Образовательные технологии. В рамках дисциплины формируются основополагающие представления о месте и роли России в мировом историческом процессе
В рамках дисциплины формируются основополагающие представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, особенностях Российского исторического процесса, социокультурной идентичности российского народа в системе мировых цивилизаций.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий.
Лекционные занятия направлены на формирование знаний хронологии Российской истории, персоналий выдающихся государственных, общественных, военных и культурных деятелей, умение обобщать полученный на лекции материал и самостоятельно делать выводы. Лекционные занятия проводятся с использованием информационных технологий (видеосюжетов), исторических карт, блок-схем, таблиц.
Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссии и лекций-практикумов.
На практических занятиях формируются умения:
- аргументировано излагать материал в ходе дискуссии;
- свободно использовать исторические термины и понятия;
- работать с документами (источниками) и делать выводы из их анализа;
- свободно ориентироваться по исторической карте;
- самостоятельно готовить научные сообщения, мультимедийные презентации.
На практических занятиях применяются современные образовательные технологии: метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма, занятие-практикум,заключительная конференция, технологический семинар и др.
Самостоятельная работа студентов планируется исходя из трех основных задач:
1) подготовки к практическим занятиям: работа с историческими источниками и документами, подготовка к вопросам семинарского занятия, выполнение групповых и индивидуальных заданий и подготовка к их защите, сбор материалов для презентации, подготовка реферата;
2) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем: ведение исторического словаря, хронологической ленты времени, словаря исторических личностей, рецензия научной статьи;
3) подготовка к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.
Основные формы и методы организации самостоятельной работы студентов: тесты, логические задания, работа с источником, исторической картой, контрольные работы, заполнение таблиц, понятийные диктанты, создание синхронистических таблиц, создание мультимедийных презентаций, написание реферата.
СРС по 1 разделу.
1. Составьте сравнительную таблицу «Основные черты государств западного и восточного цивилизационных типов»:
Критерии | Запад | Восток |
Духовно-религиозная основа | ||
Форма и характер государственной власти | ||
Социальная структура | ||
Соотношение общественного и личного в общественной жизни | ||
Преобладающие формы собственности, отношение к рынку как к способу регулирования экономики |
2. Создание электронной презентации по вопросу «Понятие «цивилизации» как основной типологической единицы. Типы цивилизаций».
СРС по 2 разделу.
1. Создание электронных презентаций по вопросам «Язычество восточных славян»; «Внутренняя и внешняя политика киевских князей».
СРС по 3 разделу.
1. Составить хронику событий Смутного времени, выделяя основные этапы Смуты.
Этап | Дата | Событие |
2. Создание электронных презентаций по вопросам «Основные направления внешней политики России в XVI в.»; «Социально-экономическое России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.»; «Городские и крестьянские движения»; Внешняя политика России в XVII в.».
3. Заполнить таблицу «Российская экономика в XVII в.»
Черты российской экономики, появившиеся в VXII веке | Последствия | Черты российской экономики, сохранившиеся с прошлого времени | Последствия |
А) Мелкотоварное производство;
Б) МФ;
В) Ориентация на рынок боярских и дворянских хозяйств;
Г) Специализация областей на производстве отдельных товаров;
Д) Складывание всероссийского рынка;
Е) Единая общерусская денежная единица;
Ж) Крестьянские кустарные промыслы;
З) Разделение территории по преобладанию барщинной или оброчной системы;
И) Производство крестьянами продукции на продажу;
К) Крупное феодальное землевладение.
СРС по 4 разделу.
1. Заполнить таблицу «Характерные черты и особенности российского абсолютизма»:
Предпосылки, утверждение и эволюция | |
Российский абсолютизм | Западноевропейский абсолютизм |
2. Не отосланные депеши. Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих депеш:
а) «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду, вот чему надо учиться у англичан».
б) Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
в) «Воины! Братья мои! Вот и пришёл час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру! Не должно вас также смущать слава неприятеля. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего!»
г) «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные! Будет Азов взят!»
д) «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».
3. Заполните таблицу «Значение реформ Александра II для модернизации России»:
Дата | Реформа | Суть реформы | Вклад в решение проблемы модернизации |
4. Создание электронных презентаций по вопросам: «Модернизация России в к. XIX века. Реформы С.Ю. Витте»; «Внешняя политика России во второй половине XIX века».
СРС по 5 разделу.
1. Заполните таблицу «Реформы П.А. Столыпина»:
Сфера жизнеде-ятельности | Реформа | Суть реформы | Результат |
2.Создание электронных презентаций по вопросам: «Февральская революция: причины, повод, участники, ход, итоги»; «Политика «военного коммунизма».
СРС по 6 разделу.
1.Создание электронных презентаций по вопросам: «Образование СССР: предпосылки, проекты, реализация»; «Индустриализация в СССР»; «Политические процессы 1930-х гг.».
2. Логическая цепочка (Определить последовательность событий, которые привели к разжиганию и накалу «холодной войны»:
1. Провозглашение плана Маршалла.
2. Речь У. Черчилля, в которой он призвал к защите западных демократий от советской экспансии.
3. Создание СЭВ.
4. Образование ФРГ.
5. Образование ГДР.
6. Война в Корее.
7. Создание НАТО.
8. Доктрина Трумэна.
СРС по 7 разделу.
1. Создание электронных презентаций по вопросам: «Внешняя политика СССР в 1945 – 1964 гг.»; «Реформы 1965 г. Причины неудач»; «Основные направления внешней политики РФ».
