · Целостность целостности | · Целостность целесообразности | · Целостность открытости |
· Целесообразность | · Целесообразность целостности | · Целесообразность целесообразности | · Целесообразность открытости |
· Открытость | · Открытость целостности | · Открытость целесообразности | · Открытость открытости |
Производные системные свойства могут рассматриваться так же, как соответствующие вопросы, над которыми должен задумываться исследователь системной проблемы. Действительно, в чем, например, состоит целесообразность открытости? Абсолютно замкнутая система не может раскрыть себя в окружающем ее мире и для окружающего ее мира, т.е. она не может выполнить своего предназначения, своей программы бытия (она не существует реально). С другой стороны, чрезмерно открытая система беззащитна перед внешней средой и поэтому также может не выполнить своего предназначения. И здесь с очевидностью возникает аспект целесообразности открытости (или целесообразной открытости). Открытость же целесообразности говорит нам о том, что в силу единства и целостности мироздания система ценностей системы не может вполне определять ее целесообразность. Есть система ценностей более высокого уровня, связанная с данной и определяющая в конечном счете предназаначение системы как необходимого элемента Вселенной.
Заметим, что с содержательной точки зрения бинарная композиция одного и того же свойства не совпадает с ним, т.е.
. (1.1.2)
Например, свойство S11 – целостность целостности, свидетельствует о том, что свойство целостности имеет некоторый уровень измеримости. Ведь соответствующий вопрос для исследователя звучит так: насколько целостна целостность (в какой мере)?
По аналогии с выражением (1.1.1) с помощью закона композиции Т могут быть формально определены производные системные свойства и более высоких порядков. Например,
. (1.1.3)
В частности, S321есть открытость целесообразности целостности.
10. Бинарный закон композиции Т, очевидно, некоммутативен, т.е. для любых
. (1.1.4)
Поэтому целесообразность открытости не есть открытость целесообразности.
20. Закон композиции Т ассоциативен, т.е. для любых комбинаций i, j, k
. (1.1.5)
Ассоциативность закона обусловлена тем, что он по-существу выражает отношение свойства, стоящего слева от него, к свойству, стоящему справа, т.е. оно раскрывает его в соответствующем аспекте.
30. Свойство интегративности S0, в силу своей наивысшей общности, формально может быть представлено единичным (нейтральным) элементом множества системных свойств (базовых и производных), т.е.
. (1.1.6 )
Формула (1.1.6) есть формальное выражение интегративности рассматриваемых системных свойств.
40. Множество интегративных системных свойств S замкнуто, поскольку для любой пары его элементов Sa и Sb, элемент , образованный путем их мультипликативной композиции, также принадлежит этому множеству,
. (1.1.7)
50. Для каждого системного свойства Si существует обратное ему свойство , такое, что
. (1.1.8)
Таким образом, из условий (1.1.5)–(1.1.8) следует, что с формально математической точки зрения системные свойства составляют некоммутативную группу относительно мультипликативного закона композиции Т.
Как уже отмечалось, системные свойства (а следовательно, и производные от них) проявляются в четырех фундаментальных функциональных системах (системных кварках). В конечном счете это проявление имеет как бы три плана: физический (пространственно-временной, или ситуационный), энергетический (ценностный) и идеальный.
При этом энергетический план организует воплощение идеальной информации в физическую. В этом смысле можно говорить об определенной симметрии характера проявления базовых свойств относительно фундаментальных функциональных систем (табл.1.1.3).
Таблица 1.1.3
Характер проявления
базовых фундаментальных свойств системы
· Фундаментальные системы | · Базовые свойства | ||
· Целостность | · Целесообразность | · Открытость | |
· Структур | · Внутренняя связность (пространственная связность) | · Внутренняя организованность (пространственная организованность) | · Внешняя связность (расплывчатость и коммуникативность) |
· Процессов | · Внутренняя согласованность (временная связность) | · Внутренняя скоординированность (временная организованность) | · Внешняя согласованность (сопрягаемость и наследуемость) |
· Ценностей | · Внутренняя эквивалентность (ценностная) | · Внутренняя ценностная и целевая ориентировочность | · Внешняя ценностная и целевая ориентировочность (предназначенность) |
· Знаний | · Оформленность | · Содержательность | · Интерпретируемость и неполнота |
Внутренняя пространственно-временная связность определяет топологию бытия системы. Упорядоченность возможного разнообразия топологий систем (что является необходимым условием существования взаимодействий между ними – «условие взаимопонимания») обеспечивается их пространственно-временной организованностью, которая базируется на соответствующих законах организации и законах изменения (законах движения). Поскольку любая система есть лишь некоторая часть единого целого, то, наряду с внутренней пространственно-временной связностью, она обладает и определенной связностью с внешним окружением, проникая в него и взаимодействуя с ним. Что касается ценностной окраски базовых свойств, то, во-первых, необходимым условием внутренней целостности является существование определенных эквивалентов различных форм ценностей. Именно эта эквивалентность позволяет упорядочить определенным образом возможное разнообразие взаимных превращений ценностей и тем самым ограничить возможные виды законов организации и изменения. Во-вторых, внутренняя ценностная ориентированность, т.е. подчиненность бытия системы определенной иерархии ценностных принципов, с одной стороны, обеспечивает стабильность ее существования, ее самосохраняемость, с другой – дает возможность коррекции законов ее организации и движения в пределах допустимости данной системы ценностей при значительном изменении внешней ситуации. В-третьих, ценностная открытость системы связана не только с возможностью обмена теми или иными ценностями но и с подчиненностью ее поведения системе ценностей метасистемы, а также с активностью (целеориентированностью) ее поведения.
