Экономическая и культурная работа мид россии и его загранпредставительств

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ— область дипломатической деятельности, связанная с использова­нием экономики в качестве объекта и средства соперни­чества и сотрудничества в международных отношениях.

КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ— область диплома­тической деятельности, связанная с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения осно­вополагающих целей внешней политики государства, со­здания благоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов.

Глобализация процессов, происходящих в экономике и куль­турной жизни государств, составляющих мировое сообщество, вы­двигает новые требования к проведению их экономической и культурной политики на международной арене. Соответственно повсеместно возрастает роль экономической и культурной состав­ляющих современной дипломатии. Не может себе позволить ос­таться в стороне от этих процессов и Россия. Не случайно «Кон­цепции внешней политики России» в качестве приоритетных целей российской дипломатии и дипломатической службы указы­вают следующие:

— создание благоприятных внешних условий для поступатель­ного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, широкого включения России в систему мирохо­зяйственных связей и получения максимального эффекта от ее участия в международном разделении труда;

— содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах[182].

Реализовать эти задачи и призвана экономическая диплома­тия— специфическая область дипломатической деятельности, связанная с использованием экономики в качестве объекта и средства соперничества и сотрудничества в международных от­ношениях.

Экономическая дипломатия

Защита и продвижение экономических интересов являются важнейшими компонентами внешнеполитического курса в обеспе­чении национальных интересов любого государства. В первую оче­редь, это относится к крупным странам с наиболее развитыми и интегрированными в мировой рынок экономиками. Не секрет, что именно экономические факторы оказывают наиболее серьезное влияние на формирование внешнеполитической стратегии. Она, как правило, нацелена на поиск новых и расширение уже имею­щихся рынков для национального производства, обеспечение его энергетическими ресурсами и сырьем, расширение сфер инвести­ций при одновременном привлечении зарубежных инвесторов. Набор этих задач, точно также как и их приоритетность, варьиру­ются в зависимости от конкретных экономических условий каж­дой страны. Для России, чья экономика находится в стадии транс­формации в рыночную, экономическая дипломатия приобретает особое значение и включает в себя решение следующих задач:

— сведение к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспече­ния экономической безопасности страны;

— формирование справедливой международной торговой сис­темы при полноправном участии РФ в международных экономи­ческих организациях;

— расширение отечественного экспорта и рационализация им­порта в страну, содействие российскому предпринимательству за рубежом, противодействие дискриминации отечественных произ­водителей и экспортеров, обеспечение соблюдения отечественны­ми субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций;

— содействие привлечению иностранных инвестиций в реаль­ный сектор и приоритетные сферы российской экономики;

— сохранение и оптимальное использование российской собст­венности за рубежом;

— обслуживание российского внешнего долга в соответствии с реальными возможностями страны, максимальный возврат средств в счет кредитов иностранным государствам;

— формирование комплексной системы российского законода­тельства и международной договорно-правовой базы в экономи­ческой сфере.

В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации ключевая роль во внешнеполитичес­ком обеспечении экономических интересов России принадлежит российскому Министерству иностранных дел и его дипломатичес­ким представительствам за рубежом. МИД является координато­ром международной деятельности всех российских федеральных министерств и ведомств, поэтому вопрос внешнеэкономической работы лежит прежде всего в его компетенции.

Весь блок экономической проблематики в Центральном аппа­рате Министерства иностранных дел курирует заместитель мини­стра по экономике. В его распоряжении находится ряд подразде­лений:

— Департамент экономического сотрудничества (ДЭС). Депар­тамент отслеживает основные тенденции развития валютно-финансовой системы, поддерживает связи с международными орга­низациями (МВФ, МБРР, АТЭС, ОЭСР);

— Департамент международных организаций (ДМО) отвечает за формирование наших позиций и осуществление контактов с со­циально-экономическим блоком системы ООН;

— Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС) коор­динирует наше взаимодействие с ЕС;

— Первый департамент стран СНГ (1 ДСНГ) реализует эконо­мическую интеграцию Содружества;

— Департамент по связям с субъектами Федерации осущест­вляет содействие МИД внешнеэкономическим связям регионов.

Кроме того, все региональные департаменты ведут экономичес­кую работу по конкретным двусторонним направлениям.

При замещении должностей экономического профиля во всех вышеназванных подразделениях Департамент кадров отдает пред­почтение специалистам, имеющим специальное экономическое образование. Поощряется повышение их профессионального по­тенциала в этой области знаний. Для этого указанные сотрудники направляются на месячные курсы повышения квалификации в Дипломатическую академию, приветствуется защита ими диссерта­ций по экономическим наукам с присвоением ученых степеней. Ставится задача, чтобы соискатели на вакантные должности в де­партаментах с экономической направленностью, и прежде всего в ДЭС, имели опыт реальной экономической работы, в т.ч. и в дру­гих федеральных ведомствах и учреждениях.