2. Заполнить таблицу «Внешняя политика СССР во второй половине XX в.»
События, приведшие к обострению отношений (аргументация) | События, способствовавшие нормализации отношений (аргументация) |
А) Ввод советских войск в Афганистан.
Б) Корейская война.
В) Соглашение о ликвидации ракет средней дальности.
Г) Карибский кризис.
Д) Визит Н.С. Хрущёва в США.
Е) «Саммит» на Мальте М.С. Горбачёва и Д.Буша.
Ж) СОИ.
З) Вывод советских войск из Афганистана.
И) Размещение советских ракет средней дальности в странах Восточной Европы.
К) Падение Берлинской стены.
3.Отметить явления, характерные для стран Восточного блока в 1960-н.1980-х гг.
а) КНДР; б) Болгария; в) Венгрия; г) Вьетнам; д) ГДР; е) Албания; ж) Польша; з) Чехословакия; и) Румыния; к) Югославия.
Страны | А) | Б) | В) | Г) | Д) | Е) | Ж) | З) | И) | К) |
Ликвидация многопартийности после прихода коммунистов к власти. | ||||||||||
Создание руководимых коммунистами коалиций и фронтов. | ||||||||||
Политические кризисы. | ||||||||||
Складывание культа личности. | ||||||||||
Демократические, антитоталитарные революции. |
4. Заполните таблицу «Внешняя политика СССР в сер. 1980-х – 1991 г.»:
Направление | Задачи | Результаты | Проблемы, возникшие перед РФ после распада СССР в сфере международных отношений |
Примерная тематика рефератов:
- Категория «цивилизация» и цивилизационный подход к исследованию исторического процесса.
- Историческое знание и его функции.
- Проблема этногенеза восточных славян.
- Язычество восточных славян.
5. Происхождение и значение слова «Русь». Причины и предпосылки образование Русского государства.
6. Норманнская теория происхождения древнерусского государства и её современная критика.
- Первые князья Киевской Руси и их политика.
- Древнерусско-византийские связи X-XI века.
- Древнерусская литература и христианство.
- Былинный эпос Древней Руси.
11. Русь и Орда: особенности социально-политического развития и управления. Последствия.
- Русские земли и Великое княжество Литовское (XIII-XIV вв.)
- Москва – политический и религиозный центр объединения русских земель (XIV-XV вв.)
14. Русская культура в XV – XVI вв.
- Реформы «Избранной Рады» и их последствия.
- Опричнина Ивана Грозного и ее последствия.
- Освещение событий Смутного времени в русской литературе.
- Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
- Церковная реформа и её последствия для духовной жизни и культурного развития России.
- Развитие русской культуры в XVII в.
- Европа и Россия в начале нового времени: сравнительный анализ развития.
- Отражение эпохи Петра Великого в русской литературе.
- Оценка личности Петра Великого отечественными историками.
- Елизавета Петровна и ее внутренняя политика.
- Анна Иоанновна и «бироновщина».
- Внешняя политика России в первой четверти XVIII века.
- Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
- Русская литература XVIII века: характерные черты
- Реформы Петра Великого в сфере культуры.
30. Роль Екатерины II в истории России.
31. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва.
- Особенности модернизации России XVIII века.
- «Золотой век» русской культуры.
34. Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века.
35. Отечественная война 1812 г.
36. Движения и восстание декабристов (идеология, организации).
- Русское народничество 70-х - н. 80-х гг. XIX века.
- Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70-80-х гг. XIX века.
- Экономическая политика самодержавия конца XIX века. С.Ю. Витте.
- Экономическое развитие России в начале XX столетия.
- П.А. Столыпин. Реформы 1906-1911гг.
- Первая мировая война и российское общество.
- Учредительное собрание в России.
- Временное правительство и противоречия его политики.
- Приход большевиков к власти и создание Советского государства.
- «Военный коммунизм»: экономика, политика, идеология.
- «Белое движение»: цели, программы, тактика, причины неудачи.
- «Красный» и «белый» террор в годы Гражданской войны.
- Внешняя политика Советского государства в 20-30-е годы: международное признание СССР
- Социалистическая модернизация СССР в к.1920-х – 1930-е гг.
- Индустриализация в СССР: цели, методы, итоги первых пятилеток.
- Политические репрессии 30-х годов XX столетия в СССР.
- Власть и управление в СССР по Конституции 1936 г.
- Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе накануне второй мировой войны.
- «Превентивный удар»: реальность или утопия.
- Война и русское зарубежье.
- Великая Отечественная война: дискуссионные проблемы истории.
- Сталинградская битва: источники победы и значение.
- Рождение и крах хрущевской «оттепели»(1956-1964)
- Правозащитное движение.
- Перестойка: от частных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.)
- Экономические реформы второй половины 80-х гг. XX столетия и их итоги.
- Национальная политика СССР в годы «перестройки» и её результаты.
- Отечественная наука, культура и образование в годы «перестройки».
- М.С. Горбачев как политик.
- Экономическое развитие России на рубеже столетий:1992- начало 2000-х гг.
- Международное положение России в новых геополитических условиях (конец XX – начало XXI вв.)
- Личность на фоне российской истории конца XX столетия: Б.Н. Ельцин.
Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 22 страниц, написанных в формате Microsoft Word или ODF (шрифт «Times New Roman», размер – 14pt). Количество источников в списке литературы должно примерно совпадать с количеством страниц реферата.