Международный механизм защиты прав и свобод человека ООН
73. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь: понятие, принципы, виды единиц.
Государство возникает и существует, если есть территория, часть земного шара, где народ реализует всю полноту и верховенство своей власти. Чем больше по территории государство, тем объективно более сложным является территориальное устройство.
Государство — власть — территория — народ — это важнейший слой отношений. Отчуждение территории должно зависеть от воли народа. Понятие
административно-территориального устройства
Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь является территория Республики Беларусь (ст. 9). Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно ст. 112 Избирательного кодекса, вопросы, которые могут вызвать нарушения территориальной целостности Республики Беларусь, не могут быть вынесены на референдум. В ст. 9 Основного Закона предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Обычно любое государство имеет административно-территориальное устройство. Разумное деление территории страны позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражда нам доступность местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления.
Административно-территориальное устройство белорусского государства — это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Законодательство об административно-территориальном устройстве
В целях решения вопросов административно-территориального устройства, дальнейшего развития конституционных норм территориальной организации нашего государства издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе: Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, Порядок наименования и переименования предприятий, учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров Республики Беларусь.
Принципы административно-территориального устройства
Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» определе ны основные принципы административно-территориального деления. Это следующие принципы:
• единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
• сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
• сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
• осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
• равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
• включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
• примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
• многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
• гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.
. Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси. Их отличие от территориальных единиц
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы Согласно Закону Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», к административно-территориальным единицам относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.
Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.
Законом предусмотрено, что административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой.
Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь. В Законе дано определение населенных пунктов. Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющее необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.
Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.
Наряду с административно-территориальными единицами предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь.
Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и др.).
Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации территориальных единиц определяется Законом от 5 мая 1998 г. и иными актами законодательства Республики Беларусь.
В Республике Беларусь ведется учет и регистрация административно-территориальных единиц.