Общие тенденции экономического и социально-политического развития ведущих индустриальных стран во второй половине XX в. 4 страница

страны. Все это приносило осязаемые результаты. Трудящиеся постоянно добивались улучшения своего положения. По уровню зарплаты, размерам пенсий и пособий по безработице Италия занимает одно из ведущих мест в мире.

В 60-е годы огромным влиянием в жизни итальянского общества пользовалась итальянская компартия. В 1968 г. за нее проголосовали 26,9% избирателей, а число ее членов составля­ло 1,8 млн. человек. Итальянская компартия была самой массо­вой и влиятельной коммунистической партией в западном мире.

Во второй половине 60-х годов заметно усилилось студен­ческое движение. Студенты проводили забастовки, устраивали манифестации, занимали университеты, требовали совершен­ствования системы высшего образования.

В массовом движении принимали участие различные слои населения. Активно включились в борьбу интеллигенция и го­родская мелкая буржуазия. Совместные акции всех крупных профобъединений Италии придали забастовочной борьбе не­виданный размах. В 1968-1969 г. почти 20 млн. человек участво­вали в забастовках, требуя реформы пенсионного обеспече­ния, демократической жилищной политики.

Почти все требования забастовщиков были удовлетворены. Парламент также принял закон о разрешении развода, кото­рый позднее был утвержден всенародным референдумом.

Италия в 70-е годы. Как и другие капиталистические стра­ны, Италия вступила в 70-е годы в условиях резко изменив­шейся экономической конъюнктуры. В 1974 г. ее также поразил глубокий экономический кризис. Почти полностью прекратил­ся рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся.

Различные политические силы предлагали свои програм­мы выхода из кризиса. Быстро росло влияние ИКП. На парла­ментских выборах 1976 г. она добилась самого крупного в своей истории успеха. 34,4% избирателей отдали свои голоса комму­нистам. ИКП получила 227 мест из 630 в палате депутатов, только незначительно уступив христианским демократам. Однако под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допу­стить коммунистов в правительство.

Сложность и нестабильность политического положения таили в себе большие опасности. Создались благоприятные воз­можности для роста терроризма, как справа, так и слева. И неофашисты, и левацкие организации организовали массовый

террор. С 1969 по 1981 г. от рук террористов в Италии погибли 186 человек. В 1978 г. жертвой террористов из «красных бригад» стал лидер христианских демократов Альдо Моро. Он был по­хищен в день, когда было подписано соглашение между ИКП и ХДП о поддержке коммунистами кабинета А.Моро, при ус­ловии, что правительство будет проводить согласованную обе­ими партиями программу. Полиция оказалась бессильной в по­исках А.Моро, а в мае его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в центре Рима. ИКП вышла из парла­ментского большинства, и впоследствии ее влияние в полити­ческой жизни итальянского общества уменьшалось.

Современная Италия. С конца 70-х годов падает престиж христианских демократов. Некоторые правительства формиро­вались на более широкой коалиционной основе. Во главе их находились социалисты или представители других политиче­ских партий. В 80-е годы у власти стояли уже пятипартийные правительства. Однако они не были устойчивыми, и частая их смена стала своеобразной традицией Италии. К 1993 г. насчиты­валось 52 послевоенных правительства.

Глубокий кризис государственных институтов Италии свя­зан также с деятельностью мафиозных структур. Слившись с коррумпированными элементами в государственных структу­рах, мафия в Италии стала внушительной силой. Она террори­зирует население, использует шантаж, грабеж, убийства, вы­могает деньги, обеспечивает неприкосновенность богачам, которые регулярно платят выкуп. Тех же, кто не идет с ней на сделку, мафия постоянно преследует или убивает.

В 1992 г. в Италии разразился новый общественно-полити­ческий скандал, связанный со взятками. Под следствием ока­зались крупные предприниматели, лидеры ХДП и ИСП, депу­таты и сенаторы, несколько министров.

