Формирование радикально-демократического крыла в национально-освободительном движении. Б. Г. Тилак

Усиление колониальной эксплуатации и угнетения с приближением эпохи империализма делало все более бедственным положение широких народных масс, в том числе мелкой буржуазии и мелкобуржуазной интел­лигенции. Все новые ее круги втягивались в борьбу с английскими коло­низаторами. Среди лучших ее представителей зрело сознание, что вывести Индию из состояния упадка и неисчислимых бедствий можно, лишь ликви­дировав чужеземное господство. Это новое поколение деятелей националь­но-освободительного движения видело путь к независимости и националь­ному возрождению страны не в вымаливании подачек и поисках соглаше­ния с английскими властями, а в непримиримой борьбе с ними, включая вооруженные формы.

Возникновение и укрепление радикально-демократического крыла в национально-освободительном движении связано с деятельностью вы­дающегося патриота, демократа, ученого Бал Гангадхара Тилака (1856— 1920).

Тилак был выходцем из некогда знатного, впоследствии разоривше- гося брахлинского рода. По национальности Тилак маратх. Получил филологическое, историческое и юридическое образование. Еще в юно­шеские годы он поклялся посвятить свою жизнь служению родине. В 1880 г. Тилак основал еженедельник «Махратта» и газету «Кесари» («Лев»). Они сыграли большую роль в сплочении национально-освободительных сил. С основанием Национального конгресса Тилак стал его активным участ­ником. Но вскоре наметилось его расхождение с умеренно-либеральным руководством Конгресса по важнейшим вопросам движения. В середине 90-х годов Тидак порвал с тактикой умеренных и стал на путь организации масс и массовых выступлений против колониальных властей. С 1895 г. «крайние» (так называли радикально-демократическое крыло национально-освободительного движения, возглавляемое Тилаком) начали проводить ежегодно массовые празднества в честь национального героя маратхов Шиваджи.

В отличие от умеренно-либеральных руководителей Национального конгресса, относившихся, с подчеркнутым благоговением к западной культуре, Тилак пытался поднимать у индийцев чувство национальной гордости за свою многовековую и величественную историю и культуру. Однако важнейшей движущей силой Тилак считал религию. «Крайние» cтpeмились cплoтить силы индийцев апеллируя к их религиозным чувствам. Передовое по своему существу движение облекалось в религиозную индуистсткую оболочку.

Внутренняя противоречивость позиции «крайних» выражалась такжев их нежелании обострять классовую борьбу, в их неспособности сочетать борьбу за независимость с аграрно-крестьянской революцией. Тем не менее их деятельность имела прогрессивное значение. Их жгучая ненависть к колонизаторам и призывы к борьбе с ними находили отклики у народных масс. «Крайние» становились опасными для английского господства. В 1897 г. Тилак был арестован и приговорен к полутора годам заключения. Широкая кампания за освобождение Тилака в Индии, под­держанная рядом европейских ученых, вынудила колониальные власти освободить его досрочно. Никакие репрессии не в состоянии были оста­новить рост освободительной борьбы в Индии.

Усиление колониального гнета и обострение англо-индийских

Противоречий

В начале XX в. развитие капитализма в Индии продолжалось. Число джутовых фабрик увеличилось за 1898/99—1909/10 гг. почти в два раза. За эти же годы численность хлопчатобумажных предприятий, принад­лежавших индийским капиталистам, увеличилась с 158 до 215. В 1914 г. количество веретен в текстильной промышленности Индии было вдвое больше, чем в Японии и Китае вместе взятых. По численности пролетари­ата (951 тыс. человек в 1914 г.) Индия занимала первое место среди стран колониального Востока. Тем не менее промышленные рабочие в 1911 г. составляли лишь 5,5% населения страны. Доля населения, занятого сельским хозяйством, даже возросла с 66,5% в 1901 г. до 72,2% в 1911 г., главным образом за счет притока из города разорившихся ремесленников, не находивших применения в промышленности, и возвратившихся ра­бочих, не порывавших связи с деревней.

Рост отраслей промышленности по переработке сельскохозяйствен­ного сырья, легкой и добывающей промышленности был не в состоянии ослабить зависимость Индии от метрополии. Из неравноправного участника мирового рынка Индия превратилась в еще более эксплуа­тируемого и бесправного участника мировой капиталистической си­стемы.

С переходом капитализма в монополистическую стадию решающее значение приобрели новые формы и еще более жестокие методы колониаль­ной эксплуатации. Все более и более возрастали доходы английских капи­талистов от капиталовложений. Вместе с внутренними налогами, соби­раемыми в Индии, они составляли ежегодно около 80 млн. ф. ст. К концу первой мировой войны английские инвестиции в Индии превысили 500 млн. ф. ст. Фактически эта сумма была собрана в самой Индии в результате систематического ограбления народных масс. Лишь незначительная часть инвестированного капитала находила промышленное применение, причем и она сокращалась.

Основными орудиями английских империалистов в эксплуатации Индии стали управляющие агентства и банки. Управляющие агентства выступали в роли посредников в приложении английских капиталов в Индии, особенно в Восточной Индии, а также в привлечении и исполь-зовании местных индийских капиталов в интересах английских империа­листов.

Непосредственная связь с английским монополистическим капита­лом и поддержка со стороны колониальных властей облегчили управля­ющим агентствам захват контроля над угольными копями, джутовыми фабриками, чайными плантациями, транспортными предприятиями, тор­говыми фирмами и страховыми обществами. Через систему этих агентств английский капитал контролировал национальную промышленность, подчинял себе предприятия индийских капиталистов и присваивал зна­чительную часть их прибылей.

Господство империализма и пережитки феодализма сковывали разви­тие производительных сил в стране, обрекали сельское хозяйство на упа­док и деградацию, а трудящиеся массы Индии на двойной гнет, бесправие, невежество. Миллионы людей находились в состоянии постоянной борьбы с голодом. Свержение господства империализма и ликвидация пережитков средневековья стали настоятельной исторической необходимостью; без этого немыслимы были экономический и культурный прогресс Индии, достижение самостоятельной государственности, избавление народных масс от голода и кабалы.

Наши рекомендации