Закон: понятие, признаки, виды. Конституция как основной закон гос-ва
Закон – это НПА, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
К признакам закона относятся следующие:- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат ФС РФ;- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Виды законов по их юридической силе:1) Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) ФКЗ- принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (ФКЗ о КС РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве) 3) ФЗ - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (ГК РФ, УК РФ, СК РФ); 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях).
Особенностьюзаконов субъектов РФ является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными НА, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являютсяконституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.
Виды законов по сроку действия: постоянные;чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.
По субъектам законотворчества принятые: в результате референдума; законодательным органом.
Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция – это основной закон государства. Предметом регулирования являются следующие категории общественных отношений: 1) права и свободы человека;2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма; 3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства.
Конституция как НПА обладает следующими свойствами: а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)б) нормативность, в) высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы, г) особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов, д) учредительность.
Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Она: 1.называет носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ многонациональный народ. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому—либо другому;2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос.власти и органы МСУ, при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы.
Стадии законотворческого процесса.
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные НА, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. Поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат ФС. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.
Законодательный процесс - система относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.
Законотворчество — сложный процесс, включающий в себя следующие стадии:
Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:
· законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в ГД) принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, ВС по вопросам их ведения;
Виды законодательной инициативы
-официальная (субъекты - Президент России, Совет Федерации, Депутаты ГД РФ, Прав-во РФ, законод. органы субъектов РФ, КС РФ, ВС РФ);
- неофициальная (субъекты - граждане).
· обсуждение законопроекта -важная стадия, которая начинается в ГД РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
· принятие закона -следующая стадия, которая осуществляется на заседании ГД РФ путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). При разногласиях палат используются согласительные процедуры
ФЗ принимаются ГД простым большинством голосов, ФКЗ (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта) принимаются, если они одобрены 2/3 голосов. Принятые законы в 5дневный срок передаются на рассмотрение СФ РФ;
одобрение законов в СФ РФ. ФЗ считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов СФ. ФКЗ одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в ГД на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов ГД и членов СФ. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок; В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу.
· опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок (7 дней). Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ»). Неопубликованные законы не применяются.
Подзакон.норм.акты
Подзаконныеакты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1.1 Акты высшего представительного (законодательного) органа – Фед Собрания РФ – акты палат СФ и ГД. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. Эти акты весьма разнообразны. Это и постановления Государственной Думы о принятии закона в окончательном варианте, либо законопроекта в первом или втором чтении, либо его отклонении; постановления Совета Федерации об одобрении закона. Чаще всего нормативные постановления палат Федерального Собрания посвящены урегулированию организационно-технических, процедурных вопросов. Палаты Федерального Собрания наряду с нормативными принимают и постановления индивидуального порядка. Например, постановление Совета Федерации о назначении на должность судьи Конституционного или Верховного Суда; постановление Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий какого- либо депутата и др.
1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные указы (о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению СФ ФС РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена КС РФ. Ежегодные послания Президента РФ ФС представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, МВД, ЦБ, Министерства РФ по налогам и сборам, ФСБ.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6. НА муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
7. Локальные НА. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (правила внутреннего трудового распорядка).