Причины и суть сталинизма
Coветский Союз 20-30-е гг. ХХ в. существовал в условиях постоянной угрозы войны. Подготовка к войне явилась главной причиной индустриализации и коллективизации, которые затрагивали жизнь всего населения Советского Союза. Вся экономика подчинялась, планированию из Центра, а экономическая политика велась путём отдачи специальных директив. В этот процесс втягивалось и ceлo. Крестьяне, теряя последниe остатки самостоятельности, становились в один ряд с рабочими. В свою очередь, рабочие заводов и фабрик лишились выбора места работы и становились бесправными на своих предприятиях. Подготовкой к будущей войне являлось и укрепление органов OГПУ. Они должны были подготовить тыл к будущей войне, выкорчевав все возможные очаги оппозиции во избежание создания
«пятой колонны» в тылу Красной армии.
Сталин, начавший свое восхождение к власти с 1922 г., имел несомненный удар улавливать настроения населения, именно потомy он повернул от нэпа к форсированному строительству индустриальной державы. Он понимал, что массы неоднородны, а претворять в жизнь планы авантюрного характера могут лишь люди с неокрепшим мышлением, прежде всего молодежь. Сталин во всех отраслях государственной и хозяйственной жизни стремился заменить старые кадры молодыми. В этом была его сила и его же слабость.
Идеология.
Со страниц газет, журналов, с плакатов звучали призывы быть готовыми к защите социалистического Отечества, быть бдительными, крепить трудом оборону страны. Главными героями тех лет становились пограничники, передовики-новаторы, побивающие все рекорды, граждане, разоблачающие козни врагов, и т. п.
Мастерам искусства вменялось в обязательность отражать в своем творчестве партийные установки. Даже в комедийных фильмах («Девушка с характером», «Светлый путь», « Цирк») звучит тема борьбы с диверсантами или агентами иностранного влияния.
Репрессии.
1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Сталин решил использовать это убийство для усиления репрессий. В те декабрьские дни было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Проходящие по делам о контрреволюционных преступлениях подлежали расстрелу.
Ужесточается законодательство. Репрессиям начинают подвергать членов семей осужденных и их родственников. К уголовной ответственности привлекаются дети, достигшие 12 лет. Все было подготовлено к началу «большого террора».
Судебные процессы, ранее затрагивающие лишь определенные классы или партии, охватывали все большую часть населения. В ход пошли статьи с обвинениями за связь троцкистами или контрреволюционную деятельность. Нередко судили людей, не имевших ни малейшего понятия о троцкизме и никогда не состоявших в рядах оппозиции. Органы НКВД (объединенные в 1934г. с ОГПУ) получили указание добиваться признания подследственных любыми путями, включая применение пыток. Приговоры выносили специально подобранные «тройки». Подсудимому о вынесении приговора сообщали за несколько минут до приведения его в исполнение.
Применение труда заключенных дало возможность решать многие хозяйственные вопросы с гораздо меньшими затратами. Ведь заключенным не нужно было платить зарплату.
В историю «большого террора» недаром вошел 1937 год. Желая очистить тыл на случай войны с западными державами от «пятой колонны», Сталин решил укрепить органы НКВД. Назначенный в сентябре 1936 г. главой НКВД Н. И. Ежов начал разработку дела о«параллельном антисоветском троцкистском центре», по которому проходили известные партийные и советские деятели Пятаков, Сокольников, Радек, Серебряков.
На Пленуме ЦК ВКЛ(б) в 1937 г. Сталин резко критиковал местные органы за потерю политической бдительности и призвал принять суровые меры для «выкорчевывания вражеских гнезд». Летом 1937 г. по «делу военных» были осуждены к расстрелу М. Н. Тухачевский, И.Э.Якер, И. П. Уборевич, А. И. Корк, В. К. Путна, которым было предъявлено обвинение в сотрудничестве с вражеской разведкой и подготовке военного переворота.
Последним политическим процессом было дело об «антисоветском право-троцкистском блоке», по которому обвинялись лидеры бывшей правой оппозиции Н.И.Бухарин, А. И. Рыков и ряд других лиц. Многие известные деятели партии и армии были репрессированы без суда. Так было с маршалами А. И. Егоровым и В.К.Блюхером, наркомом юстиции Н.В.Крыленко, наркомом внутренних дел Н.И.Ежовым. В результате репрессии неоднократно обновлялись штаты наркоматов, менялись командиры воинских частей, секретари обкомов, горкомов и районов.
