Первый вопрос. политика в системе международных отношений
Студенты могут получить более полное представление о политике, если ее анализировать не только с точки зрения личного политического участия в делах управления государством и обществом, но и на международном уровне, когда субъектами политики становятся государства. Изучение политики на мировом уровне, т. е. мировой политики, имеет свои особенности, которые связаны с большим количеством субъектов политики с различным государственным строем, местом, занимаемым в системе международных отношений, уровнем экономического, политического и социального развития и т.д.
Мировая политика может быть представлена как совокупная деятельность государств на международной арене. Она включает в себя процессы разработки, принятия и реализации политических решений, призванных урегулировать жизнь мирового сообщества; совокупность установок и целей, в основе которых находятся коренные интересы государств; практическую политическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Решение этих задач зависит от того, насколько будет эффективной внешнеполитическая деятельность национальных государств, региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и других объединений, а также деятельность ООН.
Субъектами мировой политики являются государства, международные объединения, политические партии, движения и т.п. Наряду с государствами, на мировой арене появились неправительственные общественные организации, общественно-политические движения. Но основным субъектом является государство, которое представляет на мировой арене общество в целом, а не какую-то определенную социальную группу или политическую организацию. Поскольку также в ведении государства находятся проблемы, которые затрагивают общенациональные задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности. Государство представляет собой такой политический институт, который обладает конституционными полномочиями участия в отношениях с другими государствами, заключения договоров, объявления войны и т.д.
Следует отметить, что формирование нового политического пространства связано сростом количества межправительственных и международных неправительственных организаций, деятельность которых носит все более взаимосвязанный характер. Поэтому не только как термин, но и как общественное явление «мировая политика» приобретает собственный смысл, поскольку в ней взаимодействуют все политические силы во всемирном масштабе при решении вопросов обеспечения всеобщего мира, безопасности и выработки для всех прав дальнейшего социально-экономического и политического развития.
Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности, которые связаны не только с большим количеством субъектов политики, что уже ранее отмечалось, но также с характером международных отношений, с тем местом, которое занимают в них международные политические отношения.
Международные отношения являются одним из видов общественных отношений и представляют собой систему взаимосвязей между государствами и народами, направленную на решение экономических, социальных, политических, духовно-культурных и военных проблем, которые решаются преимущественно на более широком пространстве, т.е. на межгосударственном, международном уровне.
В современных условиях виды международных отношений анализируются не только на основе сфер общественной жизни, т.е. экономической, политической, военно-стратегической и т.д., но и на основе взаимодействующих участников: межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями и т.д. В зависимости от географических границ, числа участвующих в различных связях народов и государств, масштаба охватываемых сфер они делятся на типы отношений: глобальные; надрегиональные; региональные; двусторонние.
Этим типам соответствуют организации, посредством которых осуществляются международные отношения и политика.
Особое место в системе международных отношений занимает Организация Объединенных Наций. Она представляет собой первый в истории инструмент широкого политического сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Ее цель – избавить будущее поколение от войн. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в США в 1944 году представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 года государствами-участниками учредительной конференции, состоявшейся в Сан-Франциско, и вступил в силу 24 октября того же года. В настоящее время членами ООН является абсолютное большинство государств мира. Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, состоящий из пяти постоянных членов и десяти непостоянных, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
Все проблемы человечества в современных условиях из-за многообразия и противоречивости современного мира невозможно решить только на глобальном уровне международных отношений. Для решения различных специфических проблем, с учетом специфики различных интересов создаются надрегиональные организации.
Сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости государства стремятся к утверждению своей политической независимости, экономической самостоятельности, к преодолению колониального прошлого во всех сферах. Эти стремления проявились в создании Движения неприсоединения. Первая Учредительная конференция этого движения состоялась в сентябре 1961 года. В ней приняли участие 25 стран, а к началу 90-х годов число стран-участниц Движения неприсоединения достигло 102. В Декларации Учредительной конференции Движения отмечалось, что оно призвано способствовать укреплению международного мира и безопасности, мирному сотрудничеству между народами. Главная цель Движения – обеспечение внешнеполитической независимости входящих в его состав стран.
Региональный уровень международных отношений отражает специфику интересов и целей отдельных регионов. К числу региональных организаций относятся Европейский союз, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество независимых государств – СНГ и другие.