Однако на деле такие установки осуществляются непросто, с большим трудом. Пока не найдены оптимальные формы привлече­ния на работу в МИД специалистов, отвечающих перечисленным выше требованиям.

Продемонстрируем вышесказанное на опыте Департамента Се­верной Америки. В структуре департамента предусмотрена долж­ность заместителя директора, курирующего экономические вопро­сы.

Это дипломатический служащий, занимающий главную долж­ность дипломатической службы, имеющий достаточный опыт практической работы в экономических структурах посольств США или Канады, прошедший школу руководителя загранучреждения. Имеется в департаменте и специальный Отдел экономического со­трудничества, в котором заняты сотрудники с экономическим об­разованием и специализирующиеся на вопросах двусторонней тор­говли. Они обеспечивают сотрудничество и координацию деятель­ности с аналогичными подразделениями Минэкономразвития и торговли России, посольствами США и Канады. Не говоря уже о взаимодействии с объединениями российских деловых кругов, прежде всего Российским союзом промышленников и предприни­мателей и Российско-американским советом делового сотрудниче­ства.

Такая структура и достаточно квалифицированный кадровый состав позволяют добиться того, чтобы каждое решение, каждая рекомендация департамента были грамотными, помогали защи­щать интересы российских экспортеров, более предметно учиты­вать эти интересы в переговорах с партнерами стран Северной Америки.

Координация внешнеэкономической деятельности российского государства, создание благоприятной атмосферы для российского бизнеса за рубежом, рекомендации по подбору партнеров и т.д. — функция для Министерства иностранных дел России достаточно новая, хотя в мире уже давно сложилась практика, когда именно внешнеполитическое ведомство берет на себя активную роль по продвижению экономических интересов конкретных националь­ных компаний. Для реализации этих задач на базе МИД России создана служба внешнеэкономической информации (ранее эти функции выполнял научно-исследовательский конъюнктурный институт — НИКИ — при Министерстве внешней торговли), при­званная обеспечить российский бизнес всеобъемлющей информа­цией экономического характера. Банк данных этой службы посто­янно пополняется и обновляется за счет информационных пото­ков, поступающих из российских загранпредставительств — уни­кального органа по сбору информации за рубежом. Формирование такого банка данных происходит по запросам Центра в случае воз­никновения здесь ситуаций, требующих специальной информации из конкретных посольств, а также по инициативе самих загран­представительств, когда они получают сведения, которые, по их мнению, будут непременно востребованы отечественным бизне­сом.

Экономическая деятельность МИД также заключается в ини­циативной разработке концепций и программ развития взаимодей­ствия с различными регионами мира и региональными междуна­родными форумами и организациями. Таковыми являются Страте­гия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.), Стратегия по Каспию, концепции сотрудничества России с АТЭС и ЧЭС, многосторонние соглашения о взаимоотношениях с Андским Со­обществом, Меркосуром и др.

Развивается диалог по линии «МИД — российский бизнес». Установлены регулярные контакты министерства с Координацион­ным советом отечественных товаропроизводителей, Российским союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями производителей изделий черной металлургии, нефти, минеральных удобрений, грузоперевозчиков, рыбопромысловиков и т.д. Им предоставляется целевая зарубежная информация, возможность выхода на контакты с аналогичными зарубежными структурами. Успешно функционируют в качестве формы совместного продви­жения российских интересов за рубежом «деловые советы» рос­сийских компаний, работающих на определенных региональных рынках (АТЭС, ЕС, США, АСЕАН, Латинская Америка и др.).

Часть из них организационно базируется на аппарате МИД, часть подключена к межправительственным комиссиям. Так, на­пример, Деловой клуб АТЭС командирует своих представителей на мероприятия, приуроченные к саммитам этого форума. Круг­лый стол бизнеса Россия—ЕС действует на правах рабочего органа сотрудничества России с Евросоюзом. Российско-американский совет делового сотрудничества, объединяющий отечественные го­сударственные и частные предприятия, заинтересованные в освое­нии американского рынка, имеет консультативный статус при Правительстве РФ. Одновременно Совет тесно сотрудничает с МИД России и другими федеральными ведомствами, обеспечивая их содействие российским проектам в США, продвигаемым дело­выми кругами нашей страны.

В аналогичном ключе организована совместная работа МИД и отечественного бизнеса на асеановском и латиноамериканском на­правлениях.

