Конституционные основы права собственности в РФ
Право собственности – экономическое право, состоящие из 3-х вещных прав:
а) фактического владения;
б) пользования;
в) распоряжения (определять судьбу).
В соответствии с гражданским кодексом частная собственность не принадлежит ни Г, ни местному самоуправлению, выделяют:
1) индивидуальную;
2) общую:
а) совместную (доля каждого собственника не выделяется);
б) долевую.
Термин собственности понимают по-разному:
а) Собственность- это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу.
Право собственности в этом смысле, как установили еще древние юристы, - это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом.
б) Собственность- имущество.
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.
Конституция РФ в ст. 8 закрепляет виды и равноправие форм собственности (т.е. признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности).
Под иными формами собственности - подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).
Государственная собственность-это объекты, находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенные для осуществления государственных функции (государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях).
Муниципальная собственностьэто- собственность, находящаяся в ведении органов самоуправления и предназначенная для решения определенных задач. (В круг объектов входят помимо вышеперечисленных государственных объектов еще и соответствующие поступления налогов, сборов и займов и других обязательных выплат).
Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность, принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется.
В конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В ст. 35 Конституции говорится, что: Во-первых, право частной собственности охраняется законом. Во-вторых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из этой статьи можно сделать вывод, что:
1) Право собственности в принципе неотъемлемо;
2) Лишение этого права, возможно, только как исключение;
3) Порядок лишения должен быть установлен только законом;
4) Такой закон должен определить случаи общественной необходимости, при котором возможно лишение.
5) Эта необходимость должна быть очевидной.
6) Лишение прав собственности возможно только со справедливым возмещением.
В конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения, владение осуществляется собственниками свободно, если не наносят ущерба окружающей среде.
Право собственности – экономическое право, состоящие из 3-х вещных прав: а) фактического владения; б) пользования; в) распоряжения (определять судьбу). В соответствии с гражданским кодексом частная собственность не принадлежит ни Г, ни местному самоуправлению, выделяют: 1) индивидуальную; 2) общую: а) совместную (доля каждого собственника не выделяется); б) долевую. Государственная собственность – собственность, чьим собственником является государство. От имени государства ее владеют, пользуются и распоряжаются органы государственной власти. Выделяют: а) федеральную; б) субъектов федерации. Муниципальная собственность – существует и служит для реализации местного самоуправления: а) городов федерального подчинения; б) городов районного подчинения; в) городов, округов областей. Смешанная форма собственности – в совместном использовании. Земля и природные ресурсы могут находиться в любой форме собственности, но в пределах РФ. Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется. Определенную сложность представляет уяснение понятия и содержания права собственности, а также его места в системе гражданских прав в качестве абсолютного, т.е. защищаемого от неограниченного круга субъектов и предоставляющего правообладателю наиболее широкие правомочия экономического господства над объектом вещного права. Право собственности - субъективное право, и, как всякое субъективное право, возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу. Любому субъективному праву корреспондирует обязанность; в данном случае на всех без исключения третьих лиц возлагается обязанность не вторгаться в отношение собственника к вещи и не препятствовать осуществлению собственником своего права. Право собственности предоставляет правообладателю, и только ему, определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство и устраняя или допуская по своему усмотрению других лиц к его использованию. На основании изложенного можно дать следующее определение:Право собственности как субъективное гражданское право есть возможность лица по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе и в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания. Правомочия собственника раскрываются в п. 1 ст. 209 ГК РФ через триаду: - владение; - пользование; - распоряжение. Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность иметь имущество в своем хозяйственном (фактическом) обладании. Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества путем извлечения его полезных свойств. Пользование, как правило, тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение). Имущество, в том числе недвижимое, может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъекта Федерации. Государственной собственностью в РФ является имущество, в том числе недвижимое, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. Например, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю в качестве собственности РФ (федеральная собственность), собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований (муниципальная собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". В федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 ЗК РФ).
87. Конституционный принцип «разделения властей» в РФ: теоретические и практические проблемы.
Органы государственной власти: 1) это одна из структур государственного аппарата; 2) это обособленная структура государственного аппарата; 3) это подразделение государственного аппарата, наделенное специфическими функциями; 4) это подразделение государственного аппарата обладающее собственной компетенцией. Для нас органом государственной власти будет часть механизма государства выступающая в виде обособленного подразделения государственного аппарата, наделенная собственной компетенцией. Органы государства отличаются от органов государственной власти тем, что они осуществляют конкретные государственные функции. Различаются и тем, что органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц находящихся на подведомственной этому органу территории), и органы государства кроме органов государственной власти подразделяются на другие органы, например, местное самоуправление, руководители государственных предприятий и учреждений. Виды органов государственной власти: 1) по способу формирования: избираемые населением и назначаемые другими органами. Выборы происходят на основе прямого или косвенного или многоструктурного избирательного права, назначаемые в порядке подчиненности и в порядке “координации”, когда орган непосредственно не подчиняется назначаемому органу. 2) По территориальному принципу: органы общегосударственные, региональные и местные. 3) По временной деятельности: органы сознанные на неопределенный срок (например, Совет федерации) и на определенный срок (например, Президент, Гос. Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечение срока деятельности их упразднения не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечение срока деятельности самоупраздняются). 4) По форме деятельности: органы предусмотренные конституцией, федеральными законами и подзаконными актами. 5) По функциям: законодательные, исполнительные, судебные и иные органы государственной власти. Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы. В разных государствах разные модели разделения сфер: 1) В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства. 2) В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную – осуществляет парламент. 3) В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, который возглавляет правительство. 4) Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Фигура президента имеет номинальных характер, он является главой государства. 5) Полу президентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия. Разделение властей является одной из форм разделения труда в управленческом процессе и в этой связи является закономерным явлением. Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов. Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 3-х сфер власти: 1) по функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются как в общем, так и в частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение. 2) Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти. 3) Президент – глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всего имеет функции координационные. 4) Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная. 5) Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы.5) Пресса. СМИ обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя.
Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное).
Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы.
Модели разделения сфер:
1) В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная - правительства.
2) В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную – осуществляет парламент.
3) В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, который возглавляет правительство.
4) Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Фигура президента имеет номинальный характер, он является главой государства.
5) Полу президентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.
В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия.
Разделение властей является одной из форм разделения труда в управленческом процессе и в этой связи является закономерным явлением.
Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов. Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью
создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет.
В нашей стране можно выделить также более 3-х сфер власти:
1) по функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются как, в общем, так и в частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесян говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.
2) Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти.
3) Президент – глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а, скорее всего, имеет функции координационные.
4) Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная.
5) Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходит из способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.
5) Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя.