Возникновение дешевой прессы в Великобритании

Несмотря на очевидную радикализацию прессы, связанную с нарастающим общественным движением в поддержку реформы, «налоги на знание» продолжали быть тяжким бременем для журналистики. Новый подъем борьбы за дешевую, доступную массам печать начался в 30-е годы XIX столетия. К этому времени в Англии уже существовали (как в столице, так и в провинции) газеты для рабочих. Некоторые из них носили политический характер. Ряд реформ 20-х годов XIX в. несколько ослабил социальное напряжение, но в 30-е годы ситуация вновь обострилась. Возникли новые профессиональные объединения английских рабочих и соответственно первые органы профсоюзного движения – журналы «Юнайтед трейдс кооператив» («Профсоюзный кооператив») и «Пайонир» («Пионер»).

После напряженной двухлетней борьбы в июне 1832 г. палатой лордов наконец был утвержден Билль о реформе, в результате чего буржуазия была признана господствующим классом. Ее интересы и интересы рабочих начали расходиться.

Постепенному смягчению налогового гнета способствовали возникавшие явочным порядком дешевые газеты.

Генри Хейтерингтон

Генри Хетерингтон (1792–1849) 1 октября 1830 г. начал выпускать «Пенни Дейли Пейпер» («Пенсовая ежедневная газета»), которая представляла собой письма, адресованные королю, герцогу Веллингтону, архиепископу Кентерберийскому и другим сильным мира сего. В дальнейшем газета получила длинное, говорящее само за себя название – «Пенни Пейперс фо де Пипл» («Пенсовая газета для народа»). С 25 декабря 1830 г. она стала называться кратко – «Пур Мэн'с Гардиан» («Защитник бедняка»).

В июле 1831 г. эта еженедельная газета бросила смелый вызов установленному порядку вещей: она отказалась платить гербовый сбор, не была проштемпелевана, и на ее первой полосе отсутствовала красная гербовая марка. Вместо нее располагался рисунок печатного станка, лозунг «Знание – сила», а ниже – слова: «Издается вопреки закону, чтобы испытать силу права против насилия». Газета заявила, что она содержит новости, расследования, наблюдения и замечания, направленные против тирании.

Газета выступила в защиту всеобщего избирательного права. Идеи утопического социализма оказали сильное воздействие на позицию газеты.

Несмотря на свою очевидную приверженность к серьезной политической модели газеты, Г. Хетерингтон не отказывался от информации всеобщего интереса», и считал, что читателей можно привлечь и сообщениями о полицейских расследованиях, убийствах, самоубийствах, пожарах, т.е. теми сообщениями, которые занимали все больше и больше места на страницах английской прессы. «Пур Мэн'с Гардиан» расходилась в количестве 16 тыс. экземпляров, хотя реальное количество читателей, скорее всего, превышало эту цифру, так как неграмотным рабочим ее читали вслух.

Правительство постоянно преследовало газету, Хетерингтон неоднократно представал перед судом, но, по примеру «Пур Мэн'с Гардиан», появлялись новые непроштемпелеванные издания, которым власти также объявили войну. За три года полиция подвергла репрессиям 800 распространителей дешевых газет. Был основан социальный «фонд для жертв» борьбы с гербовым сбором. В него еженедельно поступали денежные взносы. Эти деньги использовали для уплаты штрафов и для поддержки тех, кто оказался в тюрьме. «Количество осужденных в этой войне со штемпельным сбором было велико. Один шпион – а их было много, и они не останавливались перед провокацией – хвастался, что он один подвел под полицейский суд семьдесят таких грешников и получил за них от податных властей по фунту С человека». Был образован и специальный комитет для поддержки газеты «Пур Мэн'с Гардиан». Рабочие устраивали демонстрации, собрания, обращались в парламент с петициями, требующими отмены гербового сбора. Фактически все пятилетнее существование «Защитника бедняка» было непрекращающейся подвижнической деятельностью против «налогов на знание».

В 1834–1835 гг. еженедельный тираж нелегальных дешевых газет достиг 150 тыс. экземпляров. 30-е годы XIX в. стали временем снижения гербового сбора: в 1833 г. были уменьшены налоги на объявления; в 1836 г. были снижены и гербовый сбор и налог на бумагу, но до полной победы было еще далеко. Эстафету «защитников бедняка» приняла чартистская печать.