Политическая нестабильность, коррупция в высших эше­лонах власти, по уровню которой Италия не знает себе равных в Западной Европе, связаны с особенностями итальянского политического механизма. Выборы там происходили по про­порциональной системе. В 1993 г. на референдуме население Италии высказалось за ее ликвидацию.

После преодоления кризисов 70-х-начала 80-х годов в эко­номическом развитии Италии наблюдался подъем. Качественно изменилась ее промышленная база. Наибольшие успехи достигну­ты в традиционных отраслях и в производстве потребительских товаров. Серьезной проблемой для Италии остается проблема пре-

одоления отсталости юга. Несмотря на то, что за последние 40 лет в этот район было направлено 100 трлн. лир, доход на душу насе­ления на юге составлял в начале 90-х годов лишь 56,1% соответ­ствующего показателя на севере. Для решения этой сложной зада­чи правительство выделило на 90-е годы более 60 млрд. долларов. Современная Италия - высокоразвитое индустриальное государ­ство. За последние годы ей удалось добиться значительных успе­хов в своем развитии. Заметно снизилась инфляция, сократилась безработица, быстро растет количество новых предприятий. Про­водится конструктивная молодежная политика. Только в 1998 г. было создано 12 тыс. мелких и средних предприятий, значитель­ную часть которых составляют молодежные фирмы. В то же время Италия отстает от мировых лидеров в производстве и экспорте наукоемкой продукции.

Вступив в XXI век, Италия стремится сократить существу­ющий технологический разрыв от ведущих стран мира, повы­сить конкурентность своей экономики. Уделяется большое вни­мание развитию новейших информационных технологий, нетрадиционных секторов экономики - банковской деятель­ности, туризма, индустрии спорта и здравоохранения.

§ 8. Развитие западноевропейской интеграции

В послевоенном развитии Западной Европы большую роль играет интеграция, идея которой получила распространение еще в прошлом веке. Но прежде, чем она начала воплощаться в жизнь, народам Европы пришлось пережить две мировые войны. В 1948 г. была создана Организация Европейского сотрудничества. Она за­нималась координацией вопросов, связанных с помощью, посту­пающей из США по «плану Маршалла». Дальнейшим шагом было учреждение в этом же году таможенного союза БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1949 г. был основан Совет Европы. Так создавались основы и новые формы междуна­родного экономического и политического сотрудничества. Новую страницу в интеграционных процессах в Европе открыл план со­здания Европейского объединения угля и стали, обнародованный Р.Шуманом 9 мая 1950 г. «План Шумана» предусматривал заклю­чение договора с целью установления международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности. Договор дол­жен был быть обязательным для его участников. Это ставило опре­деленные преграды для резкого наращивания производства воору­жений с целью подготовки к войне. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург выразили желание присоединиться к плану.

18 апреля 1951 г. Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция заключили Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое начало выполнять свои функции с 10 августа 1952 г. Первым председате­лем объединения стал француз Жан Монне. После присоединения еще 6 стран объединение контролировало в начале 90-х годов всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производ­ства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.

25 марта 1957 г. страны-участницы ЕОУС подписали Рим­ские договоры, учреждавшие Европейское экономическое со­общество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энер­гии (Евратом). Эти договоры вступили в силу с 1958 г. Создание трех союзов западноевропейских государств способствовало ускорению экономического роста и повышению жизненного уровня населения стран-участниц. Договоры также оказали вли­яние на укрепление мира в Западной Европе.

В процессе интеграции создавались более благоприятные условия для взаимодействующих сторон. Обеспечивался более широкий доступ к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новейшим технологиям. Обеспечивалась защита фирм стран-участниц экономической интеграции от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Немаловажное значение имеет возможность совместно решать наиболее острые социальные проблемы. Высокие темпы экономического развития стран ЕЭС притягивали внимание других стран Западной Европы, выра­жавших желание вступить в Сообщество. К январю 1986 г. на­считывалось 12 членов ЕЭС. К «Шестерке» добавились Вели­кобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания.