Основными в международных отношениях являются двусторонние межгосударственные политические отношения.
В предыдущих темах объясняется, почему политика и политические проблемы играют столь важную роль в судьбах государств и общества. В определенном плане эти обоснования можно перенести на международный уровень. В то же время, чтобы студенты лучше разобрались в этом сложном вопросе, следует обратить их внимание на то, что:
Международные политические отношения взаимосвязаны международными экономическими отношениями. Примером могут служить международные политические и экономические отношения в период холодной войны, когда значительная часть населения, особенно в развивающихся странах, испытывала большую потребность в продовольствии, а военные расходы в мире, по данным Стокгольмского международного института мира, составляли 1000 млрд. долларов. Да и в настоящее время в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше средств, чем на образование одного ребенка. Это говорит о том, что дестабилизация в политической области ведет к нестабильным экономическим отношениям.
Международные политические отношения располагают значительными рычагами управления, как политическими, так и неполитическими международными процессами. В качестве примера можно привести деятельность ООН и ее международных органов, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), различных международных объединений и союзов, международных религиозных организаций и т.д.
Наличие этих рычагов предъявляет повышенные требования к субъектам международных политических отношений, соблюдению ими норм международного права и поиска источников финансирования для решения тех или иных международных проблем.
Международные политические отношения оказывают существенное влияние на формирование международного порядка, то есть речь идет о создании соответствующих условий для существования и нормального функционирования государств и других международных институтов, их безопасности и развития.
Усиление роли политических отношений связано также с решением вопроса о нераспространении ядерного оружия (актуальность этой проблемы возросла с проведением испытания этого оружия в Индии и Пакистане), с мирным разрешением региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов и т.д.
В каких формах и каким способом осуществляется это влияние, студенты могут прочитать в соответствующей литературе, список которой прилагается в конце темы.
ВТОРОЙ ВОПРОС. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Освещение данной проблемы необходимо для того, чтобы студенты могли себе представить и в определенной степени уяснить характер задач, которые предстоит решать России, да и всему мировому сообществу в плане укрепления и дальнейшего развития международного мира в условиях безопасности и сотрудничества в решении глобальных проблем.
Современный этап международных политических отношений характеризуется качественными изменениями, которые произошли на международной арене. В основном студенты имеют представление об этих изменениях. Более же подробно они могут прочитать об этом в предлагаемой литературе.
Вместе с тем имеет смысл в тезисном плане показать суть этих основных тенденций.
Многообразие и противоречивость современного мира, ярко проявляющаяся в современных условиях тенденция к его целостности и единству, вызвали к жизни потребность разработки, общего признания и закрепления в международных документах правил межгосударственного общения. Они нашли свое воплощение в принципах, зафиксированных в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничестве в Европе, Парижской хартии для новой Европы, в других документах.
Эти принципы представляют собой долговременную концепцию мирных международных отношений. Устав ООН, например, в качестве важнейших выделяет следующие принципы взаимоотношений государств:
· суверенное равенство всех ее членов;
· разрешение международных споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
· воздержание от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и целостности или политической независимости любого государства;
· отказ от всяких действий, несовместимых с целями ООН;
· невмешательство ООН во внутренние дела государств-членов, что, однако, не препятствует применению принудительных мер в случае угрозы миру, нарушения мира и совершения актов агрессии.
Эти основополагающие принципы были дополнены и развиты в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности, государства-участники обязались строить свои отношения на основе:
· нерушимости границ;
· уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
· равноправия и прав народов распоряжаться своей судьбой;
· добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Приверженность принципам Хельсинского Заключительного акта была подтверждена в Парижской хартии для новой Европы.
Изложенные принципы направлены на формирование нового мирового порядка, при котором основой международных отношений будет не военная сила, а добрососедство и сотрудничество. Путь к новому мировому порядку – нахождение коллективными усилиями всех государств баланса их интересов и оптимального соотношения национальных интересов с общечеловеческими. Для решения этой задачи необходимы определенные условия.
