Особенности развития политической мысли в Беларуси.
В истории развития политической мысли Беларуси можно выделить следующие периоды. Политическая мысль средневековья (XI-XV вв.) – периода зарождения и развития политико-правовых взглядов эпохи возникновения раннефеодального государства (ВКЛ) и становления феодализма. В XI-XIII вв. политическая мысль Беларуси развивалась по влиянием византийской политико-правовой культуры, ставила своей целью теоретическое обоснование абсолютной политической власти. Первые письменные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти.
Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Ефросиния Полоцкая (ок. 1120-1173). Это протест против братоубийственных усобиц, отстаивание идеи единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры этого периода был Кирилл Туровский (1130-1182) Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами. Эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный золотой век в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. Одним из самых ярких представителей этого периода явился Франциск Скорина (ок. 1490-1551). Скорина выступал как сторонник справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, он осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов. В его работах уже просматривались положения естественного права, развитые позже Г.Гроцием, Т. Гоббсом и другими мыслителями Нового времени. Идеи ученого оказали влияние на содержание I Статута ВКЛ (1529). Современник A.Скорины Николай Гусовский (около 1470-1533) являлся выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В его поэме «Песнь о зубре» (1522) звучит призыв к единению разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос.В эпоху реформациизачительное влияние имел кальвинизм, крупнейшими идеологами которого были Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Следуя за Аристотелем, Волан выделял правильные и неправильные формы правления государством, но в отличие от него осуждал лишь тиранию, а демократию отождествлял с политией. Волан выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в первую очередь, от мудрой и справедливой власти. Идея правового государства нашла отражение в III Статуте ВКЛ 1588 г., составителем которого был Лев Сапега. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право и ограничивать свою деятельность законами. В 60–е гг. XVI в. из реформационного движения выделилось радикальное направление – арианство,или антитринитаризм. Крупнейшим идеологом этого направления был Сымон Будный (1530-1593). В работе «О светской власти» он резко критикует существующий государственный строй, требует ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом. Василий Тяпинский (около 1540-1604) выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католической реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействовало распространению просвещения среди народа. Основной целью человека считал служение Родине, подчеркивал историческое единство славян. Политическая мысль эпохиконтрреформациинашла отражение в работах первого ректора Вселенской иезуитской академии П.Скарги, который являлся убежденным сторонником абсолютной монархии. При этом требовал подчинения светской власти церковной, а короля Папе Римскому. Особое место в общественно-политической мысли этого периода занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и объединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являлись – А.Филиппович и С.Полоцкий. Филиппович решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией, резко критиковал произвол светских и духовных феодалов. Цель Полоцкого – установление в обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей. С середины XVIII в. на белорусских землях распространяется идеология просветительства (реформирование общественно-политического устройства Речи Посполитой с учетом опыта западноевропейских стран). 3 мая 1791г. принимается Конституция – одна из первых в мире. Однако реализация этих идей в общественно-политической жизни страны была невозможной вследствие слабости заинтересованных социальных сил. Представители – Мартин Почебут-Одленицкий, Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский и другие. Автором наиболее полной и основательной программы преобразования общественно-политического строя, решения национальных и социальных вопросов был выдающийся политический мыслитель, руководитель восстания 1863-1864 годов в Беларуси и Литве Кастусь Калиновский (1838–1864). Свои идеи революционного демократизма он изложил на страницах нелегальной газеты «Мужыцкая правда».Кастусь Калиновский былсторонником идеи парламентаризма, а его политическим идеалом являлась демократическая республика.