Важным событием в деятельности ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт. Он был одоб­рен и ратифицирован всеми членами Сообщества. В договоры об образовании ЕС были внесены и юридически закреплены глубокие изменения. Предусматривалось создание Европейско­го Союза. Экономическое, валютно-финансовое, гуманитарное сотрудничество поднималось на более высокую ступень. Согла­сованно начали решаться вопросы внешней политики и обес­печения безопасности стран-участниц Сообщества. Ставилась задача создания единого внутреннего рынка, обеспечивавшего свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц. Комиссия ЕС разработала специальные программы (около 300) для реализации этой задачи.

В мае 1992 г. ЕС заключает Соглашение о едином европей­ском хозяйственном пространстве с ЕАСТ - другой интеграционной группировкой в Европе. По соглашению стран члены ЕАСТ с 1993 г. изменяют законодательство, приводят его в со­ответствие с принятыми ЕЭС правовыми нормами, касающи­мися свободного движения товаров, капиталов, услуг и конку­ренции. К концу века предусматривается введение единой денежной единицы (ЭКЮ), выработка согласованной внеш­ней политики, введение единого гражданства.

В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте мини­стры иностранных дел и финансов 12 государств-членов ЕС под­писали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий транс­формацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и право­вых актов в более чем 40-летней истории европейской интегра­ции, равный по своему значению Парижскому и Римскому.

Вступление в силу с 1 января 1993 г. Договора о Европей­ском Союзе придает необратимый характер сближению стран ЕС в экономической, валютной, социальной и политической областях. Создание единого внутреннего рынка предполагает ус­транение препятствий для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на территории Сообщества, учрежде­ние экономического, валютного и политического союза, евро­пейского гражданства. С 1 января 1995 г. произошло расширение Европейского Союза с 12 до 15 членов. В ЕС были приняты Авст­рия, Финляндия и Швеция. Должна была вступить и Норвегия, но большинство населения на референдуме высказались против.

С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция) образова­ли Экономический и валютный союз (ЭВС) и ввели единую европейскую валюту - евро.

Введение единой европейской валюты позволяет усилить позиции ЕС в международной торговле, а значит, обеспечить ста­бильность экономического роста, что в свою очередь еще больше повысит притягательность ЕС для других стран континента.

1 мая 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор. В нем сформулированы правовые рамки и основания для совместной деятельности в сфере безопасности и обороны.

Создание ЕС и дальнейшее развитие европейской интегра­ции фактически привело к созданию в Западной Европе мощ­ного центра силы, появление сверхдержавы качественно нового типа, которая имеет колоссальный потенциал для всесторонне­го прогресса в XXI в.

ГЛАВА 5. СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х-90-е г.

После второй мировой войны историческое развитие стран и народов Центральной и Юго-Восточной Европы проходило в формах, которые коренным образом отличались от Западной Ев­ропы. Непродолжительные преобразования в целом общедемок­ратической направленности здесь сменил переход к социализму, который копировал минусы и плюсы советской консервативной модели. Пережив ряд политических потрясений, государства ре­гиона оказались в состоянии глубокого социально-политическо­го, экономического и идеологического кризиса, который закон­чился крахом социализма на рубеже 80-90-х годов.

В 50-80-е годы в отношении европейских социалистиче­ских государств использовалось понятие «Восточная Европа», которое имело преимущественно политический смысл и при­менялось для противопоставления Европы Западной (капита­листической) и Восточной (социалистической). С точки зрения географии, корректнее использовать категорию «страны Цент­ральной и Юго-Восточной Европы», включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Юго­славию, Албанию. В последние годы указанные государства при­менительно ко второй половине XX века объединяются поня­тием «Центрально-Восточная Европа».

