Исполнительная власть в современном государстве
Практическая организующая, координирующая и контролирующая деятельность государства осуществляется исполнительной властью. Обеспечивая выполнение законов, исполнительная власть осуществляет распорядительную (издание приказов, нормативных актов) и организующую деятельность. Она опирается на административный аппарат, включающий в себя различные государственные органы и большое число служащих.
Существенной особенностью исполнительной власти следует считать наличие в ее структуре огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных и др. В сс непосредственном распоряжении находятся вооруженные силы, армия и полиция (милиция). Ее центральным звеном является административная вертикаль (должностная субординация), которая основана на принципах единоначалия, иерархии и подчинения. Она включает в себя как центральные органы управления (президент, премьер-министр, министерства и ведомства), так и местные административные органы (управления, отделы и т. п.), функционирующие на основе назначения и делегирования полномочий.
Основным институтом исполнительной власти в большинстве современных государств является правительство, обычно именуемое кабинетом министров (советом министров). Правительство представляет собой коллегиальный исполнительный и распорядительный орган власти, который организует выполнение парламентских законов и указов главы государства. Во исполнение законов и указов оно может издавать собственные постановления или нормативные акты. Правительство возглавляет государственную администрацию, под его руководством находятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, финансы, вопросы внешних сношений и т. д. Как исполнительно-распорядительный орган государственной власти оно занимает третью ступень в иерархии государственных органов после парламента и президента.
Возглавляет правительство председатель (в Беларуси — премьер - министр, в ФРГ — канцлер, в США, Аргентине, Бразилии и Мексике— президент, в некоторых мусульманских странах — визир). Он играет главную роль в разработке политической линии правительства и обладает правом единолично принимать решения по ряду важнейших вопросов. В состав правительства входят заместители председателя, министры, руководящие министерствами (экономики, финансов, внутренних дел и т. д.), В состав правительства входят еще такие должностные лица, как государственные министры, статс-секретари; иногда— младшие министры и парламентские секретари. Нередко в состав правительства входят и председатели некоторых ведомств в ранге министров, а также «министры без портфеля», выполняющие отдельные поручения премьер-министра. Терминология довольно разнообразная. Все министры обязаны проводить скоординированную политику. В случае если какой-нибудь министр не согласен с ней, премьер-министр или президент может удалить его из правительства.
В своей деятельности правительство опирается на министерства и ведомства, которые обеспечивают оперативное управление. Министерства и ведомства делятся на отраслевые и функциональные. Первые управляют конкретными объектами и отраслями (например, министерство железнодорожного транспорта), вторые — определенными сферами (например, министерство здравоохранения). Руководство министерствами осуществляется на основе единоначалия.
Роль, значение и влияние правительства определяются не только типом и формой государства, но и законодательством страны. При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики. Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы государства. Во всяком случае, он определяет внутреннюю и внешнюю политику государства и реализует ее на практике.
Часто глава правительства возглавляет какую-то партию и, стало быть, одновременно является лидером правящей партии. Важные политические решения глава правительства принимает, как правило, единолично либо после консультации с главами др. ветвей власти. Естественно, что полномочия главы правительства, когда он опирается на правительственное большинство, гораздо шире, чем в том случае, когда он руководит коалиционным правительством.
В президентских республиках должность Премьер-министра или отсутствует (США) или является не очень значительной по сравнению с президентом (Египет).
Как правило, если прекращаются полномочия главы правительства, то это означает прекращение полномочий и всего правительства. Следует отметить, что в последнее время наблюдается такое явление, что при правительстве, при главе правительства, создается особый аппарат, ведающий делами главы государства. Данное специальные структуры внутри правительства. Это ведомство разрабатывает рекомендации для правительства и для его главы, готовит проекты законов и правительственных постановлений.