В марте 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП(б), Сталин сказал, что чистки в партии были неизбежны хотя и сопровождались многочисленными ошибками.
Социальные процессы.
Преобладающем социальным слоем в 30-е гг. ХХ в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидирована. Промышленность нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в связи с чем была введена официальная проверка знаний рабочих, особенно тех, кто обучался в техникумах и училищах.
Труд квалифицированной части рабочего класса хорошо оплачивался, что положительно влияло на трудовые показатели этой категории рабочих. В среде этого слоя рабочих зарождалось движение ударников и стахановцев. Они имели значительные социальные льготы. Именно они служили тем резервом, который в случае необходимости пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.
Для крестьян новые условия существования оказались сопряженными с существенными потерями. Большие налоги возмущали сельское население. В результате сплошной коллективизации к концу 30-х гг. ХХ в. в деревне почти исчезла категория крестьян, называемых кулаками.
В середине 30-х гг. ХХ в. Правительство пошло на некоторое смягчение политики по отношению к крестьянству. Колхозникам было разрешено держать скот и птицу, был сокращен план хлеба, мясозаготовок, II съезд колхозников-ударников, созванный в ноябре 1934 г., добился для крестьян права ведения собственного личного хозяйства и права продажи своей продукции на рынках.
Итоги развития.
Итогом развития СССР в 30-е гг. ХХ в. стала ликвидация его отставания от передовых стран в ключевых отраслях промышленности, по объему которой Советский Союз вы
шел на второеместо в мире после США. Значительно повысился и выпуск продукции на душу населения. При этом главное внимание уделялось военной промышленности.
К концу 30-х гг. ХХ в. повысился уровень жизни народа, особенно в городах. Многие социально-экономические права были закреплены в Конституции СССР 1936 г. По ней же вводилось всеобщее, равное и прямое голосование. Но если конституционные права на труд, отдых, бесплатное образование, медицинское обслуживание во многом были реальностью, то политические права существовали лишь на бумаге.
§ 90. Развитие советской культуры
в 20-30-е гг. ХХ в.
Культура эпохи революции.
Важнейшим направлением политики большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестраивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.
Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в Эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали этоиз патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. ХХ в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С Мельников искали новые начала в искусстве.
Одновременно продолжало развиваться традиционное направление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М,А. Булгакова, А.А. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпопеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».
Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений.
Культура в 30-е гг. ХХ в.
Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского госуцарства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше половины сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.
Огромное значение для духовного обогащения имело приобщение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Было увеличено число изданий А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Д. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.
Усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием культуры. Отдельными её отраслями теперь руководили специальные комитеты. При обсуждении сроков пятилетнего плана в повестку дня также включались дискуссии по темпам развития культуры. Большое значение придавалось утверждению марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры начали искать «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Боролись с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, радио.
Одной из важнейших задач культурной революции было создание новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Решение этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на cтopoнy советской власти старых специалистов.
Огромное значение имела деятельность А. М. Горького, который вел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было обращено на подготовку технической интеллигенции, специалистов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, академий, готовящих специалистов самого широкого профиля.
В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.
Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, курсы, школы. Много делалось для развития школьной системы образования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, усилено обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями.
Советская наука.
В стране создавались новые научно-исследовательские центры. В Москве открылись институты органической
химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолкоеского.
Под руководством А. П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские ученые К. Н. Семенов, Д. В. Скобелыцын, .17. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирование авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит советским ученым С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики.
ТЕМА 20
СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония
в 20-30-е гг. ХХ в.
В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорение его развития, улучшения жизни людёй.
Турция.
Часть территории Турции была оккупирована войсками стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял декларацию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председателем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами
национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой.
Под руководством М. Кемаля Ататюрка были проведены глубокие реформы. Провозглашались основные демократические свободы, светский характер государства, отменялись господствующие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латинский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, женщинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т. д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в экономике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппозиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.
Китай.
Всю первую половину ХХ в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское правительство на юге Китая провозгласило себя национальным правителъством всего Китая. В 1925- 1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели успешное наступление на север, где правили местные военные клики.
Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка, В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.
С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930-1932 гт. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933-1934 гг. революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Остатки Красной армии коммунистов совершили северо-западный (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсу п Нинся так называемый Особый район.
В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны го миньдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией, Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободитель ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.
Индия.
Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса, стали во главе антиколониального движения в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. ХХ в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, пpaвда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.
Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал движение от перехода к насильственным методам, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за независимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней индусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.
Япония.