В соответствии с экономическими задачами Министерства иностранных дел строят свою работу и все дипломатические пред­ставительства России за границей: посольства, консульства, торг­предства, миссии. В частности, в функции посольства согласно Положению о Посольстве Российской Федерации входит:

а) обеспечение дипломатическими средствами развития со­трудничества Российской Федерации с государством пребывания в торгово-экономической области;

б) оказание содействия представителям российского бизнеса в установлении контактов в министерствах, ведомствах, учреждени­ях и с деловыми кругами страны пребывания;

в) сбор информации об экономике, состоянии финансовой системы, законодательстве, торгово-экономических связях, конъ­юнктуре внутреннего рынка страны пребывания и т.д.;

г) ориентация российского бизнеса в отношении потенциаль­ных партнеров, выгодного вложения отечественного капитала и др. Один из важнейших способов налаживания связей с ними — обеспечение их информацией о российских предприятиях, инвес­тиционном климате и экономической системе в целом в нашей стране.

Каждое посольство в силу своих реальных возможностей реша­ет перечисленные задачи.

Основополагающей предпосылкой развития торговли и станов­ления экономического сотрудничества страны является формиро­вание договорно-правовой базы и, прежде всего, заключение двух главных соглашений, стимулирующих партнеров на долгосрочную перспективу: об избежании двойного налогообложения и взаимной защите инвестиций.

В задачу посольств входит поддержание регулярных контактов с такими ведомствами, (прежде всего с министерствами экономи­ки, торговли, финансов, энергетики), которые имеют аналоги в Российской Федерации. В крупных странах указанные российские федеральные ведомства имеют в составе соответствующих россий­ских посольств своих специальных представителей.

Совместно с государственными учреждениями, а также пред­принимательскими структурами, например, Торгово-промыш­ленной палатой, загранпредставительства России организуют специализированные деловые форумы, семинары, конференции и даже выставки, которые содействуют расширению двусторон­них экономических связей. Тематика таких мероприятий самая разнообразная: от достаточно общей, как, например, «Перспек­тивы привлечения иностранных инвестиций в Российской Фе­дерации», до узкоспециализированной, такой как «Опыт приме­нения соглашения о разделе продукции на Сахалинских нефтя­ных месторождениях». На загранпредставительство при их орга­низации возлагается миссия оказания содействия в подборе со­става участников мероприятия и решения организационных во­просов. Материально-финансовой и непосредственно коммерчес­кой стороной подобного рода мероприятий сотрудники загран­представительства не занимаются.

Значительно увеличатся возможности наших посольств в ино­странных государствах по мере преобразования торговых предста­вительств России, утративших свое значение в условиях рыночной экономики, в торгово-экономические отделы посольств[183]. Их со­трудники по распоряжению Посла могут осуществлять «диплома­тическое сопровождение» и лоббирование конкретных проектов и сделок, проводимых отдельными российскими компаниями. Глав­ное, чтобы это сопровождение осуществлялось в формах, совмес­тимых с положениями Венской конвенции 1961 г. о дипломати­ческих сношениях. Причем в их деятельности недопустима пре­имущественная защита интересов какого-то одного отечественного предприятия в ущерб другим.

Торгово-экономические отделы посольств обеспечивают работу межправительственных комиссий по двустороннему сотрудничест­ву, вырабатывают рекомендации о целесообразности их проведе­ния и наполнении повестки дня. Возглавляет отдел советник по­сольства, руководит и контролирует его деятельность посол.

Показателен в этом смысле опыт работы Посольства Россий­ской Федерации в Вашингтоне. В тесном взаимодействии с Тогрпредством РФ экономическая группа Посольства, которую воз­главляет старший советник в ранге чрезвычайного и полномочного посланника II-го класса, установила тесные контакты с ведомства­ми США, контролирующими вопросы доступа на американский рынок. Благодаря настойчивости Посольства, США заявили о своей готовности поддержать представление России статуса страны с рыночной экономикой, что автоматически снимает целый ряд препятствий для российской экспортной продукции. Специалиста­ми Посольства большая работа проводится по отмене, так называ­емых, антидемпинговых мер в отношении российской стали, тита­на и другой продукции.

Установлены тесные связи Посольства с объединениями рос­сийского бизнеса, в том числе и с Союзом экспортеров металлур­гической продукции, Союзом страховщиков, Ассоциацией россий­ских банков и др. Показательна помощь посольства в обеспечении получения Тюменской нефтяной кампанией кредита Экспортно-импортного банка США.