Чартизм и О’Коннор

Чартизм продемонстрировавший, что рабочие окончательно вступили на путь самостоятельной политической борьбы, представлял собой массовое политическое движение, целью которого была последовательная демократизация общественного устройства Англии. Программа движения была сформулирована в Хартии («Чартер») и предполагала, прежде всего, всеобщее избирательное право (для мужчин), ежегодное переизбрание парламента, тайную подачу голосов при выборе депутатов, деление страны на равные избирательные округа для обеспечения равномерного представительства, отмену имущественного ценза и выплату жалованья депутатам. В 1839 г. в парламент была представлена петиция с требованием осуществить Хартию. Под этим документом стояло 1200 тыс. подписей. В 1842 г. аналогичная петиция собрала уже 3300 тыс. подписей. В 1848 г. третью петицию подписали также несколько миллионов человек. Все три петиции были отклонены, чартисты не смогли добиться перехода власти в руки рабочих, но чартизм оказал огромное влияние на политическую и социокультурную жизнь Англии.

Огромная роль в развитии чартизма принадлежала газете «Норзерн Стар» («Северная звезда») (1837–1852). Сначала она выходила в Лидсе, а с середины 40-х годов XIX в, – в Лондоне. Ее издавал выдающийся ирландский публицист Фергюс О'Коннор (1796–1855). Потомок ирландских королей, сторонник самостоятельности Ирландии, организатор «Большого северного союза», он ратовал за решительные действия в рамках мирного решения проблем.

«Норзерн Стар» официально не являлась центральным органом движения, хотя по сути своей именно эту роль она играла. Газета выходила форматом крупных английских еженедельников, и тираж ее был вполне сопоставим с тиражом «Таймс» – 36000 экземпляров. Подобный объем продаж был скорее исключением, чем правилом для английской прессы.

«Норзерн Стар» внесла существенный вклад в «первичное собирание сил». И все многочисленные издания, которые поддерживали Хартию, не могли соперничать с этой газетой в плане ее влияния. «Норзерн Стар» платила гербовый сбор, но называла его «чумным пятном» на своих страницах.

«Норзерн Стар» была исключительно разнообразна по своему содержанию. Очень много места на своих полосах она уделяла литературе и искусству. С 1845 по 1848 г. в газете был введен специальный раздел, посвященный литературе. Здесь под заголовком «Красоты Байрона» печатались стихи великого поэта. Произведения Шелли публиковались под рубрикой «Песни для народа», причем «Песнь людям Англии» появилась в газете трижды, в самые ответственные для чартистского движения моменты.

Что же касается «Норзерн Стар», то, будучи вплетенной в ткань чартистского движения, газета стала клониться к упадку вместе с угасанием чартизма. Надломленный неудачами, О'Коннор оказался в лечебнице для душевнобольных. В 1852 г. «Норзерн Стар» была продана, но к этому времени с ее страниц исчезла пропаганда чартизма. Газета стала выходить под другим названием; но ее значение для борьбы за «освобождение» печати осталось неоспоримым.

Джон Уолтер

Социальное, классовое размежевание, которое происходило в Англии в XIX в., не могло не сказаться и на том, как понимали свободу печати представители различных ее лагерей. Для многих изданий вопрос свободы был, прежде всего, вопросом их финансовой зависимости от правительства. Ряд крупных газет выражал недовольство налогами на знания», так как они сдерживали приток рекламы, нанося ущерб коммерции. Прекрасным примером этого служит история газеты «Таймс» в первой половине XIX в.

Путь к подлинному успеху для «Таймс» начинается с приходом в редакцию Джона Вальтера II (сына основателя газеты). Получив контроль над «Таймс» в 1803 г., за 10 лет он превратил ее в незаурядное предприятие, так как именно журналистика, а не книжная торговля была поставлена им во главу угла. Вальтер усилил штат редакции, стал получать информацию о событиях на континенте от своего зарубежного корреспондента. Вальтер хорошо осознавал ценность новости как товара. Об этом свидетельствует его постоянная борьба с Министерством почт, фактически монополизировавшим поставку информации из-за границы: владельцы газет платили 100 гиней в год за переводные материалы из континентальных изданий, приходившие дважды в неделю. По словам Г. Герда, правительство «подкармливало» нужные ему издания, а так как Вальтер II получал сообщения от своих зарубежных корреспондентов, правительственные чиновники стали перехватывать корреспонденцию «Таймс».

Для «Таймс» было характерно стремление сохранить в глазах читателей облик «морально независимого издания», но с 40-х годов становится все очевиднее, что газета ориентируется прежде всего на интересы Сити и связывает свое процветание с крупными финансово-промышленными предпринимателями.

