Особенности сказов. Сказы о Чапаеве, его характеристика.
СКАЗ - это эпическое прозаическое произведение с особой манерой повествования.
И суть этой самой манеры заключается в том, что повествование ведется не от лица автора, а от лица рассказчика, вводимого в произведение автором. Рассказчик обычно повествует читателю о событиях и конкретных лицах недалекого прошлого, очевидцем или даже участником которых он был.
Например, в сказах Лескова, непревзойденного мастера этого жанра, рассказчиком является то монастырский послушник, то бывший солдат, то отставной городничий, то бывшая актриса и др.
Эти люди принадлежат совершенно к другому социальному кругу, имеют разные профессии, образование, нежели сам писатель и, вполне возможно, предполагаемый читатель.
А поэтому речевая манера, а часто и позиция рассказчика отличается от точки зрения и стиля автора.
Речь рассказчика - это живая разговорная речь, речь устного рассказа: диалекты, типично профессиональные слова, переиначивание иностранных слов на русский просторечный лад. Может и сочетаться просторечие с литературной нормой, то есть присутствует и комбинация того и другого.
СКАЗ - это описание реального события, но в нем есть и элементы фантастики.
В русскую литературу сказ был введен еще Н.В. Гоголем. Например, в его повести "Вечер накануне Ивана Купала" в повествование введен украинский дьячок Фома Григорьевич, который с его колоритной манерой разговора рассказывает легенду о папоротнике. Но основательно разработал и, можно сказать, прославил этот литературный жанр, конечно же, художник слова Н.С. Лесков.
У Лескова довольно много сказов о народных праведниках, о талантливых народных умельцах и т.п.
Мне кажется, что самыми известными читателю являются такие произведения, как "Очарованный странник", "Тупейный художник" и, без сомнения, "Левша".
"Малахитовая шкатулка" Павла Бажова, уральского сказителя. С детства знакомые сказы "Каменный цветок", "Горный мастер", "Серебряное копытце", "Голубая змейка" не оставляют никого равнодушными.
Сказы "Малахитовая шкатулка" объединены одним неподражаемым рассказчиком из народа -- дедом Слышко.
История жизни В. И. Чапаева, согласно различным биографическим источникам, наполнена героическими подвигами и немыслимым количеством побед. Но так как даже эти восхваляющие личность Чапаева источники зачастую противоречат друг другу, то в их абсолютной достоверности можно усомниться. Но для чего же людям, хорошо знавшим Чапаева, воевавшим с ним бок о бок, было преувеличивать, лишая факты правдивости? Дело в том, что большинство воспоминаний, записок и рассказов о Чапаеве было написано через много лет после его смерти, и написаны они были не для того, чтобы отдать дань памяти этому герою, а по заказу властей. С середины 20-х до конца 30-х годов под контролем государства о Чапаеве создавалось много неправдоподобных легенд, ему приписывались качества, которыми он не обладал, победы, которых не одерживал. В своей работе мы приводим примеры того, когда в том или ином биографическом материале автор указывает даты или события, противоречащие данным из документов. Этот процесс мифологизации Чапаева постепенно отдалял настоящую, реально существовавшую личность от того, о ком писали в газетах, книгах, о ком снимали кино. Именно поэтому на сегодняшний день до нас дошло такое количество противоречивых материалов о Чапаеве, что доподлинно установить, где правда, а где миф, практически не представляется возможным.
Стоит так же заметить, что процесс мифологизации личности Чапаева, начавшись в 20-х годах, не прекращается и по сей день. Вначале образ Чапаева представляли населению как героя, погибшего за власть Советов, причем подчеркивая то, что он ненавидел всякое проявление контрреволюции. Затем, во время Великой Отечественной Войны, Чапаеву приписывали ненависть к фашизму, любовь к отечеству. Теперь же, когда недостоверность и противоречивость в фактах является очевидной, В. И. Чапаева стали высмеивать в анекдотах, приписывая ему все большие небылицы, доходящие порой до абсурда, словно в отместку за то, что столько десятилетий приходилось равняться на этого героя, принимать его за ку-мира и пример для подражания.
Что касается литературы о Чапаеве, то она, конечно, деформировалась вместе с изменением общественного сознания под влиянием идеологии, проводимой государством. Причем изменялось не только содержание, акцентирование внимания на тех или иных аспектах жизни В. И. Чапаева, – изменялась и форма, способы подачи этого материала. Например, начиная с 20-х годов, переписываются сказы, слагаются песни, изменяются различные народные произведения, сочиняются рассказы. В это время необходимо было превратить одного из многочисленных комдивов, которым Чапаев по сути дела и являлся, в непобедимого и бесстрашно-го, самоотверженного и прославленного героя, необходимо было сделать Чапаева повсеместно известным. Поэтому большинство найденных нами рассказов, повестей, пьес, сказов, песен, романов и другой художественной литературы относится именно к первой половине ХХ века. Научный материал, биографические исследования появляются только в послевоенные годы. В 1960-70-х годах издаются монографические труды, сборники документов, которые во многом опровергают созданные ранее произведения, уличают их в недостоверности, но, несмотря на это, тоже не являются полностью правдивыми, ведь и в них мы можем заметить преувеличения значимости личности Чапаева, противоречия в фактах.