С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционно-демократической группы «Гомон», созданной студентами-белорусами в Петербурге в 80-е гг. ХІХ в. Они теоретически обосновали существование белорусской нации, право белорусов на самоопределение. Социальное и национальное освобождение белорусского народа они связывали с победой народной революции в России, передачей власти в руки Учредительного собрания и образованием федерации свободных, равноправных, автономных областей, создаваемых на просторах Российской империи. Видными представителями являлись Ф.Богушевич, Я.Лучина, А.Гуринович, Н.Н.Судиловский. Последний являлся деятелем международного рабочего движения, ученым-энциклопедистом. Из наших земляков его можно назвать одним из первых политологов. В 1907 г. в Нагасаки (Япония) была выпущена его книга «На политические темы». Развитие общественно-политической мысли в начале ХХ в., в период революции 1905-1907 гг. и в последующем обусловливалось борьбой трех классовых лагерей на политической арене: правительственного (царизм, помещики), либерально-буржуазного и демократического (рабоче-крестьянского). В основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации – Белорусской революционной громады, возникшей в 1902 г., были положены лучшие традиции общественно-политической мысли Беларуси предшествующих веков. Создателями БРГ являлись Антон и Иван Луцкевичи, Вацлав Ластовский, Алоиза Пашкевич (Цетка). Идеология этой организации нашла отражение на страницах газет «Наша доля» и «Наша нива», которые отстаивали идеи гражданского и политического равноправия белорусского народа, свободу пользоваться родным языком, выступали за развитие белорусской литературы и просвещения. 1 января 1919 г. была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1920-е гг. в республике велась работа по национально-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 г. политики «белорусизации». Общественно-политическая мысль Беларуси этого периода нашла выражение в работе председателя ЦИК БССР А.Червякова, председателя СНК БССР И.Адамовича, а также известных ученых и политических деятелей В.Игнатовского, В.Ластовского, Б.Тарашкевича и других. В конце 1920-х политика «белорусизации» была свернута, а в 30-е гг. большинство ее активных сторонников были объявлены национал-демократами и подверглись террору. С выходом в свет в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» были окончательно искорены всякие попытки творческого мышления, окончательно утвердилась тоталитарная идеология. Политико-правовая мысль Западной Беларуси (1921-1939) разрабатывала другие проблемы. Население вело борьбу за социальное и национальное освобождение, за объединение с БССР. Национально-освободительное движение возглавила КПЗБ, под руководством которой действовали Белорусская крестьянско-рабочая громада, ряд других политических партий и общественных движений. Наиболее известными представителями политической мысли этого периода являлись В.Г.Кнорин, А.Ф.Мясников, А.Р.Червяков, И.Д.Луцевич (Я.Купала), К.М.Мицкевич (Я.Колас), П.К.Пономаренко, К.Т.Мазуров, Б.Тарашкевич и другие. Современный этап развития политических идей в Беларуси начался в конце 1980-х гг. Новые политические идеи нашли воплощение в принятых Верховным Советом республики законах и декларациях. 27 июля 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете Беларуси. На внеочередной сессии 25 августа 1991 г. ей придан статус Конституционного акта. На первый план выходят вопросы о путях дальнейшего развития белорусского государства. В ходе общественно-политической дискуссии предлагались три основные пути постсоветского развития: установление более тесных связей с Россией; ориентация на Запад; создание Балтийско-Черноморского союза государств. 15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларуси принял новый Основной Закон – Конституцию независимого государства. В ноябре 1996 г. на республиканском референдуме принята новая редакция Конституции страны. Политическая мысль, вопросы социально-политического развития находят отражение в учебных пособиях по политологии, в публикациях журнала «Беларуская думка» и в других периодических изданиях страны. За последнее десятилетие в республике созданы Институт социологии (где работает и отдел политологии) и Институт государства и права НАН Беларуси, Институт государственного строительства, Белорусский институт информации и прогноза, преобразованный затем в Институт социально–политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Независимый институт социально-экономических и политических исследований и другие политологические центры. В 1993 г. учреждены Белорусская ассоциация политических наук (президент В.А.Бобков) и Ассоциация политологов Беларуси. Впоследствии была создана Белорусская академия политологических наук (президент С.В.Решетников). С 1989 г. курс политологии преподается в высших учебных заведениях Беларуси, а с 1992 г. в Белорусском государственном университете ведется подготовка профессиональных политологов.