Эволюция ВП приоритетов РФ
1992- первая Концепция ВП РФ первая после СССР=> очень специфична. Основные задачи:
1) привести в порядок договорную базу с гос-вами, 2) ликвидировать ОМП, режим нераспростр ядерного, запрет на химоружие, реализация СНВ-1, СНВ-2, 3)привлечение средств и технологий на эк развитие страны
4)равноприближенность ко всем странам, избегать острых углов по направлениям: отношения с США и Европой – начало с чистого листа, СБСЕ и Хельсинский процесс
Китай, Япония, Индия, Пакистан, важность роли АСЕАН в АТР
Выгодность объединения Кореи под эгидой РК В отношении мусульманских стран – секуляризм +сотрудничество с турцией=>либералистская политика
возвращение военнопленных из Афганистана
но! Ряд понятий актуальны до сих пор – создание единого эк пространства и разноскоростная интеграция в рамках СНГ( ныне – таможенный союз)
2000 – вторая концепция – новые установки, поддержка усиления роли ООН др мн организаций
несогласие с расширением НАТО на восток, стремление к сохранению целостности Югославии,отказ от идеи объединения Корей – сбалансированные отношения с двумя странами,вырезаны аспекты о правах человека, экологический аспект,появился пункт об информационном сопровождении вп деятельности
2008г – новые тенденции в мо,развитие сетевой и многосторонней дипломатии,глобализация, регионализация, новые вызовы и угрозы ( терор, оргпреступность, наркота) нова появилась экология и права человека основной приоритет – СНГ, Союзного гос-ва и ОДКБ, ЕврАзЭс, ШОС ,арктический вектор вп беспокойство по поводу Запада – появление новых видов оружия6 развитие системы про и перспективы вступления в НАТО Украины и Грузии, недопустимость вооружения космоса +эк сотрудничество Россия-Индия-Китай
рассмотрен ряд проблем – Афган, Ирак, ядерный Иран
2013 – на первом плане фин кризис, его последствия, нестабильность, связанная с перераспределением стратег ресурсов, обеспокоенность в связи со случаями вмешательства в дела гос-в без СБ ООН-тезис о безальтернативном верховенстве ООН и мп в мо Россия отводит себе роль связ звена между АТР и Европой Стремление к безвизовому с ЕС, вопрос о сотрудничестве в Арктике В целом, во всех концепциях – реактивность вп РФ – речь идет об ответе на вызовы, о сотрудничестве, участии, но почти никаких самостоятельных инициатив. Список регион приоритетов – Постсоветское-> Европа и Сев Америка-> АТР-> Юж. Азия -> Ближний Восток -> ЛА ->АфрикаСтратегии нац безопасности 1997 и 2000 дали список угроз Слабость экономики, малое влияние многостор структур (оон, обсе), вмешательство сша во внутр дела др. Гос-в, деятельность иностр спецслужб, технолог отставание россии, терроризм, этноэгоизм, шовинизм и сепаратизм, вопросы погран безоп
В вопросах сдерживания – предпочтение полит методам, но РФ поддерживает свои вс, ставка на ядерное сдерживание, +нужны согласовать безоп границ в рамках СНГ
Стратегия 2000 – определение вп интересов РФ – совокуп интересов личности, гос-ва, общества в эконом, внутрип, соц, и т.д. сферах
Стратегия 2009 – добавлена проблема борьбы за ресурсы, проблемы демографии и окр среды, но отличия малы
Военная доктрина 2000 – оборонительный характер, дается классификация угроз и ответов на них
Обе доктрины отмечают снижение вероятности ядерной войны, но нерешенные конфликты остаются
Защита в первую очередь от НАТО, которое стремится доминировать
А также – терроризм и создание вооруж формирований
Концепция 2013 г
высший приоритет – обеспечение защищенности личности, гос-ва, общества
цели:1)обеспечение без страны, тер целостность, мир позиции2) создание условий для устойчивого и дин эк роста
3) курс на укрепление мира во всем мире4) отношение добрососедства с сосед гос-вами5)позиции русского языка
6)диалог культур
новые мн условия – фин кризис, процесс формирования полицентричной мн системы, рассредоточение мир потенциала, уход на Восток, конкуренция вокруг ресурсов, односторонние действия, новые вызовы и угрозы
новые центры эк и фин силы, мягкая сила приобретает большее значение, верховенство ООН+верховенство права, снижение фактора силы в мо при укреплении региональной безоп, сокращение оружия, принципы нераспрост ядерного оружия, права человека - защита интересов россиян и консолидация русскоговорящих
информационное обеспечение – доведение до широких кругов точной информации о вп россии и ее действиях, регионы – СНГ – экономика, гуманитарная сфера, безопасность, формирования ЕврАзЭс
ОДКБ +решение конфликтов на постсоветском простр, Нормализация отношений с Грузией, Черноморский, Каспийский регион, Взаимодействие с ЕС(отмена виз) и США, Арктическая политика
АТР +механизм Россия-Индия-Китай, дружеств отношения с Кореями
Демонтаж восточного блока
