Понятие, цели и принципы административно-территориального деления рб
Административно-территориальное устройство Республики Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь (ст.9), Законом от 5 мая 1998 г. №154-3 «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2005 г. (далее — Закон об административно-территориальном делении).
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Принципы административно-территориального устройства в Республике Беларусь:
— единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
— сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
— сочетание единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
— осуществление местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
— равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц, взаимосвязь административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
— включение в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
— примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
— многообразие правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
— гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства
40. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ПРАВА ?)
Основными принципами избирательного права Республики Беларусь являются принципы всеобщности, равенства, свободного, прямого и тайного голосования.
Принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет имеют право участвовать в выборах. В выборах или референдуме не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей (ст.4 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
В то же время пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, в Республике Беларусь ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости.
Возрастной ценз — достижение определенного возраста, после которого гражданин приобретает избирательные права. Для пассивного избирательного права, как правило, требуется наличие более высокого возрастного ценза. Так, минимальный возраст кандидата для избрания Президентом Республики Беларусь составляет 35 лет, депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — 21 год, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – 30 лет, депутатом местного Совета депутатов — при достижении 18-летнего возраста.
Ценз гражданства — участие в выборах лишь граждан Республики Беларусь. Вместе с тем Президентом Республики Беларусь может быть избран только гражданин Республики Беларусь по рождению. Такое ограничение не распространяется на кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Ценз оседлости — признание за гражданином избирательных прав при условии, если он проживал в стране и на соответствующей территории определенное время.
В соответствии со статьей 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном Избирательным кодексом, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель или участник референдума имеет только один голос и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство возможностей в предвыборной борьбе обеспечивается созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, предоставляются равные доли финансовых средств для проведения предвыборной кампании, а также равные возможности ее ведения.
Гарантиями обеспечения равного избирательного права являются следующие:
— каждый избиратель не может быть включен более, чем в один список избирателей;
— каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
— бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
— закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, ведения ими предвыборной агитации;
— кандидат избирается от равного числа избирателей.
Соблюдение этого принципа во многом зависит от принципов образования избирательных округов. В соответствии с Избирательным кодексом в Республике Беларусь избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При этом неравенство в численности избирателей округов не должно превышать 10 % (ч.6 ст.15 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
Принцип свободного голосования означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Данный принцип имеет несколько аспектов: с одной стороны, это право, а не обязанность любого гражданина участвовать или не участвовать в выборах, с другой — это запрет оказывать любое давление на волю избирателей. Избирательный кодекс Республики Беларусь детально регламентирует недопустимые меры воздействия на волю избирателей: раздача подарков, денежных средств избирателям и т.д. (ч.2 ст.47 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
Принцип прямого голосования означает, что в Республике Беларусь выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов являются прямыми. Президент нашей страны избирается непосредственно всеми гражданами, обладающими избирательным правом. Граждане Республики Беларусь участвуют в референдуме на основе своего прямого волеизъявления. Такой принцип позволяет реализовать право граждан быть избранными и избирать без каких-либо промежуточных звеньев. Кроме прямых выборов в Республике Беларусь используются также косвенные выборы при выборах членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и в городе Минске.
Принцип тайного голосования обеспечивает действительную свободу волеизъявления избирателя, свободу выбора без внешнего наблюдения и контроля. Согласно статье 52 Избирательного кодекса каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Процедурой голосования предусматривается, что избиратель под роспись после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности получает бюллетень и в специально отведенном месте для голосования без постороннего вмешательства заполняет его. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Гарантией осуществления данного принципа является также то, что никто не имеет право вскрывать опущенные в избирательный ящик бюллетени до окончания времени голосования.