Раздел IX. Заключительные и переходные положения

Всего статей: 146

Функции Конституции – это направления воздействия Конституции на правовую сферу и жизнь общества в целом.

Конституция Республики Беларусь выполняет целый ряд функций, которые позволяют ответить на вопрос, зачем нужна Конституция:

1. Юридическая. Конституция воздействует на поведение индивидов, должностных лиц, деятельность органов власти, общественных объединений и др. Данную функцию Конституция выполняет путем закрепления прав и обязанностей, установлением запретов. Данная функция присуща всем Конституциям.

2. Воспитательная. Конституция воздействует на сознание субъектов, путем закрепления в своих положения нравственно-юридических ценностей. В рамках воспитательной функции Конституция содействует развитию нравственных качеств индивида, повышению уровня уважения, формированию чувства патриотизма. Положения Конституции, выполняющие воспитательную функцию, можно разделить на 2 вида:

· положения, которым присуща только воспитательная функция. Они сосредоточены в Преамбуле Конституции;

· нормы в Конституции, которые наряду с юридической функцией имеют и воспитательное значение. Статья32 гласит, что родители имеют право и обязаны заботиться о здоровье своих детей, их развитии и обучении. Согласно статье 55, охрана природной среды – долг каждого. Статья 57 провозглашает священным долгом каждого гражданина Республики Беларусь защищать свою страну.

3. Представительская. Конституция – это лицо государства. По тексту Конституции судят о степени демократизма государства, его прогрессивности. Принимая Конституцию, государство стремится показать себя в лучшем виде перед своими гражданами и перед международным сообществом. К сожалению, это иногда приводит к отрыву текста Конституции от действительности. В связи с этим ученые выделяют фиктивные и реальные Конституции.

В России был проведен социологический опрос: «Когда принята Конституция Российской Федерации»? Только 20% граждан ответили на этот вопрос. 1-ое место по степени осведомленности заняли предприниматели, 2-ое место заняли военнослужащие, 3-е место заняли студенты.

Большинство других правовых актов выполняют только одну юридическую функцию. В отличие от них, Конституция многофункциональный правовой акт.

Выполнение Конституцией юридической функции становится возможным благодаря наличию у нее особых юридических свойств:

· Конституция относится к такому источнику права, как НПА, в частности Конституция является видом закона, а именно Основным Законом. Признание Конституции законом имеет практическое значение, поскольку определяет порядок ее принятия, а также внесения изменений и дополнений.

· Конституция обладает высшей юридической силой. В случае противоречия любого нормативного правового акта Конституции, последняя всегда имеет верховенство.

· Учредительный характер. Являясь актом высшей юридической силы, регулируя важнейшие отношения, именно Конституция устанавливает (учреждает) правовое регулирование страны. Учредительный характер Конституция означает, что она является первичным актом, а все остальные правовые акты производны от нее, в этом смысле вторичны.

№ 8. Порядок принятия, изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь

Существует довольно много классификаций существующих в мире Конституций:

По способу принятия:

Ø Конституции, принятые непосредственно народом. Такие Конституции принимаются на референдуме. (Россия, Франция). Данный способ принятия Конституции имеет ряд недостатков, но в наибольшей степени отражает суть Конституции, как правового акта, исходящего от народа. Поэтому многие Конституции начинаются со слов: «Мы, народ…». Начиная с первой в мире американской Конституции, многие основные законы, включая Конституцию Республики Беларусь, открываются словами: «Мы, народ…».

Ø Конституции, принятые учредительными собраниями.

Учредительное собрание – это специальный орган, который избирается населением именно для принятия Конституции.

Как только Конституция принята, Учредительное собрание прекращает свое существование.

Ø Конституции, принятые Парламентом, то есть законодательным органом. Хотя Парламент избирается населением, как и Учредительное собрание, но он действует постоянно, не прекращая свое существование с принятием Конституции. Белорусская Конституция принята Парламентом.

Ø Конституции, принятые смешанным путем. Такой путь позволяет соединить достоинства названных выше способов. Например, Конституция может быть сначала одобрена Учредительным собранием или Парламентом, а потом вынесена на окончательное утверждение референдума. (Италия, Испания).

Ø Октроированные Конституции. Это Конституции, которые принимаются (даруются) главой государства, монархом. (Бахрейн, Непал).

Несмотря на свою высшую юридическую силу и основополагающее значение, Конституция вовсе не является неизменным актом. В нее можно вносить изменения и дополнения.

Существует несколько основных причин для корректировки Конституции:

Ø изменения общественных отношений, регулируемых Конституцией, так как Конституция должна соответствовать регулируемым ей отношениям. Например, развитие интеграции процессов Беларуси и России обусловили дополнения статьи 8 нормой, согласно которой Республика Беларусь, в соответствии с положением международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Внесено на референдуме 1996 г.

Ø Конституция любого государства имеют недостатки или даже ошибочные положения. Не лишения их и Конституция Республики Беларусь. Кроме того, развитие конституционной практики и науки порождают новые идиллии, позволяющие усовершенствовать конституционный текст.

Статья 65 часть 2: «Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно».

Есть 2 способа корректировки Конституции Республики Беларусь:

1) Законом Парламента. По общему правилу изменения и дополнения в правовой акт могут вноситься актом того же вида. Однако в Конституцию изменения вносятся не Конституцией, а законом. Поскольку законом вносятся изменения в Конституцию, то такой закон обладает равной с ним юридической силой и отличается от обычного закона. Содержательно в плане, законы об изменении и дополнения Конституции не существуют наряду с ней, поскольку становятся частью Конституции. Процесс изменения и дополнения Конституции законами имеет существенные особенности по сравнению с процедурой принятия обычных законов:

ü инициировать изменения и дополнения в Конституцию, то есть вносить соответствующий проект закона в Парламент могут только:

· Президент;

· Граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом в количестве не менее 150 тыс. человек.

Необходимо обратить внимание, что сам Парламент, который и принимает рассматриваемый закон, не может инициировать изменения и дополнения в Конституцию. Проекты других законов вносятся на рассмотрение Парламента более широким кругом субъектов (субъекты права законодательной инициативы), которые определены в статье 99 Конституции. Проект закона об изменении Конституции вносится именно в Нижнюю Палату Парламента. Внесенный проект закона об изменении Конституции должен быть рассмотрен Нижней Палатой (Палата Представителей) и в случае его принятия направлен в Верхнюю Палату Совета Республики. Но после одобрения Советом Республики проект закона должен пройти через обе палаты еще раз, причем промежуток между первым и вторым рассмотрением проекта в Палатах Парламента должен составить не менее 3-х месяцев. Как при первом, так и при втором одобрении законопроекта, каждая из Палат должна проголосовать за него не менее чем 2/3 числа голосов. После повторного одобрения Советом Республики он становится законом и поступает на подпись Президенту. Подписанный и опубликованный закон вступает в силу. На практике нет ни одного примера.

Парламент не может вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь:

Ø В период чрезвычайного положения;

Ø В последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

2) Решением республиканского референдума. В данном случае изменения и дополнения в Конституцию вносятся всем население страны путем голосования. Республиканский референдум назначается:

Наши рекомендации