В структуре посольств ведущих развитых государств, таких как Великобритания, США, Франция, Япония также существует тор­гово-экономический отдел со схожими функциями, нацеленными в соответствии с традициями и сложившейся практикой на защиту интересов «национальных торговцев». Он, как правило, комплек­туется из сотрудников внешнеполитического ведомства и минис­терства торговли. В тех странах, где это имеет смысл, в штатное расписание посольств вводятся должности советников-посланни­ков по экономическим вопросам.

Глобализация мировой экономики выдвигает перед российской экономической дипломатией и дипломатической службой новые задачи, требует их активизации на всех направлениях международ­ного экономического как сотрудничества, так и конкурентного противостояния. Нельзя не учитывать и снижение роли двусторон­них торгово-экономических связей. Соответственно увеличивается значение универсального и регионального факторов. В области торговли государства руководствуются нормами и правилами, за­фиксированными во Всемирной торговой организации (ВТО), при урегулировании долгов — Парижского клуба, а в Европейском союзе (ЕС) торгово-политические полномочия стран-членов деле­гированы наднациональным органам.

В условиях такого рода глобализации главным направлением российской экономической дипломатии становится участие в меж­дународных организациях универсального и регионального харак­тера, резкое повышение удельного веса и практической значимос­ти постоянных представительств Российской Федерации при этих структурах.

Определяющее значение для всей экономической политики России будет иметь, несомненно, вступление нашей страны во Всемирную Торговую Организацию. С высокой долей вероятности можно предположить, что российское представительство при ВТО станет одним из главных отечественных дипломатических предста­вительств, работающих на экономическом направлении. Расши­рятся функции и объемы работ наших постпредств при СНГ и ЕС, а также при ООН — главных точках, где формулируются и отста­иваются позиции России на международной арене практически по всему перечню социально-экономических проблем.

Еще один приоритет МИД России и его загранпредставительств на экономическом направлении в новых условиях — со­действие российскому экспорту, закрепление его позиций на тра­диционных рынках и освоение новых. При этом усилия диплома­тии концентрируются на продвижении готовой продукции: речь, прежде всего, идет об энергетике, точном машиностроении, высо­ких технологиях, телекоммуникациях, авиатехнической промыш­ленности. При этом предметом особого внимания продолжает ос­таваться военно-техническое сотрудничество и государственное лоббирование экспорта российского вооружения.

Кроме того, дипломатические усилия внешнеполитического ве­домства Российской Федерации направлены на устранение про­текционистских барьеров, препятствующих отечественным товаро­производителям. Наиболее яркий пример антипротекционистской деятельности российской экономической дипломатии — коорди­нация действий по ликвидации ограничений в США для россий­ских производителей металла.

Таким образом, работа дипломатии России на экономическом направлении приобретает новый смысл и организацию. Оптимиза­ция этой работы носит долгосрочный характер. Здесь имеется еще много проблем и нерешенных вопросов, но уже четко просматри­вается главная обнадеживающая тенденция: отечественный бизнес все больше доверяет российской официальной дипломатии,обнару­живает намерение все более активного участия в межправительст­венных и правительственных комиссиях по отдельным проблемам международных экономических отношений (энергетической, сы­рьевой, присоединение к ВТО), а власть поощряет такое участие. Центр тяжести переносится с двусторонних структур на межведом­ственные и правительственные комиссии по конкретным много­сторонним направлениям взаимодействия (по отношениям с СНГ, ОЭСР, АТЭС, ВТО, ЕС и т.д., и т.п.), что выводит на оптимальное соотношение двусторонней и многосторонней экономической дипломатии.

Соответствующим образом модифицируется работа российских дипломатических представительств. При подборе кадров для их формирования соблюдается принцип сочетания дипломатов с про­фессиональной страноведческой подготовкой и специалистов по мировой экономике. Именно так выстраивает свою дипломатичес­кую линию МИД России при реализации внешнеэкономической политики в рамках его компетенции.

Культурная дипломатия

Распад СССР внес принципиальные изменения в функциони­рование внешнеполитического механизма по осуществлению меж­дународной культурной политики России. В Советском Союзе основную роль в разработке такой политики, организации культур­ного сотрудничества, реализации связей и обменов в этой области играли Министерство культуры СССР и Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД). Союзному Министерст­ву иностранных дел отводились вспомогательные функции.

Ликвидация государственной монополии на культурную дея­тельность, децентрализация международного культурного сотруд­ничества, изменение прав собственности, появление значительно­го числа новых общественных и частных организаций, действую­щих в сфере культуры, резкое сокращение бюджетного финанси­рования культурных проектов и ряд других факторов привели к тому, что в системе федеральных органов исполнительной власти МИД России стал головным органом в области организации меж­дународного культурного сотрудничества. На него возложена одна из важнейших функций по реализации федеральной целевой про­граммы «Культура России».

