Роль религии в византийской цивилизации
Одним из характерных признаков средневековых цивилизаций является
господство мировых религий. Впервые идеология в сё религиозной форме
становится доминирующем фактором развития общества.
В Византии господствующей идеологией являлось христианство. Которое
возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир
состоит из двух частей:
. мир земной (греховный )
. мир небесный (идеальный, чистый)
В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной
религии. И можно сказать что языческое сознание уступило христианскому.
Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе
утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования
основных догматов), А каких же именно. Церковь не допускала инакомыслия.
Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было
ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные
истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о
святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа.
Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе
Христа. Какие же ерити возникли в это время. Основная ереть арианство. Ей
были подвержены многие варварские, германские народы. Ориаие считали что
Христос является человеком. А его божественность была передана ему Богом
Отцом. На ряду с орнанами имела место в Византии такая ереть как
меккорианство. Меккариане утверждали что имеется разница между Христом
верхним человеком и сыном Божием и связь их была только бременной. И
наконец существовала такая ерсть как монофилия. Монофилиты утверждали что
природа Христа божественна. Византийская церковь утверждала что Христос
совмещает в себе 2 сущности, и человеческую, и божественную. В этом была
основа надеящы на спасение. И византийцы получили возможность открыть в
себе божественное начало.
Не только споры о сущности Христа вызывали ожесточённые дебаты и
вызывали такие еретические движения как арианство, меккорианство,
монофилия. Но также существовали другие очень важные споры. Следующий из
них это о соотношение духовного и физического человека. Эти споры до сих
пор не утихают и в современном обществе. Но для Византии этот спор был
очень важен. Появились такие идеи как павликианство в Армении и
богомильство в Болгарии. И павлекиане и богомилы утверждали, что небеса это
владения бога, а земля это владение сатаны, и что человека создавали вместе
и бог и сатана (бог душу, а сатана тело). Они призывали верующие к верности
яксикелю. Византийская церковь утверждала что тело не может помешать
развитию в себе божественного начала. Оно создано богом ибо еще апостол
Павел утверждал что тело это храм духа святого.
Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная,
красота духовная).
В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве.
Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей
который называется схизма (1054г раскол церквей). Поводом послужила попытка
католической церкви дополнить символ веры. На западе церковь решала свои
дела по вопросам спасения души человека. Она отпускала грехи, оценивала
добродетель и недостатки человека. Был выработан целый условно говоря
кодекс исторических правил, форм поведения человека. Таким образом
происходила своеобразная регламентация жизни человека. Позитивным моментом
в этом является то что человек выработал в себе внутреннею дисциплину и
внутреннюю организованность. В Византии церковь утверждала что путь к
спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и
на прямую обратится к богу через молитву соединившись с ним. Таким образом
в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и
система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал
формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России и таким
образом формирование русского типа человека очень эмоционального человека с
мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия
Византии выполняла также стабилизирующею функцию. Она являлась единой
оболочкой формирования Византийской духовности и культуры. Культурные
ценности языческой античности Византийской церковью не отрицались. Изучение
античности, философии, литературы поощрялось. Византийская школа отличалась
от западно-европейской школы. В отличие от запада обучение в Византии
проходило под влиянием церкви но оно не было так жестко привязано к церкви.
Византийская наука развивалась под сильным влиянием античности и успехи,
достижения византийцев были связанны с потребностями хозяйственного
развития и управления страны.
Таким образом Византийская цивилизация это христианская цивилизация.
Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в
обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой
Византийской религии « исключительное сочетание жизни Византии с
христианской религией, эллинистической культурой и римской
государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну
другую. « Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских,
формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.