Тема3. Основы системного подхода к анализу общества и теории общественного развития
Понятие «система» в современной науке. Общая теория систем Л. фон Берталанфи. Разнообразие социальных «подсистем» и их функциональная специализация.
Типы обществ и проблемы периодизации социально – исторического развития. Теории модернизации и всемирно – исторический процесс. Границы применимости концептуальных схем теории модернизации в понимании современного мира. Социологический анализ проблемы модернизации российского общества.
Общественно – историческое развитие через призму теорий революции, эволюции и реформ. Формационный и цивилизационный подходы к анализу всемирно – исторического развития. Прогностическая функция социологии и познания перспектив развития. Социология и футурология в поисках путей решения глобальных проблем человечества.
Понятие «социальный институт». Институционализация общества как средство обеспечения связи между элементами социальной системы и их упорядочения. Типы институтов по их социально – функциональной роли. Социальные институты и социальный контроль. Понятие и современные признаки организации. Типология организаций. Социологические проблемы управления организациями.
Глобальные проблемы в современной социологической мысли. Понятие глобалистики как нового междисциплинарного направления научного знания. Определение глобальных проблем, их критерии и характерные черты. Место социальных вопросов в иерархии глобальных проблем.
Противоречивый характер всемирного общественно – политического развития. Обострение глобальных проблем. Концепции нового международного политического порядка.
Тема 4: Социальные общности: типы и виды.
Понятие социальных групп, их типологизация. Проблема социального неравенства. Малые, ограниченные, первичные группы (Ч.Кули), связанных между собой общей деятельностью и сотрудничеством. Изучение малых групп в социологии – Элтон Мэйо, Я.Морено (социометрия); К.Левин.
Квазигруппы, неустойчивость взаимосвязей, аморфность, слабые организация. Возрастание роли квазигрупп в массовых движениях, их деструктивная роль. Массовое общество.
Лидерство и вожаки, их выбор в группе. Типы лидерства: авторитарный, демократический, анархический (попустительский).
Социальная общность – совокупность людей, имеющих общие признаки. Внешние признаки (возраст, пол, образование и т.п.) - номинальные общности. Механическая общность людей, агрегаты.
Реальная социальная общность - совокупность людей, имеющих сходные черты (условия и образ жизни, сознание, ценности, интересы, социальные взаимодействия, связи и отношения) и осознание, идентификацию, единство интересов (понимание различия между «мы» и «они»). Границы и состав реальных общностей. Виды реальных общностей: групповые (социальные) – классы, социальные слои, касты, сословия и др.; массовые (как объединения, имеющие общую деятельность и интересы) – общественные движения, митинги, демонстрации; любительские объединения, зрительские аудитории временные собрания на основе общей цели (толпа); социальные круги, круги общения.
Социально-демографическая структура. Демографические основы социальной жизни и влияние демографических процессов на развитие и функционирование социальной системы. Виды социально – демографических общностей и отношения между ними. Социальная геронтология. Социальные функции полов и их отражение в современной социологии.
Устойчивые объединения людей:
Социально родственные: семья, родо-племенные общности; Системы связей в семье: а) матримониальная, б) патрилинеарная, в) билатеральная (недифференцированная). Распределение ценностей в семье вне родства, социальное устройство: патриархат, матриархат. Экзогамные (вне своего круга) браки.
Социально-этнические общности: народность, нация, этнос;
Социально-организационные: организации и трудовые коллективы
Территориальные - жители разных регионов страны; связи между ними слабые, но они имеют общие черты в условиях жизни и общие интересы;
Социально-территориальная структура общества: городские и сельские поселения.
Социально-профессиональные группы, их основные характеристики. Основные тенденции развития социально-профессиональной структуры в России.
Тема 5: Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
Общественное разделение труда и социальная структура. Стратификационные понятия: статусный набор: личный, достигнутый, предписанный (аскриптивный), прирожденный статус, социальная роль. Элементы социальной структуры. социальное пространство, социальная структура, социальная стратификация. Горизонтальная и вертикальная иерархия. Взаимосвязь структуры, сознания и действия как основная проблема анализа стратификации. Проблема статусного рассогласования. Понятие стратификационной системы, основные формы: экономическая, политическая, социальная. Исторические типы стратификации: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая. Классы в экономической теории (А.Смит) Исходные положения теории классов К.Маркса. Неомарксизм.
Вертикальная система статусов на основе критерия уровня жизни. Концептуальный, ресурсный подход (К.Маркс, М.Вебер).
Основные классы современного российского общества: верхний, средний, базовый (медианный) и низший классы. Понятие средних классов. Низшие классы и андеркласс. Медианный класс: стандарт жизни сегодняшней России. Рынок и его влияние на социальную дифференциацию. Основные подходы к измерению бедности. Характер и границы российских средних классов.
Социальная мобильность и её формы. Интенсивность и всеобщность мобильности. Каналы вертикальной циркуляции: экономические организации, профессиональные организации, политические организации, школа (образование), церковь, семья и брак, армия.