Информированность «Таймс» была поистине ошеломляющей: в 1854 г. газету обвинили в том, что она напечатала английский ультиматум России до того, как последняя его получила.

В 1843 г. был принят «Акт лорда Кембелла». Отныне человек, обвиняемый в публикации порочащих частное лицо сведений, имел возможность доказать свою невиновность (если информация была верной и служила общественной пользе), чего не было раньше в законодательстве о клевете.

В 1850 г. снова была предпринята попытка провести через палату общин решение об отмене гербового сбора, а также налогов на объявления, бумагу и книги, ввозимые в страну, но она не увенчалась успехом. Вопрос не удалось решить и в 1852 г. В 1853 г. отменили налоги на объявления, в 1855 г. прекратились налоговые сборы с самих газет. Последний налог – на бумагу – был упразднен в 1861 г. По мнению отечественных ученых, «с отменой "налогов на знание" была подведена черта под одним этапом развития английской прессы и открыт следующий ее этап – становление современной прессы Англии».

1. 15. Типология американской периодической печати 1-й пол. XIX в. Специфика журнальной периодики. Феномен «дешевой прессы». “The Sun” Б.Дэя, “The New York Gerald” Дж.Г.Беннета, “The New York Tribune” Х.Грили, “The New York Times” Г.Реймонда.

Время промышленного переворота - замена ручного труда машинным, рост производительности труда, рост городов, новые эмигранты, изобретение телеграфа, строительство ж\д. Доступная, развлекательная пресса – общественная потребность. Процесс коммерциализации. Появление первых пароходов →можно проплыть из Америки до Европы за 15-20 дней – не такие уж и старые новости.

Появление «penny press», то есть прессы, продаваемой по максимальной низкой цене, стало значительным феноменом в развитии американской журналистики. Пионером в этой области считается Бенджамин Дэй, который 3 сентября 1833 г. начал издавать в Нью-Йорке газету «The Sun» под девизом «Оно (солнце) светит для всех».

Низкая цена и интересное содержание быстро привлекли читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж «The Sun» вырос до 5000 экземпляров. Через два года Дэй поднял тираж до 15000 экземпляров.

Подача материала в «The Sun» отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя.

Дэй извлек выгоду из модернизации издательского процесса, приобретя в 1835 г. для своей газеты паровую печатную машину Напира, что позволило ему к 1840 г. печатать 4000 экз в час. Появление в 1846 г. ротационной печатной машины Ричарда Хоу повысило произв-ть до 20 тысяч экз в час.

В самом Нью-Йорке успешный вызов Бенджамину Дэю был брошен со стороны шотландского эмигранта Джеймса Гордона Беннета. Беннет переселился в Америку в 1819 г. и после 16 лет неутомимой деятельности в качестве репортера и редактора основал газету «Нью-Йорк Геральд». Начальный капитал Беннета составлял 500 долларов. Однако вскоре беннетовская газета стала одной из самых распространенных, богатых и новаторских газет в истории американской журналистики. Тираж в 1836 г. составлял 20000 экземпляров, несмотря на то, что цена поднялась до 2 центов за экземпляр.

Секрет успеха газеты Беннета заключался в строгом следовании принципу – сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек. Еще один принцип – отсутствие запретных тем. Его газета критиковала власть, церковь, полицию.

Присутствие корреспондента на месте события и достоверность сообщаемой им информации – обязательные условия журналистского метода Беннета. Факт, сенсация, скорость подачи информации – таковы слагаемые несомненных успехов «The New York Herald», которая стремилась во всем быть первой и самой информированной.

Еще одно условие бесперебойного и оперативного получения свежей и надежной информации для «The New York Herald» – это широкая сеть корреспондентов, как в стране, так и за рубежом. Несмотря на значительный вклад Беннета в развитие американской журналистики, его репутация в журналистском мире не была безупречной. Его часто обвиняли в беспринципности и нечистоплотности, что даже привело к бойкоту «The New York Herald» в 1840 г., завершившемуся падением тиража газеты на одну треть.

10 апреля 1841 г. нью-йоркский рынок «penny press» пополнился еще одним периодическим изданием. Хорас Грили предпринял издание «Нью-Йорк Трибюн». Газета Грили, которая продавалась по цене 1 цент за экземпляр и имела первоначальный тираж в 5000 экз, быстро завоевала чит. рынок, став одним из наиболее уважаемых изданий. Интересная подача новостей, последовательная полит. (республиканская) ориентация – все это создало газете хор. репутацию. К сильным сторонам редакторского таланта Грили следует отнести умение подбирать неординарных авторов.