В годы Первой мировой войны экономика Японии значительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны превратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако небольшая территория, скудность источников сырья, уязвимость для стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили развитие экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания великой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были войти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.
В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, развернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались забастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоциацией помощи трону, а профсоюзы - Патриотической промышленной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая повинность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от советской Красной армии.
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
Накануне мировой войны
Мир В конце 30-х п. хх В.
Еще при заключении Версальского договора наиболее дальновидные политики говорили, что это не мир, а перемирие. Германия не могла смириться с условиями договора и сохраняла потенциал для попыток его пересмотра. Были и другие силы, готовые развязать войну. В период экономического кризиса 1929-1933 гг. попытки решить проблемы с помощью войн и захватов чужих земель усилились. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1935 г. Италия - Эфиопию. После прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. эта страна стала главным источником военной опасности. Гитлер не скрывал своих намерений завоевать «жизненное пространство» на Востоке.
Агрессивные государства - Германия, Италия и Япония с зависимыми от них странами составляли первый центр силы. Вторым центром силы являлись демократические страны Великобритания, Франция и США. Они стремились сохранить свое господствующее положение в мире, удержать власть над колониями, противодействовать усилению агрессивных стран. Однако они не желали открыто портить отношения со странами-агрессорами и по существу потворствовали им. При этом Великобритания, Франция и США надеялись направить агрессоров на другие страны СССР, Китай.
Третьим центром силы являлся Советский Союз. СССР стремился в 30-е гг. ХХ в. сблизиться с Францией и Англией для совместного противодействия Германии. Однако западные державы рассматривали Германию в качестве противовеса СССР и коммунистическому движению, которое считали для себя опасностью номер один. Так, заместитель премьер-министра Великобритании Э. Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал Германию «бастионом Запада против большевизма».
В этих условиях Германия в 1938 г. перешла к решительным действиям, захватив Австрию и Судейскую область Чехословакии. Вскоре Германия предъявила Польше требования о передаче ей Данцига и путей через Польский коридор (земли между основной частью Германии и Восточной Пруссией).
Германо-советский договор.
В 1939 г. правительства Великобритании и Франции начали в Москве переговоры с Советским Союзом о заключении договора о взаимопомощи в случае германской агрессии. Но достигнуть соглашения не удалось. На переговоры западные державы послали второстепенных чиновников, не имевших полномочий для заключения договора. Главным препятствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли вступить в борьбу с германской армией, лишь пройдя через территорию Польши, на что польское правительство категорически не соглашалось, а западные страны не предприняли ничего Д)lЯ изменения этой позиции. Переговоры были сорваны.
В этих условиях СССР принял предложение Германии о переговорах. 22 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И. Риббентроп. Он в кратчайший срок согласовал с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым все детали соглашения. 23 августа договор, получивший неофициальное название «пакт Молотова - Риббентропа», был подписан. Обе стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и не поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на страну, подписавшую соглашение. Согласно секретному протоколу к договору стороны разграничивали сферы своих интересов в Европе. К сфере интересов СССР относились Финляндия, Эстония, Латвия, часть Польши, Бессарабия, к сфере интересов Германии - часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере интересов СССР, а Финляндия - Германии.
Военно-политические возможности и планы сторон.
Руководство Германии еще в 1937 -1938 гг. взяло курс на развязывание большой войны. Однако представители генералитета и промышленников не имели единства по вопросу военной стратегии. Одни считали необходимым напасть на Советский Союз, заблаговременно заручившись поддержкой Запада. Другие считали ближайшей целью полную отмену положений Версальского договора, для чего нужно было нанести удар на Западе. Нацисты понимали, что для Германии война на два фронта неизбежно закончится поражением. Было необходимо как можно быстрее разбить противника на одном направлении. Эта необходимость, а также нехватка ресурсов породили идею блицкрига - молниеносной войны. Гитлер принял решение готовиться вначале к ревизии Версальского мира. Однако в своей пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план лозунг («Дранг нах Остен» «Натиск на Восток»), учитывая стремление западных держав направить германскую агрессию против СССР.
К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощный военно-экономический потенциал. По уровню промышленного производства Германия в 1938 г. вышла на первое место в Европе и второе в мире, уступая лишь США. С 1935 по 1939 г. в Германии было подготовлено 5,5 млн. солдат. Ее сухопутная армия достигла численности более 2,5 млн. человек. Были созданы ВВС. Летный состав прошел подготовку в Испании. Там же были испы-