В соответствии с «Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» МИД осуществляет контроль за вы­полнением международных обязательств Российской Федерации в сфере культуры, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов Федерации. Тем более, что культур­ное сотрудничество с зарубежными странами в соответствии с международной практикой включает довольно обширный круг связей в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издатель­ского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Важное значение имеют межконфесси­ональные связи — сотрудничество Русской православной церкви и других религий России вносит свой существенный вклад в реа­лизацию внешней культурной политики государства.

Поэтому даже предложения о проведении переговоров и дру­гих международных мероприятий, а тем более заключение между­народных договоров межведомственного характера в обязательном порядке согласовываются с Министерством иностранных дел Рос­сийской Федерации. Международные договоры, соглашения, кон­венции, протоколы, программы составляют правовую основу меж­дународного культурного сотрудничества России и подлежат вы­полнению всеми государственными и негосударственными участ­никами культурных обменов. Они же и составляют основу куль­турной дипломатии — особой сферы дипломатической деятельности, связанной с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов.

Для обсуждения вопросов, связанных с использованием дости­жений культуры, науки и образования во внешнеполитических интересах России, а также согласования усилий по обеспечению дипломатическими средствами российского культурного присутст­вия за рубежом при МИД России в апреле 1999 г. был создан Совет деятелей культуры, науки и образования. В соответствии с Положением о деятельности Совета он наделен функциями кон­сультативного органа. В настоящее время в него входят 35 чело­век: руководители творческих союзов и ведущих учреждений куль­туры страны, представители науки и образования, видные деятели отечественной культуры и искусства.

Министерство иностранных дел координирует работу россий­ской части другого важного института проведения внешней куль­турной политики и согласования межгосударственного взаимодей­ствия в сфере культуры — смешанных комиссий, которые созда­ются на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран. Делается это в соответствии с двусторонними договоренностями и соглашениями о культур­ном сотрудничестве. В компетенцию смешанных комиссий входит а) подготовка обзоров выполнения действующих правовых доку­ментов и выработка новых договоренностей; б) рассмотрение ор­ганизационных и финансовых вопросов, связанных с практичес­ким осуществлением согласованных обменов в сфере культуры.

Практической реализацией внешней культурной политики России в Центральном аппарате Министерства иностранных дел, помимо региональных департаментов, занимаются Департамент международных организаций (ДМО) и Департамент по культур­ным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ). Последний в своей ра­боте опирается на решения Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Руководит ДКСЮ опытный дипломат в ранге посла. У него есть заместители, курирующие региональные направления, а также заместитель — ответственный секретарь Комиссии Россий­ской Федерации по делам ЮНЕСКО. В департаменте имеются несколько отделов: 1) Европы, 2) стран Америки, Азии и Африки, 3) многостороннего культурного сотрудничества, 4) образователь­ных и культурных программ ЮНЕСКО, 5) научных программ и общей политики ЮНЕСКО, 6) секретариата междепартаментской рабочей группы по переподготовке менеджеров и управленцев, а также 7) группа по культурным связям с соотечественниками в странах СНГ и дальнем зарубежье. Их главная задача — устанав­ливать и закреплять контакты как с министерствами и ведомства­ми Российской Федерации, так и деятелями культуры и искусства зарубежных стран.

Все специалисты, приглашаемые в департамент, обладают со­ответствующим опытом работы в посольствах или в постпредстве при ЮНЕСКО, разбираются на уровне профессионалов в вопро­сах международно-правового регулирования проблем культуры и образования. Тем не менее, опыт свидетельствует, что успех реа­лизации программ культурного сотрудничества во многом зависит от личностных качеств работников, их способности налаживать личные контакты и умения заинтересовать партнера конкретными проектами.

Департамент согласовывает все инициативы по международно­му культурному сотрудничеству с другими федеральными ведомст­вами и учреждениями, организациями и субъектами Российской Федерации, координирует деятельность региональных департамен­тов, направляет работу посольств, верстает на основе их планов общие планы культурного сотрудничества, контролирует их вы­полнение, вносит соответствующие коррективы в ходе их реализа­ции. При этом учитывает, что культурные связи должны отражать федеративное устройство Российского государства, представлять Россию как страну с многонациональной культурой.