Выделяют различные виды правительств. Прежде всего, с точки зрения партийного состава различают однопартийное, коалиционное правительство, правительство меньшинства и беспартийное правительство. Однопартийное правительство формируется партией, обладающей абсолютным большинством мест в парламенте (Япония до начала 90-х гг., Индия до начала 80-х гг.). Коалиционное правительство формируется в обстановке, когда ни одна из партий не имеет большинства в парламенте и чтобы сформировать правительство вынуждена вступать в коалицию с одной или несколькими партиями (Италия, Бельгия, Нидерланды). Правительство. меньшинства возникает, когда такую коалицию создать невозможно. Поэтому правительство формирует партия или несколько партий, не имеющих парламентского большинства. Обычно такое правительство недолговечно. Беспартийное правительство состоит из высших чиновников и технократов — профессионалов своего дела. Именно так формируется правительство в некоторых постсоциалистических странах с полу президентской формой правления.
Важнейшие полномочия правительства определяются согласно Конституции государства. Их целесообразно рассмотреть по основным сферам:
• полномочия в сфере политического руководства — разработка основного курса страны, формулирование, планирование и реализация внутренней и внешней политики государства;
• полномочия в сфере управления — правительство осуществляет функции общего универсального управления, реализует свои цели, выдвигаемые в политических программах, координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, производит назначения на значительное число высших, средних и прочих гражданских и военных должностей, обладает правом контроля деятельности практически всех государственных служащих и наказывает за должностные правонарушения, является координатором всего объема различных управленческих действий;
• полномочия в законодательной сфере — издает акты нормативного характера, в лице главы правительства обладает правом законодательной инициативы, имеет право созыва чрезвычайной сессии парламента, в ряде стран глава правительства, обратившись к главе государства, может распустить парламент;
• другие полномочия правительства:
■ Внешнеполитические полномочия — ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры, вносит в парламент проекты актов о ратификации договоров, решает вопросы войны и мира, руководит всеми военными делами, обороной страны, принимает решения о мобилизации, в его распоряжении находятся вооруженные силы, министр обороны всегда является членом правительства и т. д.
■ Правительство руководит образованием, занимается регулированием проблем здравоохранения, вопросов экономики, охраной общественного порядка, руководит охраной окружающей среды.
■ Чрезвычайные полномочия правительства обычно закрепляются в специальных законах. Оно может объявить военное положение, чрезвычайное положение и сосредоточить всю полноту власти в своих руках.
■ Современные правительства руководят самым широким кругом дел и имеют полномочия в сфере управления экономикой, социальных проблем, в сфере управления культурой. Во многих странах существуют ведомства по делам спорта, туризма и т. д. Правительство курирует деятельность средств массовой информации.
Наряду с центральной властью существует местная власть, которая реализуется через органы местного управления и самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного управления и самоуправления относительно самостоятельны в решении местных дел. Они располагают собственностью, финансовыми средствами, формируемыми преимущественно за счет налогов и государственных дотаций. Главные задачи этих органов— управление коммунально-бытовым и социальным обслуживанием населения, обеспечение порядка и безопасности.
В Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в 1985 г., в статье 3 сказано, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею в рамках закона, в пределах компетенции органов местного самоуправления и в интересах населения данной местности
В систему органов местного управления входят областные, районные, городские, сельские исполнительные комитеты и местные администрации, руководящие городскими районами. Все они являются органами исполнительной власти, их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности президентом или в установленном им порядке и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.
Советы осуществляют свою деятельность через сессии, которые созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В пределах своей компетенции местные представительные органы образуют постоянные и временные комиссии (комитеты), которые могут быть отраслевыми, функциональными и территориальными. Отраслевые комитеты обычно создаются по конкретным направлениям муниципальной деятельности (здравоохранение, образование и т. д.). Функциональные комиссии формируются по каким-то общим, комплексным вопросам (комитет кадров, юридический комитет, комитет общих вопросов и др.). Территориальные комиссии объединяют депутатов, избранных от определенного района и отвечают за его комплексное развитие.
Представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном системы местного самоуправления выступают Советы. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления. Система местного самоуправления включает Советы депутатов, которые решают местные вопросы, исходя из общегосударственных интересов и интересов местного населения, и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, квартальные, поселковые комитеты и др.). Местное самоуправление осуществляется также посредством проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и в иных формах.