Человек, индивид, личность

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как си­нонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек — это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом яв­ляется любой из нас. Каждый человек от рождения наделен осо­быми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфи­ческие черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однознач­ного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обла­дающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему со­циальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения соци­альных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в ка­честве члена общества. Важнейшим качеством личности выступа­ет социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной ак­тивности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в про­цессе воспитания, образования, общения и практической дея­тельности. Одни люди от природы активны, энергичны и дея­тельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих со­циальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности свя­зывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятель­ности. В этом случае активность может быть выражена в конкрет­ных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают резуль­таты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно свя­зано понятие «социальный субъект» — человек, способный к ак­тивной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как норматив­ная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личнос­ти, в наибольшей степени отражающий особенности данной куль­туры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функцио­нирования данной группы. Так, в университете существуют пред­ставления о том, каким должен быть студент, в армии — воен­нослужащий, на заводе — рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность — это человек, привер­женный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распрост­раненный па данной территории и в данный момент времени. Мо­дальная личность отражает реальное положение человека в обще­стве. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может су­ществовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к ис­полнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой ус­ловий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни полу­чает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней соци­альной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуве­ренность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо соци­альной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие фак­торы. В первую очередь это наследственность.От родителей чело­век получает набор индивидуальных свойств внешности, здо­ровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большин­стве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основ­ных они могут выступать тогда, когда человек существенно отли­чается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание - процесс целенаправленного воздействия на человека для форми­рования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориенти­руется или которые ориентируются на него. Выделяют макросред}' (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и об­щество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые фор­мируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, на­зываются социальными.

Социальные отношения— это устойчивая система связей инди­видов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельно­сти он должен учитывать интересы других людей. Так, для дости­жения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необ­ходимо уметь построить правильные отношения и с начальника­ми, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень(взаимодействие людей посредством различ­ных социальных групп) и психологический уровень(непосредствен­но межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда, несмотря на благоприятные условия, процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирова­ния личности необходимо стремление человека к самосовершенство­ванию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться, только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способно­стичеловека. Способностями называют индивидуально-психичес­кие качества человека, которые позволяют ему успешно приобре­тать знания, умения и навыки. Чем шире крут интересов челове­ка, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом.Способ­ность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Раз­витие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантли­вого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называ­ем гением.Все гениальные люди, оставившие свой след в исто­рии, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Лич­ность — это результат становления индивида, развития его спо­собностей, накопления опыта. Личность характеризуется разви­тым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением при­нимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способно­стью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходите ходе социализации. Соци­ализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и поколения социального опыта.Процесс со­циализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возраст­ные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные гра­ницы этих этапов довольно размыты. Тем не менее, существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет на­чальную социализацию, период зрелости и старости — продолжен­ную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продол­женной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — при­витие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспи­тания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во вто­ром — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая ро­дителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформи­ровать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответ­ствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответствен­ность и самоконтроль со стороны родителей. Но воспитание не заканчивается с взрослением человека. Про­цесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняет­ся только его направленность. Если в детстве человека воспитыва­ли окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс назы­вается самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение уси­лий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, со­стоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности? Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со­ стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийною воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само­воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова,

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, пото­му что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает науч­ные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, создан­ные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей - идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо­жественных произведений. Духовно-практическая деятельность свя­зана с сохранением, воспроизведением и распространением со­зданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство.В отличие от материального произ­водства, создающего материальные предметы, духовное произ­водство направлено на достижение результатов умственной дея­тельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время резуль­таты духовного производства часто преобразуются в объекты ма­териального мира (например, создание на основе научных иссле­дований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные га­лереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем но­вые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.

Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исче­зают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­жание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные за­просы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой — эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то — в кино.

Исследования показали, что уровень образования и обшей куль­туры человека, непосредственно влияет на потребление им духов­ных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образо­вания, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­ство проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого по­тенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека — мировоззре­ние— совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде­ляющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфичес­кие проблемы, особые способы их решения, определенную сис­тему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоз­зрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня зна­ний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечива­ющим целостность общества. Посредством мировоззрения обще­ственное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме класси­фикации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов миро­воззрения — обыденное, мифологическое, религиозное, философ-скос, научное.

Обыденное мировоззрениеформируется в процессе личной прак­тической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение скла­дывается стихийно, основываясь па непосредственном жизнен­ном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что

оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное мировоз­зрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрениесуществовало у многих народов на заре развития человечества. Миф — это сказание, которое сим­волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веровании.Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобыт­ные люди, не имея возможности объяснить многие явления при­роды, изображали мир населенным фантастическими существа­ми, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержа­лись предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколе­ния в поколение, обрастало новыми подробностями как вымыш­ленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней фор­мой духовной культуры человечества, объединяющей в себе за­чатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обосо­бились и получили самостоятельное существование. Мифологи­ческое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяс­нения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, доб­рых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Биб­лия в христианстве. Коран в исламе и т.д. В религиозных постула­тах уже содержатся взгляды па мир, его происхождение, на пред­назначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связыва­ется спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас — их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрениедает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вы­теснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рацио­нальное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограни­ченность обыденного сознания. Появление философского миро­воззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяс­нить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философское ми­ровоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рас­сматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение — это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем раз­витии опиралось па достижения науки. Оно включает в себя науч­ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечело­веческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же на­учное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружа­ющей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и не­значительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож­но назвать духовным, а какого — нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак­тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате­риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?

Наши рекомендации