Особенности искажения информации
Можно назвать аксиомой факт, что каждый человек воспринимает информацию очень индивидуально. Объясняется это тем, что люди воспринимают окружающую их действительность через призму своей личности. Их темперамент, возраст, пол, опыт, система ценностей и взглядов, заложенные родителями и приобретенные в течение жизни — все оказывает влияние на способность воспринимать и передавать информацию. Человек слышит и запоминает то, что ему близко и вписывается в его внутреннее видение мира, и игнорирует информацию, которая не гармонирует с его мировоззрением и знаниями. Он делает это как сознательно, так и неосознанно. Если группе людей рассказать один и тот же рассказ и попросить каждого дать его краткое изложение, то все они будут отличаться, а порой и противоречить друг другу. Психологи используют это явление, проводя следующий тест. Они показывают изображение некоего неопределенного предмета с просьбой описать его. И по возникшим у человека ассоциациям определяют его личностные характеристики. С этим явлением также часто сталкиваются следователи при анализе свидетельских показаний, подчас их непохожесть ставит в тупик и делает невозможным понимание истинного положения дел. Искажение информации может происходить также из-за проблем с ее восприятием, среди них такие как: плохое зрение, слух, состояние рассеянности, невнимательности во время общения, посторонние помехи, ухудшающие видимость либо заглушающие звук, нарушение дикции собеседника и т.д. Если процентно поделить возможность искажения информации, то 50% отводится на ее восприятие и 50% на передачу.
Особенности передаваемой информации во многом зависят от индивидуальных характеристик собеседника, его манеры поведения при общении. Один и тот же человек, общаясь с разными людьми, одинаковую информацию передает по-разному, как бы подсознательно настраиваясь на волну собеседника. Большое значение имеет умение партнера слушать. Если он будет невнимателен, критичен, слишком эмоционален или, наоборот, равнодушен, то это, несомненно, отразится на манере и смысле изложения. Своими вопросами, словами, замечаниями по ходу рассказа мы невольно искажаем ту информацию, которую получаем от партнера.
Степень искажения информации во многом зависит от схожести и уровня взаимопонимания между собеседниками. Манера изложения зависит от многих вещей, например таких, как образовательный уровень человека, его словарный запас. Очень часто люди одно и то же явление называют разными словами, используют ненормативную лексику, акцент, манеру речи, которая характерна для данной местности, культурные, национальные, профессиональные особенности речи — люди как бы говорят на разных языках, что может привести к недопониманию и конфликту. Нельзя игнорировать и тот факт, что искажение информации часто производится человеком сознательно. Это может проявляться как в виде умалчивания, искажения фактов, неоднозначности в высказываниях, так и просто лжи.
Иногда искажение и непонимание происходят при передаче информации невербальным способом, при помощи жестов, мимики.
Некоторые ученые утверждают, что многие жесты заложены в человеке генетически, но нельзя отказываться от мысли, что большинство из них — это продукт воспитания, навязанный культурой и традициями. Неправильное понимание жестов и мимических реакций может стать даже причиной конфликта. Внимательное, уважительное отношение к собеседнику, искренняя заинтересованность и умение слушать могут снизить уровень искажений и способствовать более плодотворному общению.
33. «Барьеры» коммуникаций
Человек — сложный и чувствительный «получатель» информации. Принимаемая информация может вызвать как позитивную, так и негативную реакцию. Восприятие информации зависит от того, присутствуют или нет в процессе общения коммуникативные
барьеры. При их наличии информация теряет первоначальную форму, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Коммуникативным барьером могут стать механические причины: неясность передаваемой информации, ее механический обрыв. Это информационно-дефицитный барьер.
Замещающе-искажающий барьер — когда информация передается с одним смыслом, а принимающие интерпретируют ее по-своему. При передаче информации по длинной цепочке (4,5 и более человек) искажение информации может быть значительным.
Эмоциональные барьеры — получив информацию, люди реагируют на нее и заняты больше своими чувствами, переживаниями, нежели реальным положением дел. Слова имеют сильный эмоциональный заряд, а также те ассоциации, которые они порождают в человеке.
Барьеры непонимания могут возникнуть по психологическим причинам и причинам иного порядка. Например, фонетическое непонимание — помехой является сам канал передачи информации. Это происходит в случае, когда участники говорят на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, если речь невыразительная, произносится скороговоркой, а также включает большое количество слов и слов-паразитов.
Семантический барьер непонимания возникает в результате столкновения разнообразных жаргонов и сленгов. В рамках одной культуры существует множество субкультур, каждая их которых имеет свои взгляды на ту или иную проблему, свое понимание, а также свое выражение. Все это препятствует процессу общения.
Стилистический барьер возникает в случае несовпадения стиля речи коммуникатора и ситуации общения, стиля речи или актуального психологического состояния реципиентов, оттенков возникающей ситуации общения. Необходимо построить свой стиль общения в соответствии с ними.
Логический барьер. Он возникает, если логика рассуждения коммуникатора слишком сложна либо неверна. С точки зрения психологии существует очень много разнообразных логик и логических систем доказательств. Каждому человеку присущи свои методы доказательств. Так, существует «мужская» и «женская» логики, детская логика и т.д. Социокультурные различия могут служить барьером между партнерами (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Эти различия приводят к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе коммуникаций.
Чем авторитетнее коммуникатор выглядит авторитетно в глазах реципиентов, тем меньше преград на пути усвоения информации ими.
Барьеры общения — чисто психологический феномен, выражающийся в чувствах неприязни, недоверия к коммуникатору, которые распространяются и на передаваемую им информацию.
Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров.
1) Каждый человек любит свое имя, поэтому при общении не
обходимо произносить его вслух. Это является свидетельством внимания к личности, способствует ее утверждению, сопровождается
положительными эмоциями, в результате возникает расположение
работника к партнеру.
2) Необходимо улыбаться и сохранять приятное выражение лица,
которые свидетельствуют о дружественном расположении, а друг —
это сторонник. У партнера возникает чувство защищенности, образуются положительные эмоции.
3) Неотъемлемым элементом является высказывание комплиментов в адрес собеседника, что также ведет к образованию положительных эмоций и расположенности работника.
4) Терпеливое и внимательное выслушивание проблем клиента. Тем самым происходит его самоутверждение, что также ведет
к образованию положительных эмоций и создает доверительное
расположение клиента.
5) Необходимо привлекать внимание к «хобби», увлечениям
клиента, что также повышает эмоции клиента.