Весь послевоенный период в истории региона можно раз­делить на следующие этапы:

а) 1945-1947/1948 г. - демократические (или народно-де­
мократические) революции;

б) конец 40-х - конец 80-х годов - строительство социа­
лизма и развитие на его путях;

в) конец 80-х - 90-е годы - «бархатные» революции, форми­
рование новых политических и социально-экономических систем.

§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы

Во второй половине 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы происходили при активном и усиливавшемся воздействии СССР преобразования общедемократического содер­жания, которые в то же время создавали определенную основу для движения к социализму.

В 1944-1945 г. во всех государствах региона была решена первостепенная общенациональная задача - освобождение от фашизма, восстановление национальной независимости. Пе­ред народами открылась возможность демократического разви­тия. Следует иметь в виду, что в целом для них был характерен большой объем нерешенных общедемократических задач. По уровню экономического, социального, политического и куль­турного развития они отставали от Западной Европы. Несколь­ко выделялись Чехословакия и Восточная Германия, где была развита промышленность, практически отсутствовала неграмот­ность. Среднеразвитыми были Польша и Венгрия. На низком уровне развития находились Болгария, Румыния и остальные страны. Аграрные реформы не были завершены ни в одном государстве. Социальная структура общества соответствовала отсталой структуре экономики. Невысокой была и политиче­ская культура основной массы населения.

Вторая мировая война с ее огромными бедствиями еще более увеличила объем необходимых преобразований и способ­ствовала росту политической активности людей. Необходимо было восстановить и развить национальную экономику, иско­ренить фашизм, провести демократизацию общества. Опыт борь­бы с фашизмом подсказывал и оптимальный путь решения общенациональных демократических задач - согласование ин­тересов различных слоев населения, формирование правящей коалиции из различных политических партий. Поиск и дости­жение национального согласия нашли в годы войны выраже­ние в деятельности национальных (народных, отечественных) фронтов, которые объединяли разнородные политические и социальные силы.

После освобождения региона от фашизма власть сосредо­тачивается в руках национальных фронтов, выражением чего явилось формирование первых коалиционных правительств. Коммунисты входили в состав правительств всех стран, но сна­чала не возглавляли большинство из них (Болгария, Венгрия, Чехословакия). Министерские портфели получили социал-де­мократы, представители крестьянских и других мелкобуржуаз­ных партий, деятели эмиграции. В ряде правительств коммуни­сты не имели большинства мест, что отражало реальное соотношение сил. Исключение составляли только Югославия и Албания, где власть сразу сосредоточилась в руках компартий.

Наблюдалось сложное размежевание классово-политиче­ских сил. Буржуазия была допущена к власти, исключая Юго-

славию и Албанию. Во многих странах весьма сильными были крестьянские партии, особенно в Болгарии, Польше, Венгрии. В то же время определенная часть буржуазии, интеллигенции, служащих была скомпрометирована сотрудничеством с фаши­стами. Численность компартий быстро росла.

Сразу после войны правительства народных фронтов осу­ществили демократизацию внутриполитической жизни. Была зап­рещена деятельность фашистских партий и организаций, вос­становлены парламенты, демократические конституции. Были созданы новые органы самоуправления, опиравшиеся на на­родный фронт. В странах, где ранее существовали монархии, они были ликвидированы по результатам референдумов (1945 г. - в Югославии, 1946 г. - в Болгарии, 1947 г. - в Румынии).

Сложившееся после освобождения соотношение поли­тических сил сохранялось недолго. В конце 1945-1946 г. ком­мунисты добиваются победы на парламентских выборах в большинстве стран, возглавляют национальные правитель­ства. Так, в результате выборов (май 1946 г.) Компартия Че­хословакии в блоке с социал-демократами получила свыше половины мест в Национальном собрании, а ее лидер К.Гот­вальд занял пост премьер-министра. Болгарское правитель­ство Отечественного фронта (март 1946 г.) возглавил Геор­гий Димитров, отказавшийся предоставить министерские портфели деятелям оппозиции. В Румынии, где существовало коалиционное правительство, компартия добилась еще в 1945 г. преобладания в правительстве.

