Судебная реформа 1922 года;

В октябре 1922 года было принято Положение о Судоустройстве РСФСР, которая вводилось в действие на всей территории РСФСР с первого января 1923 года. По этому положению была устанорвлена единаяя судебная система: Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, народный суд в составе постоянного народного судьи; Губернский суд, Верховный суд РСФСР и его коллегии.

С этой системой действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы; Трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при Совете труда и обороны (СТО) и Губернские экономические совещания.

Верховный суд РСФСР включал президиум, Пленум и 7 коллегий: по уголовным и гражданским делам, две кассационные, военную, военно-транспортная и дисциплинарная. Состав ВС избирался ВЦИКом. Верховный суд был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной для губернских судов и первой инстанцией по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губернскими исполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

В конце 1924 года были приняты основы судоустройства союза СССР и союзных республик. Это уже первый общесоюзный закон. Ленин хотел к 5-летию Советской власти разработать Советское законодательство, но в 1924 году его не стало. Идею продолжал Брежнев.

На судебные органы возлагались задачи защитить завоевания пролетарской революции, рабочей крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся. Укрепление трудовой дисциплины, правовое воспитание и ряд других задач.

Положение о судоустройстве 1922 года извенило систему революционных трибуналов.

Были упразднены общие революционные трибуналы, сократилось количество военно-транспортных трибуналов ,сохранялись военные трибуналы фронтов, округов ,корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры наркомата юстиции.

Деятельность народных заседателей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

Реформы правоохранительных органов.

Функции осуществлялись на общественных началах до этого.

Мая 1922 года( ДЕнь прокуратуры) ВЦИК утвердил Положение о Прокурорском надзоре в соответствии с которым на прокуратуры возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частых организаций и частных лиц; Непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием за деятельностью органов ГПУ; Поддержка обвинения в суде; Наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ВЦИК-ом этих республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику прокурора республики.

Прокуроры республики предоставлялось право входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств. Опротестовывать их решения в СНК и президиуме ВЦИК. Руководить деятельностью прокурора на местах.

В конце 1921 года было принято решение о реорганизации ВЧК. На основе решения съезда Советов была упразднена ВЧК и ее местные органы.

Наши рекомендации