с 1980-х – процесс переустройства гос-в ЦВЕ для их интеграции в мир процессы, ориентация не на демократизацию, а отказ от коммунизма, результат – симбиоз авторитаризма и демократических элементов
ряд сходных характеристик:1)феномен партии власти2)нивелирование идеолог установок
3)проблема стабильности парламентского представительства4)низкая репрезентативность партий
Во всех посткоммунистических государствах наблюдается деформация идеологических антагонизмов, логика право-левого спектра нарушена. В политологическом сообществе появилось мнение о неадекватности самой категории «посткоммунистические страны» Нет, пожалуй, и такой закономерности развития, которая бы в последние полтора десятилетия проявлялась на всем пространстве распавшегося «социалистического лагеря». как только реформы и преобразования в начале 1990-х годов столкнулись с очень серьёзными и неизбежными в процессе трансформации экономическими трудностями, привлекательность демократии как инструментария в решении проблем подъема благосостояния стала постепенно угасать. В начале 2000-х годовпроизошли хорошо известные перемены, в результате которых общество и вовсе отказалось от универсальных демократических ценностей в пользу ценностей привычных, «национальных», традиционалистских. Этим отличается постсоветский инструментальный подход от ценностного, характерного для стран ЦВЕ. Ценностный подход выражен в готовности общества, несмотря на экономические трудности, сохранять верность демократическим институтам, порядкам и процедурам и не уповать на возвращение к социальному популизму и патернализму в националистической и авторитарной оболочке. Европейский, евроатлантический выбор в этих государствах ЦВЕ в конце 1980-х – начале 1990-х годов – уход от сов прошлого, спасение главной становилась задача восстановления национального суверенитета. когда задача была решена, в ряде государств ЦВЕ развернулась острая внутриполитическая борьба между сторонниками европейской интеграции и национал-консервативными силами пример - выборы в Польше 1994 года, парламентские выборы в Венгрии в начале 1990-х
После победы «европеистов», окончательно подтвердивших курс стран ЦВЕ на евро-атлантическую интеграцию, социальные слои, не сумевшие успешно встроиться в новые рыночные реалии, стали мощной базой для возрождающихся националистических и право-популистских сил Медленные процессы интеграции в ЕС, отсталось экономики, миграционные проблемы – новая волна евроскептицизма
Общность посткоммунистических стран– это набор общих черт, обусловленных принадлежностью к «социалистическому лагерю», на старте трансформации:- единая доминирующая идеология;- отсутствие частной собственности и рыночных отношений;- близкие институциональные модели государственного устройства (внешне напоминающие парламентские республики, но в действительности представляющие собой различные версии партии-государства);- сходство многих составляющих политической культуры.
На карте посткоммунистического пространства просматривается достаточно четкая граница между «моноцентричными» (президентскими и президентско- парламентскими) республиками и «полицентричными» (парламентскими и премьер-президентскими) режимами. Эта граница практически полностью совпадает с границами СССР 1939 г.: там, где коммунистический режим просуществовал на одно поколение меньше, новые политические элиты сознательно шли на институциональное разделение власти.
В итоге в Центральной и Юго-Восточной Европе сложились либо «канцлерские республики» с сильными премьерами и кабинетами и достаточно сильными парламентами, либо полупрезидентские системы, в рамках которых президент обладает важными полномочиями, но не становится единоличным главой исполнительной власти. «Европейский выбор» подразумевал тесное взаимодействие с институтами и политиками западноевропейских стран, что укрепляло «западный вектор» в политике. При наличии сильных парламентов неслучайными выглядят и успехи в формировании партийных систем. В ЮВЕ процесс формирования партий затянулся. Тем не менее, с некоторым временным лагом партийные системы в странах Юго-Восточной Европе все же сложились. Отличительная черта этих партийных систем – наличие этнических партий (Румыния, Болгария, Словакия, Македония, Сербия) и квот для национальных меньшинств в парламентах. Две особенности - внешние условия для развития в них демократизационных процессов были исключительно благоприятными и уровень и качество демократии в рассматриваемых странах оставляют желать лучшего. Однако все это не отменяет общего вывода об успехе демократического транзита: страны Центральной и Юго-Восточной Европы создали у себя рыночные экономики и достаточно далеко продвинулись по пути демократизации.