Проблемы миграции и текучести кадров.
Роль социологической информации в управлении социальной мобильностью. Тенденции социальной мобильности и социальной дифференциации российского общества в современных условиях.
Тема 6: Культура и регуляция человеческого поведения. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений, социальных процессов и социальных образований.
Культура как система нормативных принципов, ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов. Этика как основная часть социокультурной системы. Хозяйственная этика и этика бизнеса. Определение понятия «культура» и его методологическая роль в социогуманитарных науках. «Социальная система» (общество) и «система культуры. Как две взаимные подсистемы общественной жизни. Культура как фактор, упорядочивающий и регулирующий человеческую деятельность. Характеристики разных проявлений человеческой жизнедеятельности как порожденные не природой, а воплощенные организующим и регулирующим воздействием социальной реальности. Механизмы создания, передачи и освоения норм и ценностей культуры в различных социальных общностях. Культура и проблема социализации подрастающего поколения, и формирование субкультур. Культурные конфликты.
Задача социологии в изучении культуры – 1) выявление образцов поведения; 2) установление, насколько они усваиваются более или менее широким кругом общества (в целом или по отдельным общностям); 3)насколько они становятся факторами, направляющими реальное поведение людей.
Социальное действие и социальное взаимодействие в социологической ретроспективе: М.Вебер, Г.Зиммель, Л.Визе, Т.Парсонс. Социальные взаимодействия – социальные отношения – социальные зависимости как интегрирующий фактор социальных общностей. Социальные общности и социальные группы. Динамические процессы групповой жизни.
Виды взаимодействия под влиянием развивающейся культуры между обществом и индивидами: 1) социализация, усвоение норм, ценностей, образцов поведения, вырабатываемых культурой данного общества. 2)социальная поддержка и социальная защита – осуществление общностями и присущими им институтами мер безопасности от негативных воздействий с внешней среды. 3) Социальный контроль – требование общества в упорядочивании поведения индивидов в интересах общества (государство, общественные организации, общественное мнение).
Россия в контексте мирового культурного процесса и проблемы духовного возрождения российского общества.
П. Сорокин о социальном взаимодействии как основе социальности. Элементы социального взаимодействия: субъекты взаимодействия; взаимные ожидания; целенаправленная деятельность каждой из сторон; проводники социального взаимодействия.
Виды социального взаимодействия: между двумя субъектами, между одним и многими, между многими и многими; взаимодействия сходных и несходных лиц; взаимодействия односторонние и двухсторонние, длительные и мгновенные, организованные и неорганизованные, солидарные и антагонистические, сознательные и бессознательные.
Виды человеческой деятельности: трудовая, образовательная, досуговая, бытовая и др. Деятельность массового характера как ассоциированная деятельность, ее различие по содержанию. Целенаправленность деятельности, рациональность мотивов социального действия.
Специфика ее изучения отдельными дисциплинами и отраслевыми социологическими направлениями. Субъективные факторы, формирующие социальное действие: потребности, ценностные ориентации, интересы, установки, диспозиции, мотивы действий. Объективные факторы как детерминирующие действия и деятельность: социальные статусы, роли, социальные нормы. Согласованность и несогласованность объективных и субъективных факторов.
Общественное мнение. Мнение как реакция на новую ситуацию в условиях относительно стабильной ситуации
Техника выявления менталитета группы: 1)через поступки и действия, в которых проявляются нравы (этнологический подход), 2) через изучение мнений (социологический подход).
Тема 7. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры.
Труд как категория культуры. Богатство как категория культуры. Представление о природе, сущности и смысле хозяйственной активности в различных культурах. Культурологический подход к возникновению и развитию предпринимательства и капитализма. Предпринимательство как культурно-историческое явление. Капиталистические и некапиталистические формы предпринимательства. К.Маркс, М.Вебер и В.Зомбарт о генезисе и духовных предпосылках капитализма. Современные теории модернизации и формирование культурно-этических оснований современного менеджмента.
Предметная область социологии труда, индустриальной и экономической социологии. Структура и основные направления научно-исследовательской деятельности в сфере труда. История отечественных и зарубежных школ и направлений в исследовании трудовой деятельности.
Характеристика американской школы социологии труда. Методология человеческих отношений в современных теориях индустриальной социологии, социологии организаций и управления. Дифференциация и специализация социологического знания в сфере исследования трудовой деятельности: социология профессий, социология техники и др.
Социально-исторические условия и духовная специфика российского общества, обусловившая своеобразие его хозяйственной этики. Труд и богатство в православном сознании. Иерархия хозяйственной и промышленной деятельности в нравственной оценке российского общества. Социокультурная деятельность российских предпринимателей. Становление новых укладов хозяйственной деятельности и нового российского предпринимательства.
Современные дискуссии о путях хозяйственного развития России. Идея русского пути в экономике и проблематика социокультурных предпосылок развития хозяйства.