Развитие политического конфликта
Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя после скрытого от широкой общественности периода постепенного обострения противоречий, его порождающих. Происходит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препятствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стремление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни вызывает напряженность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает конфликтную ситуацию.
В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели
бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, используя средства массовой информации, стремятся воздействовать на общественное мнение, склонить его на свою сторону. Предпринимаются действия, направленные на привлечение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии развития конфликта проявляются его основные черты.
Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, границы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, условия развития национальной культуры. Борьба может развернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.
Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на поддержку каких социальных групп они опираются. Выясняется, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченности в конфликт масс.
В-третьих, становится все заметнее растущая напряженность в отношениях между участниками конфликта. Раздаются угрозы, выражается намерение нанести ущерб противникам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыполнение которых влечет за собой применение санкций (например, в международном конфликте это могут быть экономические, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.
Происходит эскалация (от англ. escalation — восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По мере развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К противникам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического поведения. Применяется насилие, происходит нанесение прямого физического ущерба.
В тех случаях, когда одной из сторон является государственная власть, борьба ее противников грозит принять наиболее опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического поведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из
самых опасных вариантов развития конфликта. Его характерная черта — слепые, бессознательные действия, приносящие беды и страдания значительной части населения.
В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и организованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа являются либо офицеры, либо нелегальные организации, ведущие за собой вооруженные формирования.
Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической революции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.
Использование методов вооруженной борьбы обеими сторонами иногда приводит к гражданской войне в стране. Характерными чертами гражданской войны являются непримиримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.
Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.
Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наиболее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разрушительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план другими, более значительными и острыми конфликтами. Но полагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов.
\ «Только время улаживает конфликты, но ему необхо-
ДИМО ПОМОЧЬ».
I У. Зартман, американский ученый
На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубоко изучать причины напряженности, своевременно принимать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфликта. Эти меры направлены на предупреждение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.
Конфликт может закончиться сам собой, без участия третьей стороны, если объект конфликта потерял былое значение; если обнаружилось явное превосходство одной из сторон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Стремясь предотвратить массовое гражданское неповиновение или подавить восстание, государство использует полицию и армию, осуществляя тем самым принуждение в отношении противостоящих сил.
Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик. Тупиковая ситуация может возникнуть в условиях, когда каждый участник блокирует действия другого, но изменить его позицию не в состоянии. В этом случае конфликт затягивается на долгое время в тлеющем состоянии, угрожая новыми вспышками.
В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно не только учитывать причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, готовность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.
В процессе регулирования конфликта между борющимися сторонами организуются переговоры, результатом которых может быть компромисс — разумный способ разрешения конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов уступок, на которые может пойти каждая из сторон, их готовность в какой-то степени отступить от первоначальных требований.
Переговоры — это совместное обсуждение конфликтующими сторонами спорных вопросов с целью достижения согласия.
«Если речь идет о мире, нужно говорить даже с самим |
дьяволом». ;
Э. Эррио, французский государственный деятель }
Переговоры являются своеобразным продолжением конфликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести переговоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосходство над противником, чтобы добиться односторонней победы. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается частичное разрешение.
Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетворению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.
Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник — это третий независимый участник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная сохранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюдения правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.
В зависимости от полноты разрешения противоречия участниками конфликта возможны три типа соглашения между ними.
Первый тип — соглашение о перемирии — означает прекращение на определенное время вооруженных столкновений (если конфликт достиг вооруженной стадии). Перемирие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.
Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта — соглашение (второй тип), при котором происходит увязка интересов сторон и снижение остроты противоречий (но не их снятие).
Третий тип — соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т. е. ликвидация конфликта. Разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, исключило вероятность возобновления разногласий.
В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой применения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отличие от посредников, арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу. ШШ Основные понятия:политический конфликт. И Термины:переговоры, компромисс, арбитраж.
Проверьте себя
1) Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфликты в политической жизни общества? 2) Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта? 3) Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта. 4) Каковы пути предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов? 5) В чем заключается роль переговоров? роль посредничества? роль арбитража?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Русский философ Н. Ф. Федоров (1828—1903) писал:
«В том и состоит унижение, что не закон человечности
человек распространяет на животных, а себе усвояет животный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с проблемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?
2. Приведите примеры межличностного конфликта, кон
фликта социальных групп, конфликта политических орга
низаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.
3. Какой политический конфликт описан в вашем учеб
нике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на
такие внутриполитические события в России, как револю
ции 1905—1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, полити
ческие события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на меж
дународные события: Первую и Вторую мировые войны,
Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору.
Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения
теории политического конфликта, представленной в данном
параграфе: выявите его причины, состав участников, разви
тие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь
общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным
источникам.
4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард
сказал: «Компромисс — это искусство разделить пирог так,
чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался
ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в по
литическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Пояс
ните его на примере.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога (XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.
[...] Переговоры, т. е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей стороны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность
этого образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых (в частности, международных) конфликтах. 4. В случае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.
Этот метод может иногда быть необходим (для сохранения формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.
Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирования воздействуют на насильственность конфликтов. Регулируемый конфликт является в известной степени смягченным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. — 1994. — № 5. — С. 146—147.
1111 Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитража от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассматривается как форма, находящаяся на границе между регулированием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?
§ 27. Политический процесс
Вспомните:
политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?
В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели характеристики и основные особенности различных политических систем и политических режимов. Вместе с тем понимание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического процесса.
В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют политический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно-функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический процесс».