И наконец, проявление базовых свойств с точки зрения системы знаний связано с такими понятиями, как оформленность и содержательность бытия системы, а также с неполнотой и интерпретируемостью ее внутреннего языка.
В силу свойства открытости реальные системы не вполне индивидуализированы. Это означает, что практически каждое их свойство в той или иной мере интегративно по отношению не только к самой системе, но и к ее внешнему окружению. «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него», – говорили древние.
Группу интегративных системных свойств можно представить в виде следующего графа (рис. 1.1.7).
Дуги длинного графа отвечают введенному выше мультипликативному закону композиции, а вершины – базовым фундаментальным свойствам. Вершина, из которой выходит рассматриваемая дуга, соответствует свойству, стоящему слева относительно закона композиции, а вершина, в которую входит дуга, – свойству, стоящему справа. Арность композиции (т.е. число входящих в нее свойств) определяется числом вершин, принадлежащих выбранному пути в рассматриваемом графе. Направление обхода (по часовой стрелке или против) может меняться при прохождении очередной вершины, но оно всегда связано с ориентацией выбранной дуги. Схему рис. 1.1.7 можно рассматривать как графическое представление атрибутивного определения понятия система.
Рис. 1.1.7. Граф группы системных свойств
?
Вопросы и упражнения
1. Сформулируйте, в чем заключается принципиальное отличие кибернетической и традиционной схем управления, описанных во введении.
2. Охарактеризуйте основные особенности системной революции и объясните основные причины возникновения системного кризиса.
3. Сформулируйте теорему необходимого разнообразия Эшби и опишите основные возможные пути выхода из системного кризиса.
4. Объясните суть принципа дуального управления.
5. Дайте определение понятий системного и системно-физического подхода. Охарактеризуйте взаимосвязь систематики и системного анализа.
6. Поясните: как следует понимать междисциплинарность проблем?
7. Дайте определение основных принципов систематики. Приведите примеры, характеризующие их роль при решении социально-политических и экономических проблем.
8. Сформулируйте атрибутивное и конструктивное определения понятия «реальная система». Приведите примеры реальных систем.
9. Дайте определения основных системных понятий.
10. Дайте определения основных системных свойств: интегративности, целостности, целесообразности и открытости. Приведите примеры их конкретного проявления.
11. Поясните взаимосвязь эквифинальности и историчности.
12. Опишите совокупность системных свойств как математическую группу.
13. Обсудите необходимость идентификации реальных систем. Поясните, что такое частичная система.
1.2
ПРОСТРАНСТВА СИТУАЦИЙ
Сферы и образы
Сущность любой реальной системы проявляется в процессах обменных взаимодействий. В зависимости от уровня развития и характера системы можно выделить семь основных видов пространственно-временных континуумов (сфер), в которых протекают указанные процессы (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1. Фундаментальная система сфер
Каждая сфера связана с доминирующей ролью одного из семи фундаментальных начал (фундаментальных системных процессов), определяющих сущность мироздания. Так, в физической сфере таким началом является движение, в сфере жизни – активность (элементы этой сферы активны, они преследуют свои цели), в сфере психологической – рефлексия (отделение «Я» от «НЕ-Я» с отражением и того, и другого в «Я»), в технологической сфере – организация (элементы этой сферы пытаются организовать вокруг себя некую искусственную среду), в экономической сфере – соизмерения (оценивания) (активные элементы этой сферы стремятся координировать свое поведение путем сопоставления (соизмерения) соответствующих ценностей (полезностей)), в социальной сфере – самоорганизация и в информационной – познание.
Сущность реальной системы проявляется в виде системы образов, возникающих в результате ее отражения в соответствующих сферах. В этом смысле образ есть проекция системы в определенную сферу.
Человек как реальная система имеет свои образы в различных сферах (табл. 1.2.1).
Таблица 1.2.1
Образы человека в различных сферах
Сфера | Образ |
· Физическая · Жизни · Психологическая · Технологическая · Экономическая · Социальная · Информационная | · Физическое тело в ореоле полей · Биологический организм · Личность · Профессионал · Собственник · Гражданин · Носитель знаний |
В зависимости от конкретной ситуации и конкретной индивидуальности эти образы могут быть выражены (проявлены) в различной степени. Например, если некто попадает на необитаемый остров, то его образы в социальной и экономической сферах постепенно исчезают.
Рассматривая общество как некоторую реальную систему, мы невольно допускаем значительные искажения в своих представлениях о нем, поскольку общество является лишь социально-политическим образом этноса, проявляющимся в самых различных сферах. И в этом смысле лишь этнос можно рассматривать в качестве той реальной системы, элементами которой являются люди. Проявление этноса многоаспектно (табл. 1.2.2).
Таблица 1.2.2
Образы этноса в сферах
· Сфера | · Образ |
· Информационная | · Культура |
· Социально-политическая | · Социум (общество) |
· Экономическая | · Экономика |
· Технологическая | · Производственная система |
· Психологическая | · Этнопсихологическая система |
· Биологическая | · Популяция |
· Физическая | · Система тел |
Заметим, что информационное проявление этноса как реальной системы следует понимать в смысле историческом (египетская культура, греческая культура, славянская культура и т.п.). Согласно табл. 1.2.2 этнос в данном случае рассматривается не только как система людей (общество), но и как связанные с этой системой материальные, информационные и иные структурные образования, т.е. этнос мы понимаем в цивилизационном плане.
Почему же мы, являясь элементами этноса, не воспринимаем его как реальность, подобную биологическому организму? Причина этого, на наш взгляд, вполне очевидна: уровень существования человека и уровень существования этноса по своим пространственно-временным масштабам настолько различны, что человек практически почти не испытывает на себе такого влияния со стороны этноса в целом, которое было бы сравнимо с влиянием его локального окружения. В этом отношении отдельный человек напоминает одну из бесчисленного множества молекул или клеток, составляющих живой организм. Молекула практически самостоятельна, ее роль ничтожна, она может появиться в организме и исчезнуть, и ничего сколько-нибудь значительного для этого организма не произойдет. На уровне отдельной молекулы невозможно понять, невозможно воспринять в целом, интегративно весь живой организм как реальную систему. И в этом смысле люди, живущие в своих пространственно-временных ритмах в пределах какого-нибудь этноса, «физически» не ощущают его реальности. Должно пройти, может быть, не одно десятилетие, прежде чем ощутимо проявится его влияние в структурном, процессуальном, ценностном и информационном планах.
В любой реальной системе достаточно четко выделяются некоторые существенно важные для нее функциональные подсистемы. Такими подсистемами, например, в живом организме являются: центральная нервная система, система кровообращения, система пищеварения и т.д. Можно также выделить функционально наиболее значимые компоненты указанных подсистем. В последнем случае к ним можно отнести, например, такие органы, как сердце, мозг, легкие и т.п. В связи с этим возникает естественный вопрос: а есть ли нечто подобное и почти столь же реально ощутимое в этносе? Конечно же этот вопрос требует более тщательного исследования. Однако уже даже самый поверхностный анализ позволяет нам выделить такие достаточно стабильные структурные образования, как, например, профессиональные элиты (военные политические, научные, хозяйственные и т.п.). А что такое бюрократия, как не реальная структурная компонента общества (этноса). Бюрократия так же реальна, как, скажем, корова, пощипывающая травку. Это тоже живой организм, входящий в состав более сложного (общества, этноса).
Отдельно взятый человек по отношению к этносу столь же автономен, как и отдельная конкретная молекула по отношению к организму. Но это вовсе не означает, что не существует каких-либо закономерностей в развитии последнего. Более того, исходя из самых общих представлений систематики, мы можем утверждать, что у этноса как реальной системы есть свои ощутимые интегративные проявления, в том числе и проявления разумности. И, возможно, эти проявления не менее, а, может быть, даже и несоизмеримо более значительны, чем соответствующие проявления человека.
Таким образом, этнос (общество) не есть некоторое эфемерное образование, а есть вполне реальная система, живущая своей жизнью на своем уровне и по своим законам.
Поскольку носителями образов являются системы, то вся совокупность рассматриваемых нами сфер также представляет собой некоторую реальную систему, обладающую соответствующими атрибутивными признаками (целостностью, целесообразностью, открытостью и т.п.). Вследствие этого сферы взаимодействуют между собой и взаимно проникают друг в друга.
Из сказанного выше вытекает, что мир, связанный с конкретной сферой (сфероценоз), включает в себя не только непосредственно эту сферу, но и некоторый базис, обеспечивающий ее существование и связывающий ее «снизу» с другими сферами (рис. 1.2.2). Связь «сверху» обусловлена тем, что компоненты сферы сами могут входить в состав базисов других сфер.
