Государственное управление и государственный менеджмент: общее и особенное

Принятие концепции «нового демократическдго государственного управления» означает более строгое избирательное употребление тер­мина «государственный менеджмент». В связи с этим целесообразно обозначить нашу методологическую позицию.

Государственное управление и государственный менеджмент — это не синонимы.

— Несовпадение определяется прежде всего установочными, (целевыми) приоритетами. Менеджмент как составляющая рыночной экономики ориентирован на прибыль, рентабельность, выгоду. Госу­дарственное управление ориентировано на реализацию общенацио­нальных, социальных интересов, потребностей, прав — здесь не суще­ствует прямой связи между коммерческим успехом и качеством пре­доставляемых обществу услуг.

— Менеджмент основан на частных инвестициях, индивидуаль­ных вкладах и на продаже услуг, а государственное управление — набюджетном распределении национальных доходов и средств, на нало­гообложении. Продукт, производимый фирмой, осязаем и конкретно оценивается. Продукт государственного и муниципального управления чаще всего неосязаем и незрим, ведь чистота в парках и порядок на улицах, здоровье и благополучие принадлежат к той категории благ, присутствие которых никто не замечает или уж, во всяком случае, не пытается выразить в количественных (ценовых) показателях. Деятельность и отношения в сфере менеджмента строятся
в основном, на нормах частного права (гражданского, трудового и т. д. — по горизонтали), в государственном управлении деятельность и отношения по своему характеру связаны с нормотворчеством, пра­вовым регулированием общественных отношений и процессов и реа­лизацией норм публичного права (по вертикали и горизонтали отно­шений).

— Органы государства в отличие от частных фирм (с их правом на коммерческую тайну) более подвержены влиянию, давлению, кон­тролю со стороны общественных институтов: политиков, избирателей, заинтересованных групп, граждан.

— Различия есть и в методах управляющего воздействия, ибо в менеджменте на уровне диспозитивных отношений преобладают экономические, социально-психологические методы, в государствен­ном управлении в арсенале методов имеется и легитимное принужде­ние.

— Очевидно различие и в объеме применения воздействия. Такие сферы жизнедеятельности общества, как оборона, правопорядок, внешнегосударственные и международные отношения, налогообложе­ние и др., всегда были и есть прерогатива государства, регламентиру­ются общенациональными интересами, политической целесообразно­стью и не могут быть отданы на откуп частному сектору.

Таким образом, государственное управление и менеджмент «расхо­дятся» по установочным приоритетам (по «духу» отношений и дея­тельности), источникам и ресурсам, методам и объему управляющего воздействия.

Только там, где государство выступает как хозяйствующий субъект и целью имеет обеспечение прибыли, уместно говорить о государст­венном менеджменте.

Однако не стоит между этими управляющими воздействиями ви­деть «китайскую стену». Не случайно дискуссия о соотношении госу­дарственного управления и менеджмента продолжается в теории и практике социального управления не одно десятилетие.

Государственное управление и менеджмент как процесс управляю­щего воздействия имеют определенные общие показатели результа­тивности, сближаются в технологии осуществления:

— оба (в идеале) нацелены на эффективность, целесообразность, малозатратность; на оперативное реагирование на изменения конъ­юнктуры;

— стремятся быть ближе к людям — потребителям, клиентам;

— и менеджеры, и государственные служащие в оперативной дея­тельности относительно самостоятельны и предприимчивы (хотя не в равной степени), что не исключает нахождение баланса между цен­трализованным управлением и свободой действий на местах.

Развитие отечественной госуправленческой практики связано с изучением и адаптацией наиболее оправдавших себя за рубежом технологий менеджмента и, в частности, маркетинга, ибо социальное пространство, где действуют различные субъекты власти и управления как со стороны государственных структур, так и от гражданского об­щества, предполагает наличие конкурентной среды и демократической борьбы (в рамках права, гласности, открытости, общепризнанных эти­ческих норм) за продвижение своих людей, идей, программ, стратегий при формировании и реализации публичной (государственно-общест­венной) политики.

Политико-административный и экономический маркетинг как пер­спективная госуправленческая технология может усовершенствовать функционирование госаппарата, его взаимодействие с обществом, обеспечить действенность механизма прямых и обратных связей, «вы­светить», сделать «прозрачной» стратегию, политику принятия управ­ленческих решений и их реализацию, поведение «управляемых» по от­ношению к государственной власти и государственному аппарату.

Во всяком случае, насколько идеи менеджмента окажутся вовле­ченными и эффективными в сфере государственного управления, на­столько и только тогда можно будет говорить о государственном ме­неджменте как состоявшемся явлении. Пока только можно признать усиливающее действие факторов, могущих сблизить административ­ную науку и менеджмент, государственных администраторов и управ­ляющих частным экономическим предприятием.

Выводы

- ,

Концепция нового демократического государственного управле­ния, в центре которого — качество решений и деятельности государ­ственных органов власти и управления, предполагает обоснование и осуществление следующих неотложных шагов:

— вовлечение граждан, институтов общества в процесс выработки и реализации общезначимых управленческих (политических и адми­нистративных) решений;

— административную коммуникацию следует развивать как сред­ство обеспечения приемлемости административных решений для гра­ждан, придания государственно-административному управлению пуб­личного характера. Гражданам необходимо предоставлять информацию прежде всего на ранних стадиях административного процесса. Вклю­чение гражданских инициатив, составление параллельных (альтерна­тивных) экспертиз по вопросам, значимым для всех, должно стать обычаем, а не исключением;

— неотложной мерой является принятие законов, регламентирую­щих организацию и функционирование исполнительной власти; целе­сообразно пересмотреть (кодифицировать) нормы административного права: оно должно быть более консенсуальным, а административный процесс — обеспечен доктринально и нормативно (административ­но-процессуальным законодательством);

необходимо осознать значимость и изучить механизм политиче­ского управления как условие демократизации страны, совершенство­ вания политической системы, закрепить нормативно в актах исполни­тельной власти процедуры согласования интересов, поиска социаль­ного компромисса. Только на этом пути можно решить фундаментальный вопрос конституционного права: каким образом на­род как единственный суверен своей власти может адекватно организовать государство, его органы, с тем чтобы они и в статусе (матери­ально, субстанционально), и в процессе функционирования (процес­суально) отражали именно власть народа.

Итак, теория и практика государственного управления объективно связана с изучением и совершенствованием политического механизма управления и административно-правового процесса.

Вопросы для размышления и самоконтроля

— В чем суть концепции «нового государственного управления» как модели управления правительства М. Тэтчер в Великобритании ?

— Каковы основные идеи концепции демократизации государствен­ного управления, адекватные Конституции-93 Российской Федерации?

— Соотнесите общее и различие государственного управления и государственного менеджмента.

Наши рекомендации