И, наконец, современная литература о Чапаеве тоже не очень многочисленна. Рассмотрев «Летопись журнальных статей» ИНИОНа начиная с 1991 года, мы обнаружили всего три публикации, посвященные В. И. Чапаеву, одна из которых – воспроизведение статьи Д. А. Фурманова 1919 года. Что касается научной литера-туры о Чапаеве, созданной за последние пятнадцать лет, то это в основном небольшие статьи или заметки в различных исторических справочниках и в сборниках по изучению советской культуры. Полноценного же исследования жизни и боевой деятельности В. И. Чапаева за последние годы не появлялось. Зато было создано огромное количество анекдотов и баек, где фигурирует этот герой гражданской войны; правда, стоит заметить, что образ, попавший в анекдоты мало чем напоминает реального В. И. Чапаева. То же можно сказать и о современных художественных произведениях о Чапаеве.
Итак, в своей работе мы попытаемся проанализировать найденную нами литературу о В. И. Чапаеве, а так же другие источники, повествующие о его жизни и боевой деятельности. Далее мы рассмотрим процесс развития образа этого героя в искусстве, сопровождающийся мифологизацией Чапаева, попытаемся найти причины и проследить последствия этого явления. Нам было бы интересно продемонстрировать, как одна и та же личность может изменяться в восприятии общества в течение длительного времени, ведь Чапаев, живший век назад, и образ Чапаева в сегодняшнем понимании очень сильно отличаются друг от друга.
22.Фольклор ВОВ. Песни ВОВ: Возрождение интереса к традиционным сюжетам, новые песни. Лирика Причитаний (Русская народно-бытовая лирика)
Особое место в народном творчестве занимают частушки. Они представляют собой особую сферу духовной жизни и специфическую форму отражения действительности. Частушки служат источником познания художественных, философских, социальных и исторических воззрений народа, несут отголоски его мировоззрения. Текст частушек – это обычно четверостишие, где рифмуются вторая и четвертая строки, также могут перекрестно рифмоваться все строки. Это современный тип народной песни, состоящий из коротких строк и куплетов, содержание которых берется из текущей жизни[1].
Частушечный жанр народного фольклора военных лет являет собой замечательный образец органического слияния глубокого патриотического долга с пониманием гуманистического характера победы над фашизмом.
Исследовательская работа по сбору частушек была предпринята еще в ходе войны. Фольклористы считали своим патриотическим долгом зафиксировать всё, что пели в частушках, справедливо видя в этих коротких стишках выражение народных мыслей и чувств. В основном этой работой занимались Государственный литературный музей и Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской. Была организована сеть корреспондентов, проводились всесоюзные конкурсы собирателей. А в 1944 г. Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР организовал фольклорную экспедицию в Сталинградскую (ныне Волгоградскую) область, в места героической борьбы советских войск[2]. В том же году вышел первый научный сборник «Фронтовой фольклор»[3].
В 1943 г. были проведены два научных совещания по проблемам фольклора Великой Отечественной войны: в Иркутске – организованное по инициативе исследователя М.К. Азадовского, и затем, более широкое – в Москве, организованное Всесоюзным домом народного творчества. На совещаниях ставились вопросы о специфике фольклора военных лет, его видов и форм, приемов и методов его собирания и изучения[4].
В конце 1944 г. в Институте этнографии АН СССР был создан сектор фольклора во главе с П.Г. Богатыревым. По существу, сектор стал всесоюзным научным центром, объединявшим изучение и собирание военного фольклора[5]. В результате собирательской работы сектора фольклора был создан значительный архив[6]. Наиболее интересную его часть представляют записи самих фронтовиков.
Осенью 1945 г. в Брянской области – крупнейшем регионе наиболее активных партизанских действий, работала совместная научная экспедиция сектора фольклора Института этнографии и кафедры фольклора Московского Государственного университета. В результате поисковой работы было собрано более 2500 частушек.
В последующие годы были опубликованы исследования Пушкарева Л. И., Кожина А.Н., Лепивахина Н. О. и Скворцова И. И. Между тем, еще очень много проблем, связанных с этим песенным жанром остаются мало изученными. Данная ситуация, на наш взгляд, обусловлена тем, что в определенных ученых кругах сохраняется некоторый скепсис относительно эстетического потенциала частушек.
Между тем, в военные годы частушки получили исключительную жизненность и достигли значительной поэтической высоты. Они рождались как бы непроизвольно, самой действительностью и вобрали в себя то, чем жил советский народ — его страдания и лишения, его тяготы и горести, его радости и победы.
Частушки отличались большим тематическим разнообразием. Это – были патриотические, сатирические, любовно-лирические, политические (потаенные) частушки. А также – фронтовые, партизанские, тыловые, созданные в неволе (в плену) частушки. Думается имеет место классификация по времени их появления – в начале Великой Отечественной войны, частушки военного времени, великая Победа в отражении частушек.