Программы национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капитализма (частной собственности, буржуазии как класса), но предусматривали проведение соци­ально-экономических преобразований, которые могли явиться первыми шагами в этом направлении (конфискация собствен­ности у коллаборантов, создание государственного сектора экономики, уничтожение помещичьего землевладения).

Огромное значение имела аграрная реформа, которая рез­ко ограничила капиталистические отношения в деревне и про­водилась по принципу «земля тем, кто ее обрабатывает». Поме­щичье землевладение ликвидировалось, устанавливались верхние пределы частного владения землей (от 20 га в Болга­рии до 100 га в Польше). В одних странах (Югославия, Венгрия, Болгария) реформа реализовывалась единовременно, в других (Чехословакия, Польша, Румыния) проводилась поэтапно и завершилась только в 1947-1948 г. Земля также изымалась у

всех немецких собственников (особенно много их было в Польше, Чехословакии) и лиц, сотрудничавших с фашистами.

Землей по принципу уравнительного землепользования наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, сельс­кохозяйственные рабочие, а в некоторых случаях и середняки. В среднем наделы не превышали 7-14 гектаров. Новые хозяева не имели права купли-продажи земли. Начали создаваться сель­скохозяйственные производственные кооперативы. Значитель­ная часть земли была национализирована. Против проводимой модели аграрной реформы выступали буржуазные партии и правые течения в крестьянских партиях, считавшие необходи­мым сохранение и развитие крупных частных хозяйств. Но ком­партии при поддержке левого течения в крестьянском движе­нии не допустили пересмотра концепции аграрной реформы и тем самым добились существенного усиления своих позиций в среде крестьянства.

В 1944-1945 г. был создан и значительный государствен­ный сектор экономики. Была национализирована собственность, принадлежавшая немецкому капиталу и той части собственной буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Затем компар­тии выступили за продолжение и форсирование национализа­ции, переход крупной и средней частной собственности (про­мышленных предприятий, банков, транспорта, средств связи) в руки государства. Раньше других эта установка была реализо­вана в Югославии, где принятая 31 января 1946 г. конституция предусматривала преобладание и господство всенародной (го­сударственной) формы собственности. В Польше, где буржуа­зия была лишена собственности оккупантами, коммунисты не допустили возврата предприятий бывшим владельцам. Здесь сначала было установлено временное государственное управ­ление, а в начале 1946 г. национализирована крупная и средняя промышленность. В Чехословакии был первоначально установ­лен рабочий контроль на предприятиях, а национализация про­мышленности проходила поэтапно, затронув в 1945 г. лишь круп­ные предприятия. В странах - бывших сателлитах Германии (Болгария, Венгрия, Румыния), в которых контроль за поли­тической и экономической жизнью осуществляли Союзные контрольные комиссии, первым этапом наступления на капи­тал явилось установление государственного и рабочего конт­роля над частнокапиталистическими предприятиями. Во всех странах коммунисты настаивали на продолжении и углублении национализации, что вызывало острую политическую борьбу в

обществе, резкое противодействие даже партий-соратников по народным фронтам.

В целом осуществление политических и социально-эконо­мических реформ привело в 1945-1946 г. к формированию новой организации общества, которая получила название «строй на­родной демократии». Основными его чертами являлись: а) мно­гопартийность при руководящей роли коммунистических и ра­бочих партий; б) государственный сектор экономики при сохранении частной и кооперативной собственности; в) ликви­дация класса помещиков, ослабление экономических позиций буржуазии, рост рабочего класса.