В плане совершенствования и систематизации двусторонних культурных связей сложилась относительно новая практика под­писания программ перспективного сотрудничества, которые носят рекомендательный характер. За их подготовку, наравне с посоль­ствами, отвечает ДКСЮ. По форме и содержанию такая програм­ма представляет собой рамочное соглашение, предполагающее со­здание атмосферы максимального взаимного благоприятствования в проведении культурных мероприятий на территории государств, подписавших этот документ. В частности, речь может идти об ус­тановлении льготных таможенных и налоговых условий, ускоре­нии визовых формальностей, оказании содействия в подборе имп­ресарио и продюсеров, в привлечении спонсоров и т.д.

Особая роль в разработке и проведении внешней культурной политики принадлежит российским посольствам за рубежом, ко­торые являются одним из важнейших звеньев в механизме осу­ществления двусторонних культурных связей. Как явствует из По­ложения о Посольстве Российской Федерации, основная задача дипломатического представительства в сфере культуры заключает­ся в «обеспечении дипломатическими средствами развития со­трудничества Российской Федерации с государством пребывания в культурной области». Руководит культурной работой посольства посол. Направления работы и ее формы вырабатывает Совет по­сольства по культуре, в который входят представители культур­ных учреждений, работающих с нашей страной, сотрудники по­сольства. Реализует решения Совета аппарат культурного атта­ше. В советских посольствах эта должность обычно была но­менклатурой Министерства культуры СССР или ССОДа. Сей­час эту миссию выполняют карьерные дипломатические слу­жащие. В больших посольствах они занимают должности со­ветника, в средних — 1-го секретаря. По статусу и функциям они соответствуют ведущей должности федеральной государст­венной службы Российской Федерации категории «В».

На должности культурных атташе, как правило, приглашают дипломатов, имеющих длительный опыт работы в данной стране или регионе, наработавших обширные связи, хорошо знающих специфику, традиции, обычаи, культурные особенности страны пребывания. При подборе кадров ориентируются на людей, обла­дающих определенными организаторскими и менеджерскими спо­собностями. В то же время, атташе по культуре — это не узкая специализация. На эту работу приходят дипслужащие-страноведы, в карьере которых должность атташе по культуре является важ­ным этапом, во многом подготавливающим их переход на самые высшие ступени дипломатической службы.

Высокий профессионализм существенно облегчает решение служебных обязанностей. А они достаточно обширны: атташе под­держивает пбстоянные контакты с культурными ведомствами, уч­реждениями, организациями, деятелями культуры страны пребы­вания; руководит подготовкой и реализацией двусторонних про­грамм, составлением культурных планов; готовит правовую базу культурных связей; участвует в поиске источников финансирова­ния совместных проектов; рекомендует импресарио, которые могли бы проводить гастрольную деятельность наших артистов или организацию выставок, т.е. занимается живой и серьезной по­вседневной работой в рамках своего дипломатического статуса. От качественного уровня ее исполнения и эффективности в значи­тельной степени зависит объем и формы культурного присутствия России в стране пребывания.

Непременным залогом и предпосылкой успеха этой работы яв­ляется также наличие тесных личных контактов дипломатических служащих с участниками культурных обменов (российскими и за­рубежными) как по линии государственных, так и общественных или частных структур. Важное место в ней должны занимать парт­нерские связи с объединениями соотечественников, обществами дружбы и другими организациями, имеющими цель стимулировать культурное сотрудничество с Российской Федерацией.

Большую работу по распространению объективной и разносто­ронней информации о духовно-культурной жизни России, органи­зации изучения русского языка и проведению разнообразных культурно-просветительских мероприятий с целью ознакомления зарубежной общественности с культурной жизнью нашей страны проводят российские центры науки и культуры. В их стенах про­водятся выставки работ российских художников, встречи с находя­щимися на гастролях известными артистами, прибывшими на со­ревнования именитыми спортсменами и т.д., устраиваются музы­кальные вечера, функционируют курсы русского языка. Их сеть расширяется, они становятся стержневым компонентом нашей культурной работы за рубежом.

Таким образом, используя специфический инструментарий дипломатических форм и методов, культурная дипломатия содей­ствует достижению основополагающих целей внешней политики России. Повышение ее эффективности напрямую зависит от ква­лификации и культурного уровня тех людей, которые заняты куль­турной дипломатией, от увеличения государственной поддержки культуры в целом, в том числе политической и финансовой. Опыт России и других крупных государств, которые расходуют на содер­жание механизма культурных связей значительные средства, сви­детельствует что цель— формирование позитивного международного культурного имиджа страныи ее народа— оправдывает все затраты, подтверждает необходимость и актуальность этого направления дипломатической деятельности для нашей страны.