Мир новостей, представленный в этих газетах, был весьма своеобразен. Непроверенная информация часто попадала на страницы «penny press», снижая достоверность газеты в целом. Сенсационность в отборе новостей приводила к искажению реального положения дел в стране. Факты в большинстве своем подавались с точки зрения оптимизма, и желаемое часто выдавалось за действительное и уже свершенное. В этих 3 газетах появились спортивные репортажи и судебные заседания. Из них выросла желтая пресса.

1. Американская журналистика 2-й пол. XIX- нач. ХХ в. Дж.Пулитцер и принципы «нового журнализма». Деятельность У.Херста и «желтая пресса». «Макрейкерские» издания.

16.В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю жур-ки как соц. института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в СМИ. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возм-ть направлять часть средств на развлечения и дух. нужды. Ликвидация масс. неграмотности способствовала созданию условий для выпуска высокотиражных период. изданий, адресованных тем слоям населения, кот. прежде не испытывали влияния печатного слова.

Влияние коммерческой рекламы на развитие периодики. Существенно возросла роль рекламы как средства продвижения товаров и услуг. Резкий рост массового индустриального производства, усилившаяся рыночная конкуренция производственных и торговых фирм стимулировали во второй половине XIX в. бурный рост рекламного бизнеса. Печать все чаще рассматривалась рекламодателями как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. Поток рекламных объявлений, поступающих в редакции периодических изданий, резко возрос. Всего за одно десятилетие объем рекламы, публикуемой в журналах США, увеличился на 200–300%. Существенно возросли и доходы от рекламной деятельности периодических изданий.

Влияние прогресса полиграфии на развитие журналистики.Распространение высокопроизводительных печатных машин, линотипов и других полиграфических новшеств позволило резко повысить темпы подготовки номеров и выпуска газет. Увеличившийся приток рекламных средств позволил выпускать газеты увеличенного объема. В начале XX в. отдельный номер амер. газеты мог достигать объема 100 страниц, тогда как столетие назад газета обычно состояла лишь из четырех полос. Обычный объем крупной английской газеты составлял в этот период 24 полосы. Существенно увеличились и тиражи. Возросшие возможности полиграфии позволяли оперативно выпускать невиданное прежде количество газет и журналов, обеспечивая ими уже не узкие элитные группы, а действительно массовую аудиторию.

«Массовые» издания.Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение чит. аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику – «пенни» – прессе. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой чит. массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

Джозеф Пулитцер– амер. журналист. В 1883 Пулитцер купил у Джея Гулда «Нью-Йорк уорлд» и к 1885 превратил его в популярную газету сенсационных новостей с иллюстрациями и комиксами. Эту направленность «Уорлд», равно как и ее тягу к разоблачению коррупции, окрестили «желтой прессой». К концу века «Уорлд» затмил херстовскую «Ивнинг джорнэл», и пулитцеровское издание, оставаясь ведущим органом демократической партии, заняло консервативные позиции. В 1885 Пулитцер был избран в конгресс США от штата Нью-Йорк, но пошатнувшееся здоровье вынудило его уйти в отставку уже в следующем году. В августе 1903 Пулитцер на личные средства создал факультет журналистики в Колумбийском университете и учредил Пулитцеровские премии. Он сделал также ряд щедрых пожертвований филантропическим организациям.

Пулитцер основал газету «NY World». В газете, по его мнению: 1.новости должны быть поданы красочно, 2.должна быть информация о благих деяниях, 3.активное использование иллюстративного ряда,4.необходимо хвалить себя и свою газету.

В газете появлялись гигантские заголовки с интригой, провокацией; провокационные иллюстрации, динамический репортаж (близок к детективу), реклама, юмор.зарисовки, женские рубрики, националистические лозунги.

Основатель другой «газетной империи», Вильям Херст, был прямой противоположностью Пулицеру. Этот отпрыск богатей­шего семейства в Калифорнии получил образование в Гарварде. Университет так и не закон­чил, зато увлекся жур-кой. Отец подарил ему газету «Сан-Франциско Экземинер», которую ранее получил за долги и которая стала первым звеном в «газетной цепи» будущего короля «желтой» прессы. Было ему тогда 24 го­да. На деньги отца он нанял лучших сотрудников и поставил де­ло на широкую ногу. Располагая родительскими финансами, Херст не имел нужды эконо­мить средства, подобно Пулицеру. В приобретенную им в 1895 г. нью-йоркскую газету «Морнинг Цжорнэл» он сразу же вложил 7,5 млн. отцовских денег. Херст платил небывало высокие з\п, и ему удалось переманить к себе лучших сотрудников Пулицера.