Формирование народной демократии было бы невозмож­ным без экономической и политической, культурной и воен­ной помощи СССР, его прямого и косвенного воздействия на процессы в соседнем с ним регионе Европы. Авторитет и роль Советского Союза в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были велики. Во-первых, именно его армия освободи­ла эти государства. Во-вторых, войска СССР оставались на тер­ритории ряда стран и после их освобождения. В-третьих, в конце второй мировой войны Запад фактически признал приоритет Советского Союза в этой части Европы, отдав предпочтение народным фронтам во главе с компартиями перед буржуазной эмиграцией. В-четвертых, СССР имел более сильные позиции, чем США и Англия, в Союзных контрольных комиссиях, ко­торые осуществляли общее руководство в странах - бывших союзниках Германии до подписания с ними мирных договоров. Наконец, Советский Союз был заинтересован в утверждении дружественных ему режимов в соседних странах.

Между всеми странами Центральной и Юго-Восточной Европы и Советским Союзом были подписаны договоры о друж­бе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге в этой части Европы сложилась новая система международных отношений, которая базировалась на военно-политическом и экономиче­ском сотрудничестве с Советским Союзом. В первые послево­енные годы руководящая и координирующая роль Москвы осу­ществлялась через двусторонние связи руководителей ВКП(б) и национальных коммунистических (рабочих) партий. В сен­тябре 1947 г. на совещании компартий в Польше был создан специальный руководящий орган - Информбюро коммунис­тических и рабочих партий.

В 1946-1947 г. обострились противоречия внутри народных фронтов по вопросам стратегии дальнейшего развития. Сфор-

мировались следующие основные позиции: а) компартии рас­сматривали строй народной демократии лишь как фундамент для построения социализма; б) буржуазные и мелкобуржуаз­ные силы выступали за буржуазную демократию с внешнепо­литической ориентацией на Запад; в) левый фланг крестьян­ского движения (особенно сильного в Польше и Болгарии) ратовал за так называемый «третий путь», предполагавший сосуществование элементов капитализма и социализма.

Следует подчеркнуть, что в первые послевоенные годы применительно к странам Центральной и Юго-Восточной Ев­ропы считался возможным и наиболее реальным отличный от Советской России вариант перехода к социализму - без дикта­туры пролетариата и гражданской войны, мирно и даже эво-люционно. Руководители национальных компартий неоднократ­но подчеркивали, что народная демократия дает возможность перейти к социализму без социальных потрясений, учитывая специфику каждой страны и используя возможности классо­вых союзов. До середины 1947 года их позицию в целом разде­ляла и поддерживала Москва.

Социал-демократы разделяли позицию коммунистов в воп­росе о мирном и постепенном переходе к социализму. В то же время они акцентировали внимание на следующих моментах: а) построение социализма - сложный процесс, для которого необходим длительный переходный период; б) в течение этого периода должны сосуществовать государственная, частная и кооперативная собственность; в) власть должна принадлежать коалиции левых партий.

Но 1947 г. наглядно продемонстрировал невозможность сохранения реальной коалиционной власти. Во многом это объяснялось внешнеполитическими факторами. США предло­жили свой план помощи странам Европы, получивший назва­ние «план Маршалла». Некоторые восточноевропейские госу­дарства были готовы его принять, что привело бы к развитию рыночной экономики в этих странах, их ориентации на капи­талистический мир. Советский Союз вынудил своих соседей отказаться от американской помощи и принял решение еще более усилить свои позиции в регионе. На заседании Информ­бюро в сентябре 1947 г. глава делегации ВКП(б) Жданов впер­вые выдвинул идею двух противоположных лагерей - импери­алистического и социалистического. Экспансию империализма в восточной части Европы необходимо было остановить. С этой целью секретари ЦК ВКП(б) Жданов и Маленков сформули-

ровали принципиально новый тезис о том, что в странах на­родной демократии сложились все необходимые условия и пред­посылки для перехода к построению социализма по советско­му образцу. Руководители компартий без каких-либо дискуссий приняли установку на форсированный переход к социализму и советскую модель со всеми ее деформациями.

