Полет - запретная мечта человечества
У истоков авиации
Во всех обществах и соответствующих им религиозных системах (пожалуй, за исключением Китая) мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры.
Мифы с сюжетами на тему полетов встречаются достаточно часто. Остановимся на самых известных из них.
Ассирийский город. Реконструкция.
В вавилоно-ассирийской литературе есть интересная легенда. Однажды герой Этана попросил орла поднять его высоко над землей, чтобы добраться до неба. Птица взмыла в небеса, и Этана увидел землю маленькой " как корзинка", моря как лужи, реки как ручейки, а затем земля совсем исчезла из виду.
Голова Гелиоса
Страшно стало Этану, и попросил он орла вернуться назад. Сбросила гордая птица героя, и упал он на землю, так и не достигнув неба.
Также безуспешно завершается попытка подняться к Солнцу Фаэтона, героя древнегреческого мифа. У бога Солнца Гелиоса и Климены, дочери морской богини Фетиды, был сын Фаэтон. Юноша усомнился в том, что он сын Солнца и отец дал ему обещание исполнить любое желание. Фаэтон попросил разрешить ему поехать по небу вместо Гелиоса в его золотой колеснице.
Бог не смог отказать сыну и позволил ему править колесницей. Поднявшемуся в небо Фаэтону не удалось сдержать огнедышащих коней, и они бешено бросились в сторону, отклоняясь от обычного пути Солнца. Начался страшный пожар, и всемогущий Зевс поразил смельчака молнией.
Фаэтон на колеснице Гелиоса
Сюжеты этих двух мифов в принципе очень схожи. Их тема - вечная мечта о небе. При этом обе истории заканчиваются трагически и несут в себе предупреждение дерзким смельчакам, осмелившимся вознестись к облакам.
Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним греческий миф об Антее. Отважный Геракл, путешествуя по Ливии, повстречал великана Антея, сына бога морей Посейдона и богини земли Геи. Исполин заставлял всех путников бороться с ним и немилосердно убивал побежденных.
Геракл и Антей
Геракл в борьбе со львом
Геракл в борьбе с Антеем
Геракл на отдыхе. Фрагмент скульптуры.
Нельзя было превзойти Антея, не зная источника его неиссякаемой силы. Тайна была такова: когда великан чувствовал, что начинает уставать, он прикасался к матери - земле, и силы его обновлялись.
Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять в воздух, он становился беспомощным и беззащитным. Долго боролся Геракл с Антеем, несколько раз он валил исполина на землю, но только прибавлялись силы у его противника. Но, как только поднял могучий Геракл врага высоко в воздух, иссякли силы у сына Геи, и герой задушил его.
Эта легенда призвана была показать, что удел человека - земля, в ней его сила, здесь люди могут добиться многого, но небо - не их стихия, и каждый, потерявший почву под ногами, обречен на погибель.
Дедал и Икар - первые авиаторы? Часть I.
У истоков авиации
Стоит ли искать в легендах об Этане и Фаэтоне свидетельства реальных полетов? Вряд ли! В самом деле, Этан поднялся в воздух на птице, Фаэтон - на колеснице Гелиоса, т. е. уподобился самому Солнцу. В обоих случаях герои оставались в рамках природы и не создавали ничего нового. Эти мифы отражают лишь грезы о небе.
Следы настоящих покорителей воздуха следует искать в тех сказаниях, где повествуется о летательных аппаратах, сделанных человеческими руками. И здесь, прежде всего надо вспомнить миф о Дедале и Икаре. Афинянин Дедал стяжал славу непревзойденного изобретателя, художника, строителя. Именно он придумал рубанок, отвес, клей, технику инкрустации из слоновой кости.
Но мастер совершил преступление: завидуя к славе своего племянника Тала, Дедал сбросил его в реку. Спасаясь от наказания, Дедал вынужден был бежать на Крит к царю Миносу.
На острове мастер находился в положении почетного пленника. Он обзавелся семьей, вырастил сына Икара и продолжал творить. Лабиринт - создание его рук.
Лабиринты Кносского дворца.
Считается, что Кносский дворец на Крите и есть легендарный лабиринт.
Стремясь вырваться на волю, Дедал решился на самое дерзкое из деяний, которое когда - либо приходило в голову смертного: он вздумал перелететь с Крита на побережье Малой Азии.Скрепив воском птичьи перья, он сделал крылья для себя и своего сына, строго запретив Икару подниматься высоко. Икар нарушил инструкции отца и очень близко подлетел к солнцу. Воск, соединявший перья растаял, юноша упал в море и утонул.
Перед нами история об эксперименте с использованием сконструированных специально для полета крыльев. Но кроется ли за этой красивой сказкой подлинное историческое событие? И можно ли доверять мифу вообще и интересующему нас мифу в частности?
Дедал и Икар - первые авиаторы? Часть II.
У истоков авиации
Итак, нам предстоит выяснить, является ли легенда о полете Дедала и Икара отражением реальных исторических событий.
