Организация работы Совета ЕС, его полномочия.

Это орган, работающий на непостоянной основе. Форма работы Совета, таким образом — сессионная. Совет созы­вает на сессии Председатель, как правило, по собственной инициати­ве. Фиксированная периодичность для проведения сессий Совета не установлена. В среднем в течение года проходит примерно 100 сессий Совета, причем разные его «формации» могут заседать в одно и то же время.Сессия Совета включает одно или несколько заседаний и заверша­ется, как правило, в течение дня. В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация в составе компетентного министра (член Совета) и сопровождающих его лиц (эксперты, а иногда и дру­гие министры).

С правом совещательного голоса в заседаниях Совета, как прави­ло, принимают участие также представители Комиссии, а в некоторых случаях и ЕЦБ.

Что касается механизма принятия решений, долгое время принцип единогласия был основным(т.е. все должны быть «за»). На практике вместо принципа единогласия традиционно используется консенсус — про­цедура принятия решений без голосования при отсутствии заявлен­ных возражений (т.е. никто не против).

Право вето отсутствует, когда Совет принимает решение большин­ством голосов. Учредительные договоры предусматривают два вида мажоритарного голосования: простое большинство и квалифициро­ванное.

Для принятия решения простым большинством в Совете необходи­мо, чтобы его поддержали свыше половины от общего числа членов, т.е. 8 из 15. Простое большинство, таким образом, выступает как аб­солютное большинство от общего состава Совета.

Квалифицированное большинство является наиболее сложным и, одновременно, самым гибким способом принятия решений в Совете. Оно учитывает не только позиции государств-членов, но, хотя и кос­венно, также граждан Европейского Союза. Этим оно отличается и от единогласия, и от простого большинства. ДФЕС значительно расширяет сферу применения данного принципа.

«Новое» квалифицированное большинство, предусмотренное ДФЕС, предполагает выполнение двух основных условий (ст.16 ДЕС):

Поддержка проекта решения со стороны не менее 55% членов Европейского совета

Государства, представителями которых являются проголосовавшие «за» члены Европейского совета, должна насчитывать, как минимум, 65% населения Европейского Союза в целом.

Полномочия Совета ЕС

Законодательные полномочия.— полномочия осуществлять правовое регулирование общественных отношений по­средством издания нормативных актов.

Бюджетные полномочия.— полномочия утверждать роспись доходов и расходов в форме докумен­та под названием «общий бюджет Европейского Союза».

Контрольные полномочия. Подобно законодательным органам в го­сударствах Совет осуществляет контроль за тем, как выполняются принятые им нормативные акты и другие решения «правительством» ЕС — Комиссией.

Б. Полномочия в сфере исполнительной власти

Договор о ЕС сохраняет за Советом возможность оставлять за собой право принятия «мер по исполнению» законодательных актов Сообщества. На практике эта возможность используется довольно редко: «меры по исполнению», как правило, издает Комиссия, а Совет осуществляет контроль за ней.

Совет ежегодно утверждает «общие ориентиры экономической политики», и за их соблюдением государствами-членами Совет осуществляет кон­троль.

По некоторым вопросам Совет наделен также распорядительными полномочиями, в том числе правом применять санкции к государст­вам-членам.

В. Полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц Европейского Союза

Отдельную группу полномочий Совета образует право формиро­вать состав других институтов и органов Европейского Союза, а имен­но, Европейскую счетную палату, Экономический и социальный ко­митет, Комитет регионов и некоторые другие органы.

Ниицкий договор также наделил Совет правом учреждать судеб­ные органы ЕС специальной юрисдикции — «судебные палаты» — и назначать их членов.

Г. Внешнеполитические полномочия

Наиболее важным полномочием Совета является заключение меж­дународных договоров от имени Европейских сообществ или всего Союза. Данные полномочия Совет осуществляет в рамках всех трех опор, однако важнейшие соглашения ЕС нуждаются сейчас в утверж­дении Европарламентом.

К полномочиям Совета относится также издание специальных внешнеполитических актов Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности: общих позиций, общих акций, а также реше­ний.

80.Комитет постоянных представителей (Согерег). Комитет постоян­ных представителей — это вспомогательный орган Совета, включаю­щий руководителей официальных представительств государств-чле­нов при Европейских сообществах (обычно в ранге послов) или их заместителей.

Главная задача Согерег — рассматривать в предварительном по­рядке проекты решений1, подлежащие принятию Советом2. Большин­ство законопроектов рассматриваются в Согерег на уровне заместите­лей постоянных представителей. Комитет в данной «формации» называют Coreper-I. Он подотчетен отраслевому Совету.

Для обсуждения общеполитических вопросов собирается Согерег-П, Членами которого выступают уже сами главы представительств. Доку­менты этой «формации» Комитета поступают в Совет по общим вопро­сам.

Наконец, в рамках второй и третьей опор часть функций Согерег выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятель­ными от него: Политический комитет в составе политических директоров от каждого государства-члена (действует в рамках ОВПБ) и Ко­ординационный комитет, который участвует в подготовке решений по вопросам третьей опоры (СПСО).

Как видно, с помощью Согерег и его «дублеров» в значительной мере компенсируется недостаток Совета, обусловленный тем, что дан­ный институт не может в основном составе работать постоянно. Комитет вы­ступает как «фильтр» для Совета: часто он фактически принимает ре­шения за Совет, хотя окончательное решение остается у последнего. Как гласит внутренний регламент Совета

Если в ходе обсуждения проекта в Комитете все его члены пришли к общему согласию (консенсусу) относительно проекта регламента, ди­рективы и т.д., то Совет, как правило, уже не обсуждает документа, а автоматически принимает его.

Соответственно повестка дня Совета подразделяется на две части. Часть А — документы, одобренные Комитетом постоянных предста­вителей. Совет по общему правилу принимает их без обсуждения1. Ос­тальные вопросы, где согласие на уровне Согерег не удалось достичь, заносятся в часть В повестки Совета. В данном случае дискуссии переносятся уже на уровень национальных министров.

Подавляющее большинство вопросов, обсуждаемых Советом (свыше 90%), — вопросы части А его повестки дня. Это значит, что основная часть законодательства, исходящего от Совета Европейского Союза, является результатом усилий не столько министров, сколько членов Комитета постоянных представителей, а также рабочих групп.

Судебная система ЕС

Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.

Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :

1) Суд ЕС;

2) Суд первой инстанции (СПИ);

3) специализированные судебные палаты.

В соответствии с ЛД, Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .

Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.

СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).

ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).

Более четко структурирует судебную систему ЛД. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :

1) Суд ЕС; 2) Трибунал общей юрисдикции; 3) специализированныетрибуналы, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.

Решения специализированных трибуналов могут быть обжалованы в Трибунал первой инстанции, а решения последнегов Суд ЕС. Решения Суда являются безусловно обязательными для исполнения всеми государствами, институтами, гражданами и юр.лицами ЕС. Обжалованию они не подлежат.

Подвдомственность, т.е. круг дел,отнесённых учредительными документами Союза к юрисдикции его судов, как правило имеет исключительный характер,т.е. подобные дела не выноятся на рассмотрение других органов.

Одновременно ЛД вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.

Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами,

действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государств – членов.

Наши рекомендации