Рис. 1.2.2. Структура сфероценоза:
ПВ – пространственно-временные континуумы;
СО – структурные образования; СЦ – системы ценностей
Необходимость использования в процессе анализа реальной действительности представления о сфероценозе есть очевидная плата за вычленение из единого целого отдельных сфер взаимодействия за их индивидуализацию и установление между ними определенных границ.
Каждая сфера представляет собой некоторую совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых метасистем (Вселенных или миров), отличающихся друг от друга своими пространственно-временными ритмами, формами и масштабами. Например, в биологической сфере, составляющей часть сферы жизни, в качестве таких метасистем выступают: мир микроорганизмов, мир животных и растительный мир.
Сфера и ее базис включают в себя три основные компоненты: пространственно-временную (ситуационную), структурную и ценностную. В ситуационно-пространственном плане базис – это среда, в которой существуют метасистемы сферы, и в этом смысле он – необходимый системообразующий фактор. Например, для биосферы в качестве такого пространственного системообразующего фактора выступают пространства физического вакуума и вещества. В структурном плане базис есть источник необходимых для «строительства» сферы (точнее, ее каркаса) первичных структурных элементов, совокупность которых выступает как необходимый набор системоформирующих факторов. Например, для биосферы важно наличие литосферы, гидросферы и атмосферы (песчаных и глинистых и т.д. поверхностей, водоемов, содержащих соответствующие растворы солей и т.п.). Системоформирующие факторы базиса задают определенные пространственные ритмы организации сферы. И, наконец, в ценностном плане базис выступает в роли источника первичной неструктурированной энергии, обеспечивающей существование и развитие структурных образований сферы, а также реализацию ценностных принципов и законов, регулирующих процессы взаимодействия первичных структурных образований. Основными источниками энергии в биосфере, в частности, являются солнечное излучение и тепло Земли.
Помимо этого в ситуационно-временном плане базис играет значительную ситуационную роль, задавая определенную внешнюю настройку временным ритмам сферы, обеспечивающим согласованность поведения ее элементов. Так, в биосфере такую синхронизацию задает периодическая смена дня и ночи, смена времен года и т.п.
Времена
Понятие времени наряду с понятием пространства является наиболее фундаментальным, составляющим основу мировоззрения любого мыслящего существа. В обыденном сознании время ассоциируется с некоей идеальной универсальной субстанцией, пронизывающей всю Вселенную и текущей равномерно из прошлого в будущее. Времени подвластна любая точка пространства. Оно всюду являет свой лик. Но такое, почти мифологическое восприятие времени (недаром существуют такие образы, как река-времени, река-забвения и т.п.) не является достаточно конструктивным, оно не позволяет проникнуть в его сущность.
Периодически повторяющиеся процессы в природе, влияющие на повседневную жизнь и заботы первобытного человека, оказали определяющее влияние на формирование его представлений о времени. Так, смена дня и ночи привели к понятию суток, смена фаз Луны помогла определить понятие о такой единице измерения времени, как месяц, а периодически повторяющиеся разливы рек, сезонные колебания погоды и движение Солнца по небосводу привели к возникновению понятия года.
По мере накопления опытных данных и развития астрономии как науки началось философское осмысление понятия времени. Так, cогласно воззрениям Гераклита, время подобно водам реки, текущей более или менее быстро с неизменной скоростью. Формально такой образ можно сопоставить с числовой осью, вдоль которой скользит изображающая точка, соответствующая «настоящему» (рис. 1.2.3, а).
а б в
Рис. 1.2.3. Формальные представления о некоторых концепциях времени
Согласно этой так называемой линейной эволюционной концепции времени прошлое отвечает точкам числовой оси, предшествующим той, которую занимает изображающая точка, а будущее – последующим. Однако в рамках этой концепции возникают большие проблемы, связанные с необходимостью объяснения равномерного движения изображающей точки вдоль числовой оси – оси времени. Ведь для определения скорости течения времени необходимо ввести еще одно время, которое также потребует своего определения.
Кроме того, возникает вопрос, что такое – изображающая точка? Принадлежит она или не принадлежит оси времени? Если принадлежит, то данная точка – некое особое состояние точек оси времени? Если не принадлежит, то что это: особый механизм, датчик, считывающий информацию с оси времени?
Согласно взглядам Платона, время движется циклически с периодом повторения 180 000 лет. Формально этот образ можно представить как процесс движения изображающей точки уже не вдоль числовой оси, а вдоль окружности (рис. 1.2.3, б). В сочинении «Тимей» он трактует время как божественное творение, предназначенное для воспроизводства образа вечности. Эта циклическая эволюционная концепция нашла физическое воплощение в платоновской геоцентрической модели мира, согласно которой планеты и Солнце гармонично перемещаются по небесному своду вокруг Земли. И «все возвращается на круги своя».