Определение мифа таково: это форма общественного сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня развития и отражающая в фантастической форме представления людей о природе и обществе. Т. е. Мифы, сказки, легенды возникли на заре цивилизации. Они служили способом передачи информации от поколения к поколению из уст в уста. Конечно, в таких условиях скрытые в них факты обрастали сказочными подробностями.
Настенная роспись Тиринфского дворца. Микенская культура. XII в.до н.э.
Миф о Дедале и Икаре - сравнительно поздний. Он относится к крито-микенскому этапу истории Греции (3 -2 тыс. до. н.э.). В те времена было два центра культуры: остров Крит, где правил могущественный царь Минос, и город Микены в континентальной Греции.
Более развитые критяне - минойцы использовали слоговое письмо (линейное письмо А), которое до сих пор остается загадкой для историков. Планомерные археологические раскопки начались на острове только в 1901 году, а до этого единственным источником знаний об этой древней культуре были мифы, и в их числе история о Дедале.
Дедал и Икар. Скульптор А. Канова.
Имя Дедал (буквально Дайдалос) легко переводится с греческого и означает " Мастер, искусный в отделке и украшении каких - либо предметов". Греки всегда считали его исторической личностью. Многочисленные творения зодчего, а также его сыновей и учеников, бережно сохранялись во многих городах Эллады, Сицилии и Италии и являлись как бы наглядным подтверждением реальности своего создателя. Античных авторов не смущало даже то, что многие предметы отделены от предполагаемого времени жизни Дедала несколькими столетиями.
Не пугало их и то, что среди этих творений встречались явные подделки, как, например, бронзовый кратер с греческой надписью:
Евфроний. Краснофигурная ваза "Отдыхающие гетеры".
Дедал привязывает крылья Икару.
"Дедал дал меня как дружеский дар Кокалу", посвященный знаменитым Фаларидом, тираном сицилийского города Акраганта, в храм Афины Линдии на о. Родос.
Подобные казусы не опровергают реальность Дедала, (греки немели датировать памятники искусства), а лишь служат доказательством необыкновенной популярности мастера. Довольно часто встречаются античные изображения Дедала. Одно из них весьма загадочно.
Ларнак из Армени. Сверху в горизонтальном положении изображен Дедал с крыльями в руках.
При раскопках некрополя в местечке Армени близ города (Западный Крит) был найден ларнак (глиняный саркофаг XIII века до н.э.), стенка которого украшена таинственным рисунком. Изображена сцена охоты, но она производит впечатление странной фантасмагории. Пораженные охотниками животные продолжают стоять на ногах, человек, помещенный в центре композиции (вероятно, удачливый охотник), ведет за собой одного из " убитых" им олений.
Самой загадочной кажется человеческая фигура, изображенная в горизонтальном положении, благодаря чему она производит впечатление как бы парящей в воздухе над местом предполагаемой " охоты". В обеих вытянутых вперед руках эта фигура держит какие - то странные предметы, на первый взгляд напоминающие большие листья экзотического растения.
Лабрис- символ магической власти у критян.
Дедал, ищущий Икара в морской пучине.
Истолкование рисунка таково: здесь представлена сцена из загробной жизни. Фигура в центре - сам покойник, наслаждающийся успешной охотой. В правом углу изображен владыка подземного мира. Двух лезвийная секира или лабрис, сжатая в его руке, считалась у критян символом магической власти. Возможно это царь Минос. Третья фигура, изображенная в состоянии полета - Дедал, держащий свои крылья в руках.
Правда, на более поздних как греческих, так и римских изображениях этого героя летательный аппарат устроен гораздо более рационально, отдаленно напоминая дельтаплан: крылья с помощью сложного переплетения ремней закреплены на груди, спине и плечах мастера и, видимо, приводятся в движение взмахами всей руки, а не одной только кисти.
Питер Брейгель Младший. Падение Икара.
Но для автора ларнака такое решение задачи, вероятно, было сопряжено со слишком тяжелыми техническими трудностями и, поэтому, он избрал такой наивный выход из положения. Создается впечатление, что автор росписи стремился, во что бы то ни стало дать понять зрителю, что нарисованные им крылья не настоящие.
Изображение на ларнаке служит наглядным подтверждением того, что Дедал в Греции обожествлялся, и его образ связывался с заупокойным культом. Кроме того, можно предположить, что поводом к его обожествлению стал именно его полет с Крита на искусственных крыльях (не зря художник так упорно стремился подчеркнуть их рукотворность).
Изготовив крылья, Дедал уподобился богам. Вспомните, что многие античные боги были крылаты! Исследователь Ю. В. Андреев высказал мысль, что образ Дедала был близок " вестнику богов" Гермесу, атрибутом которого были крылатые сандалии.
Таким образом, в крито-микенский период истории Греции был успешно осуществлен полет человека. Это событие так потрясло современников, что в Греции стал складываться культ первого удачливого авиатора - Дедала.