Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны
Война стала огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений. С началом её резко сократилось ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшалась её сеть. Лозунг "Всё для фронта! Всё для Победы" коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали. Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в целях между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки. Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжёлого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работки организовали работникам тыла встречи с фронтовиками. Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, "листовки-молнии" и "боевые листовки" об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных, и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства. В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводились беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору тёплых вещей для солдат, устраивали вечера, на женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки. Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность- были созданы "фронтовые бригады", мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространёнными видами художественной были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм - сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах.
В 1943-1944 годах был проведён Всероссийский смотр сельской художественной, самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни ("Катюша", "Землянка") и частушки. В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприёмником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности.
За годы войны уничтожены 427 музеев, 44 тысяч зданий культурно-досуговых учреждений, пострадали книжные фонды библиотек. Русская культура выдержала испытание войной.