Согласно воззрениям Архимеда («Трактат о спирали»), время математически отождествляется с процессом движения изображающей точки вдоль спирали (рис. 1.2.3, в). Эта концепция времени может быть названа эволюционно-спиральной.
Одной из наиболее глубоких попыток философского осмысления понятия времени является концепция Аристотеля («Метафизика»). Согласно его воззрениям, «время есть число движения». Сходную мысль высказал Плотин: «Время есть мера движения». В этом смысле движение первично по отношению ко времени, которое является лишь одним из его свойств. Развивая идею целесообразности всего сущего, Аристотель полагал, что любому материальному телу предопределено Природой достичь своей совершенной формы и занять предназначенное ему место в мироздании (своеобразная глобальная эквифинальность). Оперируя категориями формы и места, как отмечает З.Д. Усманов [31], Аристотель не рассматривал изменение и движение как динамические процессы, не обращая внимание на промежуточные состояния и положение тел, и тем самым отодвинул понятие времени на второй план.
Пожалуй, одной из наиболее важных идей Плотина была идея о времени как о явлении, охваченном измерением: «Под временем подразумевают или то, что называют движением, или то, что приводится в движение, или отношение движения. ...Из тех, которые рассматривают время как движение, одни его рассматривают как движение или как движение Всего; те, которые рассматривают его как движение, подразумевают при этом мировую среду; те, которые склоняются к отношению движения, рассматривают его или как некоторое протяжение движения, или как его меру, или вообще как нечто, его сопровождающее, причем (сопровождающее) Все движение или как определенное движение».
Нетрудно заметить, что во всех перечисленных концепциях попытка определения времени через движение не снимает проблемы определения самого движения, которое также требует привлечения понятия времени.
Размышляя о проблеме времени, средневековый философ Блаженный Августин таким образом связал триаду прошлое–настоящее–будущее: «Настоящее – это дверь, через которую будущее переходит в прошлое». Важной идеей, высказанной в этот период, была идея сопоставления времени с причинно-следственными связями. Течение времени стало трактоваться как переход причины в следствие. Такое представление вполне соответствовало христианскому миропониманию о первоначальном толчке и начале всех времен.
В XVII–XVIII вв. благодаря значительным достижениям в области точных наук, таких, как астрономия и механика, сложилась новая более формальная концепция времени, связанная с некоторым отступлением от ранее сформировавшихся представлений. Наиболее отчетливо эта концепция была сформулирована Ньютоном в его знаменитых «Началах» (1689 г.): «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью».
Развитие часового дела, открытие Галилеем законов колебания маятника, широкое практическое их использование постепенно сформировали и закрепили в обыденном сознании представление и о всей Вселенной, как об огромном часовом механизме со своими шестеренками, кулисами и т.д. Как заметил З.Д. Усманов, «конструктивный уровень той эпохи позволил создать маятниковые часы, способные работать многие годы без перебоев» [31]. Надежность этих часов в сочетании с математическим законом, положенным в основу их устройства, подкрепляла убеждение в том, что время есть непрерывная величина, которую надлежит изучать математическими средствами. Представление о времени как о математическом понятии впервые было высказано в 1669 г. И. Барроу, который признавал за временем право на самостоятельное существование, отдельное от конкретных движений. И в этом смысле Ньютон лишь формализовал это представление.
Последующие впечатляющие успехи механики, базирующейся на законах динамики Ньютона и законе всемирного тяготения, закрепили не только в массовом сознании, но и в сознании ученых эту идею о едином абсолютном и идеальном времени.
В философском плане в связи с данной концепцией возник ряд вопросов, на которые она не могла дать позитивного ответа. При этом большую роль сыграл Лейбниц, постоянный оппонент Ньютона.
Первый из вопросов: при практическом ее использовании возникает неизбежное противоречие при соотнесении ньютонова и обыденного времени, а также при физическом измерении последнего; следовательно, какое время использовать в уравнениях, описывающих процессы той или иной природы? Ньютон предложил использовать обыденное время, рассматривая последнее как некоторое приближение к идеальному математическому. Но это обыденное время, его ход полностью определяется соответствующим конкретным процессом, с которым ньютоново время в силу своей абсолютности никак не связано.
Второй существенный вопрос: если все процессы Природы протекают в едином времени, то все они являются функционально-связанными. А это означает, в частности, что положение звезд и планет однозначно предопределяет все движения, включая и те, которые протекают, скажем, на атомном уровне? И в этом смысле, принимая концепцию ньютоновского абсолютного времени, мы должны признать абсолютную космическую, механистическую предопределенность развития мира, т.е. стать более ортодоксальными астрологами, чем любой из астрологов, живших когда-либо на этом свете. И в этом, кстати, суть Лапласовского детерминизма.