Общеевропейский процесс
19 октября 1990 г. в Париже подписан Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе(ДОВСЕ) - примерное равенство в обычных вооружениях между НАТО и ОВД на более низком уровне.
-Сокращение 5 категорий ОВ: §40 000 боевых танков; §60 000 боевых бронированных машин; §40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше; §13 600 боевых самолётов; §4 000 ударных вертолётов. -Уровень достаточности вооружений для 1 страны-участницы в рамках блока (не более 37%). -Исключить возможность концентрации войск для внезапного нападения. Договор вступил в силу 17 июля 1992 г.
21 октября 1990 г. подписана Парижская хартия для новой Европы: формально заявлено об окончании эпохи конфронтации («холодной войны»). Кроме того, было принято решение о превращении СБСЕ в постоянно действующий международный институт. Общеевропейскому процессу, таким образом, был окончательно придан непрерывный характер. Было установлено, что каждые два годав Европе будут проводиться консультации на уровне глав государств, а регулярные встречи министров иностранных дел будут проходить ежегодно. Также созданы: Комитет старших должностных лиц, секретариат во главе с директором, центр по предотвращению конфликтов, консультативный комитет и бюро по свободным выборам. Штаб-квартиры СБСЕ были размещены в Праге, Вене и Варшаве.
В нач 90х СБСЕ – слабая, решения – «консенсус минус один голос» - затрудняет принятие решений
1994 – саммит в Будапеште СБСЕ переименован в ОБСЕ +»Декларация 22-х» НАТО и ОВД не рассматривают друг друга как враги после распада СССР квоты по договору ДОВСЕ не подходили для РФ, необходимость адаптации. ноябрь 1999- саммит в Стамбуле соглашение об адаптации ДОВСЕ: вывод рос войск из Грузии и сокраще ние числ техники до конца 2001г. запад – совпадение нац и тер уровня числ вооружений подписали 30 гос-в, ратифицировали Бел, Каз, Рос, Укр +Хартия европ безопасности – принцип коллективности и первоочередности СБ ООН. В нач. 2000 гг. противоречивый характер ОБСЕ: 1) уже не основной источник европейской динамики 2) вышла из «кризиса идентичности» после Стамбульского саммита. Рост авторитета полевых миссий ОБСЕ, но: противоречия в подходах к функциям и структуре организации: Запад – достаточно «сетевого» характера ОБСЕ; Россия, некот. СНГ – полноценная межправит. организация с жесткой иерархией и приматом национального суверенитета. + постоянные споры по 3-й корзине (права человека). В 2005 на заседании СМИД была принята «Дорожная карта реформирования ОБСЕ»,предложенная Россией. Россия за реформу ОБСЕ: 1) преодолеть географический (акцент на работу на постсоветском пространстве) и функциональный (упор на 3 корзину) дисбалансы; 2) завершить институционализацию ОБСЕ, укрепить иерархию – принять Устав, распространить Правила процедуры Организации на ее исполнительные структуры (институты и полевые миссии), согласовать правила наблюдения за выборами, скорректировать процедуру назначения глав полевых миссий ОБСЕ.
2000-е гг. – разногласия продолжаются, даже не принимались итоговые документы – министерские декларации. 2008 – перелом (Грузия/Осетия) – необходимость активизации ОБСЕ. В июне 2008 – предложение России модернизировать европ. архитектуру безопасности и договор о европ. безопасности(ДЕБ). В окт. 2008 президент Д. Медведев в г. Эвиан (Франция) впервые представил свое видение элементов договора о европейской безопасности.
Июнь 2009, Корфу (Греция) – заседание министров иностранных дел ОБСЕ, решено начать т.н. процесс Корфу для достижения единства в отношении будущей европейской безопасности на основе открытых, широких и продолжительных обсуждений. 2010 – председательство Казахстана в ОБСЕ, 1 дек. – саммит ОБСЕ в Астане. Никаких прорывов 6-7 декабря в Вильнюсе – заседание СМИД ОБСЕ, подтвердил общий «дух Астаны», наиболее значимый итог: принятие новой редакции Венского документа по мерам укрепления доверия и безопасности (не обновлялся с 1999). Главной проблемой, стоящей на сегодняшней день перед ОБСЕ, является её недееспособность в качестве системы коллективной безопасности. Отсутствие у ОБСЕ международно-правового статуса, предопределяет то, что все ее решения не имеют юридической силы. Трудности реформирования ОБСЕ заключаются в том, что нужно переделать организацию, в которой есть «победители» (в основном, страны ЕС, входящие в НАТО), и «побежденные» (в основном, страны бывшего Варшавского договора и постсоветские страны), в организацию равноправного сотрудничества и равных усилий по поддержанию безопасности.