Понятие, структура и классификация норм права
Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленных на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права 1) содержит общеобязательное правило поведения;
2) характеризуется неперсонифицированностью;
3) рассчитана на неопределенное число случаев;
4) облекается в письменную, документальную форму;
5) имеет государственно-властный характер;
Структура правовой нормы представляет собой ее логически согласованное внутренне строение, совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. 3 элемента: гипотеза, диспозиция, санкция. «если… то … иначе».
Гипотеза – часть нормы, которая указывает на определенные условия, при которых норма права начинает свою работу. Не всегда прямо выделяется в тексте правовой нормы. Гипотезы бывают простые (указывают на 1 жизненное обстоятельство); сложные (несколько условий - или, или); альтернативные (и, и, и).
Диспозиция – часть нормы, которая содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения. Диспозиция – это ядро нормы, без нее нормы права не существует. Два способа: 1) представительно-обязывающий (субъективные права и юридические обязательства); 2) запретительный (устанавливают обязанность гражданина воздерживаться от запрещенных действий). По способу изложения: 1) прямые (абсолютно-определенные) – исчерпывающая формулировка правила поведения; 2) альтернативные (относительно-определенные) – варьирующее поведение в пределах нормы); 3) бланкетные – содержат правила поведения в самых общих чертах, отсылая к другим нормам.
Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникшие в случае нарушения этой нормы права. По степени определенности: 1) абсолютно-определенные (четкая мера воздействия на нарушителя); 2) относительно-определенные (меры воздействия в определенных рамках – «от - до»; 3) альтернативные (несколько возможных санкций); 4) кумулятивные (наряду с основной мерой наказания еще и дополнительная).
Классификация:
1) по субъекту правотворчества (от государства и от гражданского общества);
2) по предмету регулирования: по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые); материальные (предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования отношений) и процессуальные (закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права);
3) по методу правового регулирования: а) императивные (строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки; б) диспозитивные (устанавливают тот или иной вариант поведения в пределах закона); в) поощрительные (определенные меры поощрения за полезный вариант действий субъектов); г) рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения необязательного характера).
4) по средствам, используемым для регулирования общественных отношений: а) обязывающие (предписывают субъектам определенные действия); б) запрещающие (не разрешают совершение определенных действий); в) управомочивающие (предоставляют определенные права или возможности совершить положительные действия).
5) по выполняемым функциям: а) регулятивные (устанавливают права и обязанности участников правоотношений); б) охранительные (защита правопорядка, прав и свобод человека).
6) По времени действия: а) постоянные и б) временные.
7) по кругу лиц, на которых распространяется действие: а) общие (на всех); б) специальные (на определенную категорию).
Учредительные (нормы-принципы)
Обеспечительные (предписания, гарантирующие осуществление прав и обязанностей в процессе правового регулирования).
Декларативные (нормы-объявления, положения программного характера).
Дефинитивные (нормы, которые содержат определения).
Коллизионные (разрешение столкновений между различными нормами).