Бурное развитие термодинамики и статистической физики во второй половине XIX в. привело к возникновению статистической концепции времени знаменитого физика и математика Больцмана. Анализируя выдвинутую Клаузиусом идею «тепловой смерти» Вселенной, он показал, что состояние термодинамического равновесия есть лишь одно из наиболее вероятных состояний, и поэтому в замкнутой системе всегда могут самопроизвольно возникнуть сколь угодно большие флуктуации. Именно такой грандиозной флуктуацией, согласно Больцману, является та часть Вселенной, в которой мы находимся. И ее состояние неравновесно. Одни миры умирают, а другие возникают. При этом физическая энтропия в момент флуктуации резко уменьшается, а затем в соответствии со вторым началом термодинамики начинает необратимо увеличиваться до тех пор, пока рассматриваемая часть Вселенной не придет в состояние теплового равновесия, т.е. пока не произойдет локальная «тепловая смерть». И вот эта необратимость возрастания энтропии в термодинамически замкнутых системах привела Больцмана к идее, что время растет в том направлении, в котором изменяется физическая энтропия в наблюдаемой части Вселенной. Если в наблюдаемой части флуктуационно возникает некоторый новый мир со своими звездами, галактиками и т.п., то ее энтропия уменьшается и время течет в обратную сторону (Вселенная «молодеет»). Если же мир стремится к состоянию равновесия, то его энтропия увеличивается и время растет.
Концепция Больцмана интересна не только тем, что в ней, пожалуй, впервые время перестало быть некоторой идеальной детерминированной математической величиной. Оно приобрело статистический смысл и стало целиком зависеть от направления эволюции физической метасистемы. Причем время перестало быть абсолютным – в одних частях Вселенной оно могло течь в одном направлении, в других – в другом.
Однако против концепции Больцмана был выдвинут ряд весьма серьезных возражений, наиболее важные из которых связаны с тем, что в ней не учитывалась незамкнутость рассматриваемых частей Вселенной (в силу чего возникали проблемы с применимостью второго начала термодинамики) и не учитывалось влияние сил гравитации на эволюцию Вселенной, а также с тем, что вероятность столь грандиозных флуктуаций настолько мала, что они практически не могут реализоваться.
Весьма близкой к концепции Больцмана является концепция одного из выдающихся астрофизиков XX в. А. Хойла, который в 1960–1963 гг. предложил определять положительное направление времени («стрелу времени») по расширению Вселенной. Если бы галактики сближались, то время, по Хойлу, текло бы в обратном направлении.
К сожалению, в настоящее время, благодаря работам В.С. Троицкого, появились серьезные доводы против гипотезы расширяющейся Вселенной, что, естественно, ставит под сомнение и концепцию Хойла.
К концу XIX–началу XX в. наука накопила достаточно много фактов, которые не соответствовали представлениям о едином абсолютном времени. Первым революционным шагом на пути переосмысления накопленного методологического багажа стала идея о собственном времени системы, развитая в рамках специальной теории относительности, созданной трудами А. Пуанкаре, Х. Лоренца, Г. Минковского и А. Эйнштейна.
Принципиальное отличие специальной теории относительности от Ньютоновской механики состоит в том, что в ней используется постулат о конечной скорости распространения сигналов, которая не может превышать скорости света в вакууме. Механика же Ньютона базируется на предположении о бесконечной скорости распространения сигналов. Эти два противоположных фундаментальных положения получили название принципов близкодействия и дальнодействия.
Несмотря на отмеченное выше явное достижение в части понимания проблемы времени концепция специальной теории относительности также имеет внутреннее противоречие. По существу, оно содержится в самом постулате о постоянстве предельной скорости распространения сигналов (скорости света), так как чтобы ввести понятие скорости света (скорости вообще), необходимо предварительно дать определение понятию расстояния (как пространственной меры) и времени.
Но в данной концепции сначала вводится понятие скорости, а затем уже понятие времени, через которое в принципе должна определяться эта скорость. Таким образом, налицо явное противоречие. По З.Д. Усманову, «в инерциальных системах отсчета всякая свободная материальная точка должна двигаться прямолинейно и равномерно. В свою очередь в требовании равномерности движения или, что то же самое, движения с постоянной скоростью содержится понятие времени, которое должно быть заимствовано из-за пределов специальной теории относительности. Что это за время? Не ньютоново ли, не ограниченное рамками конкретной системы отсчета?» [31].