А это весьма важно, если учесть, что противоречия современного мира все более ощутимо вторгаются в сферу интеллектуаль­ной и культурной жизни. Глобализация открывает невиданные ранее возможности для взаимного обогащения культур, совер­шенствования систем образования, обмена результатами науч­ных исследований. Вместе с тем, этот процесс имеет свои из­держки и отрицательные последствия, выражающиеся в углуб­лении неравенства государств, угрозе утраты ими своей нацио­нальной самобытности. Поэтому вопрос о сохранении культур­ного многообразия мирового сообщества встает в один ряд с наи­более крупными глобальными проблемами, требующими разреше­ния в XXI веке.

Россия в своей внешней политике исходит из того, что интел­лектуальный, духовный потенциал нации может быть реализован только в условиях многомерного и многополярного мира. Причем культуре как одному из самых гибких, а потому — наиболее дей­ственных рычагов в механизме внешнеполитической деятельности Российской Федерации принадлежит особая роль. Именно она, прежде всего, призвана работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире — без затушевывания, но и без преувеличения ее проблем. Культура должна порождать и по­ощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее дру­зей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и де­мократического государства.

Именно этим определяется то, что культурное сотрудничество с зарубежными странами является, наряду с политическими и экономическими отношениями, одним из приоритетов диплома­тической службы. Главная задача внешней культурной политики России заключается в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с иностранными государствами; развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними; наращивании участия страны в системе многостороннего культурного сотрудничества; обеспечении интеграции Россий­ской Федерации в мировое сообщество и дальнейшем освоении российской культурой мирового культурного пространства. Рос­сийское культурное присутствие в зарубежье, как и культурное присутствие зарубежья у нас, должно способствовать и уже се­годня способствует утверждению за Россией достойного, сообраз­ного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресур­сам места на мировой сцене.

Другим приоритетом внешней политики России является ока­зание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом, прежде всего в сохранении ими своей культурной, этнической и языковой самобытности, защите прав и свобод российских граждан и русскоязычного населения в странах СНГ[184]. В этих целях устанавливаются тесные связи с рус­скими землячествами и другими общественными объединениями соотечественников. Их цель — координация с ними конкретных мер по защите их законных интересов.

Основу связей с соотечественниками через культуру составля­ют организуемые при государственной поддержке или на коммер­ческой базе артистические и художественные обмены в их тради­ционных формах гастрольно-концертной деятельности. Практику­ются также комплексные мероприятия в виде «дней культуры Рос­сии», поездки представителей различных областей культурной жизни для развития творческого сотрудничества, обмены опытом, чтения докладов и лекций, участие в международных фестивалях, конкурсах и конференциях.

Растущее значение приобретают обмены художественными вы­ставками, сотрудничество в области сохранения, реставрации, ох­раны и реституции культурных ценностей. Ведется работа по уве­ковечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находя­щихся за границей памятников культуры, связанных с историчес­ким прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее вы­дающихся деятелей, по благоустройству воинских захоронений и памятников погибшим на территории иностранных государств за­щитникам Отечества.

Особую роль в развитии международного сотрудничества зани­мают связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и перспективным фактором мировой полити­ки. Расширяются научные обмены между учебными заведения­ми, исследовательскими организациями, фондами, архивами, библиотеками. Расширяется практика создания совместных об­разовательных учреждений, разработки государственных про­грамм переподготовки и повышения квалификации российских специалистов за рубежом, поддерживаются контакты между Академиями наук, осуществляется совместная подготовка учеб­ников и научно-методической литературы, ведется преподавание русского языка и литературы. Активизируется сотрудничество радио- и телевещательных компаний, информационных агентств, а также связи в области кинематографии, печати и из­дательского дела, спорта, туризма.

Не менее важное значение имеет и формат сотрудничества. Несущей опорой в конструкции участия России в международном культурном сотрудничестве являются двусторонние связи. Россий­ская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных обменов с разными странами варьируются. На них сказываются многие факторы: исторические традиции, геогра­фическая удаленность, уровень политических и экономических от­ношений, урегулированность договорно-правовой базы сотрудни­чества, материально-финансовые возможности и предметно-праг­матическая заинтересованность государственных и частных струк­тур, участвующих в осуществлении культурной деятельности за ру­бежом.

С точки зрения исторической и региональной иерархии естест­венным приоритетом внешних культурных связей России явля­ются отношения с государствами СНГ и Балтии. Россия исходит из того, что идея создания единого культурного, информацион­ного и образовательного пространства как важного фактора об­щности народов Содружества должна наполняться конкретным со­держанием.