Коммунисты, которые и ранее нетерпимо относились к сво­им партнерам по национальным фронтам, в 1947 г. начинают целенаправленно вытеснять их из властных структур и полити­ческой жизни. Стандартными стали обвинения в шпионаже, за­говорщицкой деятельности. Преследованиям подвергались как буржуазные, так и мелкобуржуазные, крестьянские партии. Во всех странах прошли громкие судебные процессы над руководи­телями партий и движений, не разделявших концепцию форси­рованного перехода к социализму. В результате многопартийность, коалиционность власти приобрела формальный характер или исчезла вообще. В сфере экономики коммунистические власти приняли законы о национализации и ликвидировали собствен­ность не только средней, но и большей части мелкой буржуа­зии, устранили буржуазию как класс.

В целом 1947 г. привел к установлению в странах Централь­ной и Юго-Восточной Европы новых экономических и поли­тических структур. Буржуазные и мелкобуржуазные союзники компартий по национальным фронтам были вытеснены на вто­рой план или ликвидированы. В органах власти стали домини­ровать представители коммунистических и социалистических партий. В экономике преобладающим и господствующим стал государственный сектор.

Считается, что хронологически завершением этапа народ­но-демократических преобразований в регионе явился полити­ческий кризис в Чехословакии (февраль 1948 г.). Здесь резко обострились противоречия между коммунистами, которых возглавлял премьер-министр К.Готвальд, и антисоциалисти­ческими силами, которые в определенной мере представлял президент Чехословакии Э.Бенеш. В ответ на требование КПЧ национализировать внешнюю и оптовую торговлю, средние предприятия буржуазные партии при поддержке социал-демок­ратов попытались сменить кабинет министров, создав прави­тельственный кризис (12 министров из 26 подали в отставку). Коммунисты отказались пойти на этот шаг, организовали мас­совые митинги в Праге и других городах, создали отряды на­родной милиции. Армия не вмешивалась в события, а органы

безопасности арестовали ряд лидеров оппозиции «за подго­товку вооруженного мятежа». 25 февраля 1948 г. президент Бе-неш был вынужден принять отставку «мятежных» министров, хотя оппозиция надеялась на смену всего кабинета, и согла­ситься на занятие освободившихся постов коммунистами и их союзниками.

Таким образом, в 1947-1948 г. во всех странах региона устанавливается полная монополия коммунистических партий на власть.

В ряде стран (Югославия, Венгрия, Румыния, Албания) она существовала в виде однопартийных режимов, а в других (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария) была замаскирована сохранением многопартийных систем. Самостоятельность ос­тавшихся в этих странах партий была весьма относительной, они признавали руководящую роль компартий и не пытались бороться с ними за власть. Национальные фронты утратили реальный политический вес, превратились в ширму однопар-тийности. Так, главной задачей Отечественного фронта в Бол­гарии было объявлено «воспитание болгарского народа в духе идей социализма».

Переход стран к строительству социализма был централи­зованным. Фактически он осуществлялся по команде Москвы, передаваемой через специально созданное Информбюро. Фор­мально же он представлял собой волеизъявление большинства народа, выраженное в установках съездов руководящих комму­нистических партий 1948-1949 г.

Так был начат поворот к созданию в этих странах тотали­тарных систем по советскому образцу. Переход к полному отка­зу от учета какой-либо национальной специфики завершился в связи с конфликтом между СССР и компартией Югославии.

Советско-югославский конфликт 1948 г. С одной стороны, в первые послевоенные годы между СССР и Югославией разви­валось теснейшее сотрудничество. Руководство КПЮ образцом с самого начала считало опыт Советского Союза. Конституция Югославии (январь 1946 г. базировалась на государственно-пра­вовых нормах советской Конституции 1936 г.). Югославская фе­дерация копировала устройство СССР. В 1947 г. был принят пер­вый пятилетний план, который ориентировал на построение основ социализма. Имели место самые высокие в регионе темпы национализации. С другой стороны, складывались предпосылки для ухудшения советско-югославских отношений. Во-первых, формирование и усиление культа личности И.Броз Тито, что не

Наши рекомендации