В связи со сказанным представляется логичным, что в процессе дальнейшего развития идея относительности пространственно-временных связей, лежащая в основании специальной теории относительности, превратилась в свою противоположность в общей теории относительности в виде идеи абсолютного пространства-времени. Роль физических тел, их влияние на это единое пространство-время свелось к локальному искривлению последнего. Этим искривлением не только объяснялось действие тяготения, но устанавливалось влияние последнего на скорость течения времени (в сильных полях тяготения эта скорость существенно снижается). Кроме того, устанавливалась локальная эквивалентность полей ускорений и тяготения.
Таким образом, в этой концепции пространство-время отрывалось от физических тел и, как в концепции Ньютона, абсолютизировалось.
Из опыта спелеологии известно, что если человека поместить на достаточно длительное время в несвязанное с внешним миром помещение (например, пещеру), то он начинает жить в собственном времени, со своим совершенно индивидуальным циклом чередования сна и бодрствования. Другими словами, любой человек, как, впрочем, и любой другой живой организм, образует свою особую биологическую систему, свой микрокосм со своей собственной системой времени, основанной на последовательной смене связанных с ним и важных для него состояний (в частности, сна и бодрствования). И его собственное время уже не является непрерывным и равномерным относительно других систем времени (например, атомных или астрономических).
Если мы обратимся к другим системам измерения времени, которые нам кажутся универсальными, то неожиданно для себя обнаружим, что указанные системы вовсе не являются такими уж универсальными. Более того, их внутренняя ритмическая структура несет в себе элемент противоречия. Например, существовавшая много столетий система астрономического времени базировалась на следующих натуральных единицах времени: год, месяц, сутки, час, секунда и т.д. Но в основе каждой из указанных единиц лежат практически независимые процессы: движение Земли вокруг Солнца, вращение Луны вокруг Земли, вращение Земли вокруг собственной оси и т.п. Именно по этой причине эти единицы времени не согласуются вполне между собой. Поэтому с «течением времени» получаемые с их помощью результаты приходится корректировать. Наиболее известной корректировкой подобного рода является так называемый високосный год.
Довольно долго существовало заблуждение, что может быть найден некий наиболее стабильный относительно абсолютного, идеального времени процесс, который можно будет использовать в качестве идеального эталона. При этом расхождения других часов с таким эталоном объяснялись бы лишь их погрешностями. Однако все процессы Природы в смысле измерения времени совершенно равноправны, поскольку речь идет об измерении собственного времени, связанного с вполне конкретным процессом. Именно по этой причине переход от стандарта астрономического времени к атомному стандарту нельзя рассматривать как переход, обеспечивающий повышение точности измерения некоего единого времени. Ведь здесь мы опять-таки имеем дело с практически независимыми процессами.
Из сказанного следует, что время не единственно и что в природе, вероятно, существует иерархическая временная система, каждая из подсистем которой соответствует вполне определенной системе, проявляющейся путем взаимодействия с другими системами в конкретных условиях. Более того, собственное время конкретной системы начинает свой бег только с ее рождением и прекращает его только с прекращением ее существования.
Таким образом, время является эмерджентной, т.е. присущей только системе, характеристикой. Следуя воззрениям одного из самых выдающихся философов, занимавшихся когда-либо этой проблемой, Г. Лейбница, время можно определить как порядок следования явлений. Поэтому время можно представить как систему отношений порядка на множестве событий, имеющих существенное значение для соответствующей системы. Следовательно, время воспринимается нами как некая цепочка (сеть) причинно-следственных связей. Если между какими-либо событиями такая связь отсутствует, то указанные события происходят в разных системах времени. Отсюда, в частности, следует, что всякая попытка долгосрочного прогнозирования совместного развития слабозависимых явлений может привести к весьма существенным погрешностям.
Собственное время системы, являясь внутренним, устанавливает соответствующий порядок следования событий на микроуровне. На метауровне царствует собственное время метасистемы. И поскольку система является одним из ее элементов, то собственное время системы на макроуровне в определенной степени согласуется с этим более глобальным временем. В силу открытости системы это согласование абсолютным быть не может. И именно по этой причине на макроуровне в наибольшей мере проявляется некоторая "аритмия" собственного времени системы и собственного времени той метасистемы, в которую она входит.
Идея времени как отношения порядка на множестве явлений (событий) вполне согласуется с концепцией собственного времени системы, устанавливающей соответствующий порядок. Это соответствие приобретает особую важность в свете того подхода к определению внутреннего и внешнего ситуационного пространства, который будет описан далее. Между понятиями пространства и времени существует глубокая внутренняя, может быть, изотерическая связь. Любая реальная система может проявить свою сущность в пространстве-времени только через отношения с другими системами. Недаром в практической жизни мы часто измеряем пройденное расстояние количеством затрачиваемого на него времени («живу в 10 минутах ходьбы от работы» и т.п.), а время – длиной пройденного пути. Некоторые также утверждают, что «время – это деньги, которых у нас нет, а деньги – время, которого у нас нет». Время (как и пространство) имеет свое ценностное наполнение. Ведь жизнь – наивысшая ценность, которой нас наградила природа.