Во-первых, поскольку современный мир взаимозависим и един, ослабление безопасности одного из членов международного сообщества грозит негативными последствиями для общей безопасности. Таким образом, безопасность может быть только всеобщей и строится на равной основе для всех. Во-вторых, нужно отказаться от заблуждения, что только гонка вооружений, совершенствование военной техники могут обеспечить национальную и международную безопасность. Для обеспечения безопасности требуется, прежде всего, политическая воля государств, их взаимное доверие, поиск компромиссов и умение идти на компромисс. В-третьих, обеспечение безопасности не может ограничиваться только военно-технической сферой. Обеспечение безопасности, создание нового мирового порядка должны осуществляться на основе учета всех компонентов: военного, политического, экономического, экологического и гуманитарного.
Появление новых мировых центров в Европе (объединенная Германия), в Азии (Япония), в том числе в Юго-Восточной Азии (появление так называемых «азиатских тигров») – создает различные альтернативы развития и представляет более широкие возможности для поиска способов решения спорных проблем
Приходит новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности, которая ранее базировалась на так называемом ядерном сдерживании военных держав, когда возможная угроза могла бы нейтрализоваться угрозой ответного удара, что могло бы привести к непоправимому ущербу напавшей стороне.
Суть этого нового подхода состоит в признании того, что ядерная война не может быть средством достижения каких бы то ни было целей в условиях глобальной взаимозависимости государств.
Для реализации этого были предприняты определенные меры, выразившиеся в подписании сначала советско-американских, а затем и российско-американских договоров по уничтожению части ядерного оружия и его носителей.
Формирование в последующие десятилетия нового представления о путях обеспечения национальной безопасности, которая не может быть реализована, если ей не созданы для этого соответствующие условия. И в первую очередь речь идет о всеобщем сокращении расходов на военные нужды.
Разработка системы политических методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В практику мировой политики входят новые формы международного политического взаимодействия.
Новая ситуация отмечается и на международных переговорах, которые все чаще рассматриваются как процесс совместного принятия решений, когда стороны изначально настроены на сотрудничество и ищут выход, приемлемый для всех договаривающихся сторон.
В целях обеспечения коллективной безопасности стало необходимостью рассмотрение военных вопросов в тесной связи с другими проблемами. Речь идет об изменении климата на планете, разрушении природной среды, международном терроризме, борьбе с наркотиками, социальными болезнями.
В последнее время страны «третьего мира» все активней ставят вопрос о сложившихся диспропорциях в экономическом и научно-техническом развитии. Они выдвинули требования радикальной перестройки международных отношений на основе создания нового мирового экономического порядка.
Международные политические отношения на нынешнем этапе их развития имеют также тенденцию к демократизации, демилитаризации и гуманизации. Какие существуют возможные формы проявления этих тенденций?
Демократизация при всем различии ее конкретных форм и результатов в развитии различных государств находит свое выражение в стремлении мирового сообщества упразднить тоталитарно-бюрократические и тоталитарные режимы и построить современное развитое гражданское общество и правовое государство.
Весьма слабая еще тенденция к демилитаризации, которая носит явно не всеобщий характер, тем не менее, направлена на всеобщее разоружение, что является одной из основных целей ООН.
В то же время она включает в себя ликвидацию военно-политических блоков, перевод всей промышленности на производство мирной продукции; качественную переориентацию научно-технической сферы для решения не военных, а гражданских проблем.
Гуманизация международных политических отношений означает, что политика и государство становятся оружием и средством удовлетворения всевозрастающих потребностей людей, защиты их прав, свобод и интересов, а также повышение роли и значения в системе этих отношений негосударственных субъектов и участников, в том числе и представителей так называемой народной дипломатии (деятелей науки, культуры и искусства, других общественных организаций).
Таким образом, подводя итог рассмотрения этого вопроса, студенты могут уяснить для себя, что равная безопасность должна быть для всех участников международных отношений. Система коллективной безопасности может быть реализована с учетом решения всех ключевых проблем в военной, политической, экономической и гуманитарной областях.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Приступая к анализу этого вопроса, студентам следует определиться в понятии внешняя политика, основная суть которой состоит в стремлении государств к сохранению суверенитета (т.е. политической самостоятельности), обеспечению национальной безопасности и территориальной целостности, что способствует созданию благоприятных условий для внутриполитического и социального развития страны.
Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и метолами. Внешняя политика любого государства взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя.
Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, т.е. с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика.
Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Например, наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой» (1, с.166).
Приоритет национальных интересов служит двум задачам:
1. Придает внешней политике общую ориентацию
2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.
Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе.
В XXI веке война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития.
Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:
1.Сдерживание возможной агрессии.
2.Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий.
3.Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).
Целями внешней политики как одного из направлений политической деятельности являются:
1.Сохранение государством своего суверенитета (политической самостоятельности).
2.Обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности.
3.Стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального потенциала страны.
4. Рост ее престижа в международных отношениях.
Важнейшими функциями внешней политики государства являются:
1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям агрессии со стороны других государств.
2. Представительно-информационная, которая сводится к информированию своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства.
3.Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.
Главным средством внешней политики является дипломатия. Это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач.
В политологии обычно используются такие понятия, как «мировой порядок» и «международныйпорядок». Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Второе понятие – международный порядок является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений. На установление таких отношений и направлена внешняя политика современной России.
Изменения, произошедшие в России, затронули не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Перед Россией встал ряд сложных проблем, связанных с уточнением места и роли в системе международных отношений.
Кроме того, такое положение, сложившееся на территории прежнего СССР привело к изменению некоторых приоритетов, основных целей и ориентиров во внешней политике России и ее поведения в мировом сообществе.
Среди приоритетов внешней политики России одно из центральных мест сегодня занимают ее отношения с Германией, которая на сегодняшний день является основным кредитором для России. Между ними установились взаимовыгодные связи в различных областях.
Сегодня Россия вынуждена вырабатывать новые правила поведения, адекватные внешней ситуации и отвечающие ее собственным национальным интересам.
Студентам необходимо уяснить понятие «национальный интерес», которое включает в себя:
· сохранение нации в качестве свободного и независимого государства;
· безопасность от угрозы извне;
· рост национального благосостояния;
· защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;
· расширение его влияния в мировой политике.
Внешняя политика формируется с учетом многих обстоятельств, как политического, так и экономического характера. Среди них существенными являются географические факторы.
В этом отношении следует отметить современное геополитическое положение России. С распадом СССР Россия стала «дальше» как от Европы, так и от Азии, от которой ее отдалили страны ближнего зарубежья – суверенные государства, входящие раньше в качестве республик в Советский Союз. Меньше стало непосредственных выходов к морям. Эти обстоятельства усложнили решения политических задач. В частности, теперь уже внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. русскоязычных граждан, оказавшихся эмигрантами в новых суверенных государствах. Достаточно сложными продолжают оставаться отношения с этими государствами. Несмотря на явную выгоду и потребность бывших советских республик в сохранении и развитии многосторонних связей СНГ (содружество независимых государств), в рамках которого заключены десятки различных и важных договоров, еще не является действенным и прочным союзом государств, которые в основном ориентируются, прежде всего, на более развитые в экономическом плане зарубежные государства.
В то же время интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают. В частности, Россия не разделяет позиции, связанной с расширением НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Сказывается на проведении внешней политики России и проблема ее долгов международным кредиторам. Долги эти перешли к ней, как наследнице долгов СССР, что закреплено соответствующими договорами со странами СНГ.
Немаловажным обстоятельством для России остаются проблемы, связанные с бывшей ранее собственностью СССР, расположенной на территориях ранее советских республик (проблема Черноморского флота, Байконура, разведанных месторождений стратегических полезных ископаемых и т.д.), продолжающиеся и еще не урегулированные вооруженные конфликты, как на территории России, так и в странах СНГ.
Все это предполагает ведение постоянных переговоров со всеми странами, прежде всего с ведущими государствами мира, по важнейшим вопросам безопасности и развития. Поскольку России предстоит еще выработать собственный внешнеполитический курс, учитывая как новые реалии мирового развития, так и особенности развития государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, достичь согласия внутри страны по основным вопросам внешней политики, постольку рано еще говорить об устойчивых, долговременных закономерностях внешней политики России. Тем не менее, определенные положительные шаги в этом плане делаются, что находит одобрение всеми ветвями власти. Подробнее об этом студенты могут прочитать в дополнительной литературе, список которой прилагается.
1. Цит. по Общая и прикладная политология. Учебное пособие/ Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во «Союз», 1997.