Исключительно большое значение имеет поддержание и после­довательное расширение на равноправной и взаимовыгодной ос­нове культурных обменов со странами «Группы 8» и углубление традиционных, исторически сложившихся связей с европейскими странами. Они способствуют закреплению принадлежности Рос­сии к «большой Европе» и формированию у россиян чувства евро­пейской идентичности.

Культурная политика России в отношении государств Азиат­ско-Тихоокеанского региона строится с учетом их возрастающей роли в мировой политике и культуре. Все более важное значение приобретает традиционное сотрудничество в сфере культуры с Ин­дией и Китаем.

В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого уровня сотрудничества и культурного присутствия России. Ведущую роль здесь начинают играть образовательные об­мены.

Важным инструментом обеспечения культурного присутствия России в мире, дополняющим и обогащающим двусторонние связи является культурное сотрудничество на многосторонней ос­нове. Многосторонние культурные обмены включают деятельность российских субъектов в международных организациях, в междуна­родных конференциях, многосторонних культурных акциях. Осо­бое место занимает ЮНЕСКО как своеобразный интеллектуаль­ный форум в системе ООН, отвечающий концептуальным уста­новкам России по развитию международного сотрудничества. Рос­сийская Федерация заинтересована в дальнейшем укреплении зна­чимости ЮНЕСКО, оказывает принципиальную поддержку ее де­ятельности практически по всем программам.

Осуществляется координация контактов соответствующих рос­сийских ведомств и учреждений со Всемирной организацией ин­теллектуальной собственности (ВОИС), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международным советом по охране памятников и исторических мест, Международным советом музеев, а также другими органи­зациями и структурами системы ООН, межправительственными, неправительственными и общественными объединениями и ор­ганизациями, способствующими развитию науки, образования, культуры.

Одним из важнейших направлений остается взаимодействие России с другими государствами в рамках Совета Европы, кото­рый осуществляет в нашей стране различные программы и проек­ты в сфере образования, граждановедения и воспитания молодежи. Культурное измерение составляет весомую часть сотрудничества России с ЕС, в особенности в области реализации образователь­ных программ ТАСИС и ТЕМПУС, а также с другими региональ­ными интеграционными объединениями в АТР, Латинской Аме­рике, Африке.

Итак, экономическая и культурная дипломатия, соответствую­щая ей деятельность дипломатических и консульских служащих — неотъемлемая составная часть реализации государственной поли­тики России на мировой арене. Именно поэтому в системе МИД — Центральном аппарате и посольствах — существует раз­ветвленная структура взаимодействующих подразделений: кури­рующий заместитель министра — соответствующие департамен­ты — торгово-экономические и культурные отделы посольств. Вся их работа тесно координируется с заинтересованными федераль­ными ведомствами. Наличие таких структур позволяет более кон­структивно и динамично решать возникающие оперативные во­просы и вырабатывать перспективные планы международной эко­номической и культурной политики Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Задачи и цели экономической дипломатии России.

2. Роль посольства, формы и методы его работы по продвижению экономических интересов отечественных предприятий в стране пре­бывания.

3. Задачи и цели культурной дипломатии России.

4. Функции культурного атташе посольства Российской Федера­ции в стране пребывания.

5. Какие профессионально-квалификационные требования предъ­являются к дипломатическому работнику в сфере международных экономических (культурных) связей?

Литература

1. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г., № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 1033.

2. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Россий­ской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломати­ческий вестник. 2002. № 6. С. 11.

3. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г. № 1497 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

4. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия. М., 2001.

Глава 5.3.

ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ- совокуп­ность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностран­ных дел, дипломатическими представительствами, офи­циальными лицами в международном общении.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ - совокупность общепринятых в международной практике правил почти­тельности и уважения, соблюдаемых в дипломатических служебных и межличностных отношениях.

Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие получили активное развитие. Ежегодно в нашей стра­не принимают более ста иностранных делегаций на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Ин­тенсивно осуществляются зарубежные визиты российского руко­водства. На карте мира до сих пор появляются новые независимые государства, с которыми Россия устанавливает и будет устанавли­вать впредь конструктивные дипломатические отношения.

Одна из важнейших составляющих профессионального обеспе­чения международных отношений, один из неотъемлемых органи­зационно-политических инструментов дипломатической службы — дипломатический протокол. Это один из важнейших инструментов дипломатической деятельности, призванный служить успешному вы­полнению стоящих перед ней задач. В этом состоит главный полити­ческий смысл дипломатического протокола.Хорошее знание протокола необходимо каждому дипломату и дипломатическому служащему. Грамотный протокол и современный дипломатический этикет созда­ют благоприятный климат общения, повышает престиж не только дипломатического ведомства, но и государства в целом.

Наши рекомендации