Пространства ситуаций
Пространства ситуаций (или ситуационные пространства) задаются отношениями порядка на множествах структурных образований. И в этом смысле они аналогичны времени. Более того, как и время, они обладают свойством необратимости. Нельзя «дважды войти в одну и ту же реку», – говорил Гераклит.
Каждое из ситуационных пространств выступает по отношению к системе в двух планах: внешнем и внутреннем. Ситуации, возникающие во внешнем пространстве, отображаются во внутреннее пространство и создают определенные образы внешнего мира. Но в силу того, что всякая реальная система открыта, внешнее и внутреннее ситуационные пространства взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют между собой, что, по сути дела, и обеспечивает ситуационную целостность любой реальной метасистемы.
Внутреннее ситуационное пространство есть пространство состояний системы. Внешнее – пространство положений, находящихся в нем систем. Внешнее для некоторой системы ситуационное пространство может быть (частью) внутренним для метасистемы, содержащей эту систему.
Внутреннее ситуационное пространство не представляет собой нечто пассивное – вроде зеркала. Образы, существующие в нем, могут изменяться по своим внутренним, связанным с данной системой причинам. Возникающие при этом ситуации, в свою очередь, могут отображаться во внешнее пространство. Таким образом, внутренние состояния и внешние положения взаимозависимы, и поэтому нельзя утверждать, что одно есть единственная причина другого.
Внутреннее пространство системы и ее собственное время образуют собственный пространственно-временной континуум, свою сферу, внутренний мир, в котором протекает «внутренняя жизнь» этой системы. В связи с определенной автономностью образов, существующих во внутреннем ситуационном пространстве, возникает идея о том, что собственный пространственно-временной континуум имеет два плана проявления – идеальный и физический. Соотношение формально можно представить как отношение мнимого и действительного в математике.
Важно иметь в виду, что реакция системы определяется не объективно существующей ситуацией, а той ситуацией, которая существует в ее собственном пространственно-временном континууме.
Эта мысль кажется вполне очевидной, когда речь идет о социально-психологических явлениях, для которых считается справедливой соответствующая теорема. Однако то же самое мы можем сказать и о явлениях физических, где все признаки взаимного влияния объектов (будь-то пространственные положения, скорости, энергии и т. п.) не только относительны, но и зависят от «собственного восприятия» системы. И в этом смысле преобразования Лоренца можно рассматривать как переход от одной «системы взглядов» к другой.
В связи со сказанным уже не такой крамольной представляется идея, что идеальный план материи существует за пределами светового конуса, где физическое пространство, физическое время и физическая масса математически становятся мнимыми.
В ситуационных пространствах существуют самые разнообразные по характеру структурные образования (системы, поля и т.д.), положение которых определяется соответствующими отношениями порядка. Установление отношения порядка на множестве образов внешнего или внутреннего пространств есть процесс измерения, осуществляемый соответствующей системой. Измерение есть неотъемлемая функция любой реальной системы.
С рациональной точки зрения измерение – это акт присвоения чисел вещам или событиям. И именно в этом рациональном смысле процесс получил название квантификации. Поскольку квантификация играет существенно важную роль в системах ценностей, знакомство с ней мы отложим до следующей главы. Здесь же мы просто остановимся на тех признаках, которые характеризуют пространственные положения образов.
Ситуация – структурное образование, занимающее некоторую конечную область одного или нескольких пространственно-временных континуумов (сфер) и соответствующее определенной характерной фазе бытия системы и (или) ее внешнего окружения.
Любая реальная ситуация внутренне противоречива, поскольку образы систем, с ней связанных, входят в нее исторически. Так, например, кризисная ситуация 1916–1917 гг. в России впитала в себя судьбы множества людей, живших в этот период, мучительно искавших ответа на вечные вопросы, менявших свои взгляды и убеждения, совершавших те или иные поступки и т.д. В зависимости от своих масштабов относительно системы все ситуации можно разделить на мета-, макро- и микроситуации. Ситуации, существующие во внешнем пространстве, называются внешними, а во внутреннем пространстве – внутренними.
По характеру влияния на систему ситуации могут быть благоприятными, нейтральными и неблагоприятными. Ситуации также можно разделить по сферам их наиболее существенного проявления (экономические, социальные, политические и т.п.).
Сущность любой реальной ситуации раскрывается в связанных с ней явлениях. Явление представляет собой некоторую совокупность процессов, протекающих внутри соответствующей ситуации и обладающих определенными общими признаками, характеризующими эту ситуацию.
Например, такие явления, как падение производства, рост безработицы, обнищание населения, криминализация и т.п., как правило, присущи ситуации экономического кризиса.