В поисках подхода к читателю Херст не стремился изобрести нечто принципиально новое, а следовал по тому же пути, что и Пулицер, налегая на насилие, мелодраму и секс, но делал это эффективнее, поскольку вкладывал большие деньги. Газеты Херста уделяли гораздо меньше внимания обществен­ной жизни и были гораздо консервативнее, чем газеты Пулицера. По вопросам внешней политики позиция Херста сближалась с позицией республиканцев: поддержка войны с Испанией и изо­ляционизм во время первой мировой войны чуть ли не до самого вступления в нее США.

«Газетная цепь» Херста пополнялась все новыми звеньями. В 1933 г. она вступила в период своего наивысшего могущества. К тому моменту она включала 26 ежедневных и 17 еженедель­ных газет, 13 журналов и 2 кинокомпании. Центральное место в «газетной империи» Херста занимали такие влиятельные еже­дневные газеты, как названная выше «Морнинг Дожрнэл» и соз­данная в 1900 г. «Чикаго Америкэн». Однако в последующие го­ды Херст стал сдавать позиции новым газетным трестам. Вильям Херст умер в 1955 г., оставив своим наследникам издательство, которое все еще входило в десятку крупнейших в США и конт­ролировало 10% ежедневного тиража американской печати.

1895 г. – Ричард Аутколт (художник «NY World») создает серию рисунков «желтый паренек» (как приложение к воскресном выпуску), основа комиксов. Херст перекупил художника – скандал о правах на рисунок. Термин «желтая пресса» (переманивание авторов).

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок». Оба – основатели нового журнализма, основными принципами которого были быстрота, сверхсенсация, качественный иллюстративный ряд.

«Качественная» пресса.Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати в период, когда печать превратилась в СМИ, стали так называемые «качественные» издания. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам гос. и полит. элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса. Именно для этой категории читателей была предназначена созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета – «Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования амер. управляющих и финансистов.

Честолюбивый провинциальный издатель А. Окс, выявивший эту потребность, в 1896 г. купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник основательной, систематичной информации о положении дел в стране и на международной арене.

Распространение репортажа.Во второй половине XIX – начале XX в. основной массив информации американских газет составляли оперативные сообщения, получаемые от репортеров. В это время в прессе США (а затем и европейских стран) получает широкое применение жанр репортажа.

Рождение современной журналистики расследований и разоблачений.В журналистике США формируется направление, представители которого ставили перед собой задачу бороться против общественных пороков путем расследования злоупотреблений и привлечения к ним внимания общественности. По их мнению, разоблачение зла должно было помочь людям понять его сущность и первопричины, побудить стремление к переменам, создать в обществе предпосылки для реформ, которые покончили бы с произволом, коррупцией, обманом.

Они рассматривали идеалы справедливости, чести как социально-мобилизирующую силу. Религиозный моралист Б. Флауэр в своем журнале «Arena», основанном в 1887 г., подверг острой критике сложившееся общественно-экономическое устройство. В программной статье, опубликованной в «Arena» в 1901 г., Флауэр утверждал, что страна все дальше уходит от идеала подлинной свободы, свидетельством чему служат углубление пропасти между богатством и нищетой, коррупция и злоупотребления, зависимость власти от плутократии. Он требовал общественных реформ в целях ограничения монополизма в экономике, публиковал статьи, разоблачающие использование детского труда, выступал против сегрегации и судов Линча, за улучшение условий жизни и труда рабочих.

Вслед за журналом «Arena» в конце XIX – начале XX в. и в других американских изданиях, главным образом в массовых журналах «McClure's», «Collier's», «Everybody's», «Cosmopolitan», появляются многочисленные разоблачительные публикации, посвященные недостойным и преступным действиям крупных компаний, коррупции на различных уровнях исполнительной и законодательной власти. В 1906 г. президент США Теодор Рузвельт, которого раздражала критика журналистов-разоблачителей в адрес госаппарата, уничижительно назвал их макрейкерами, что означает «разгребатели грязи».

Одним из ведущих изданий, публиковавших произведения макрейкеров, был журнал «McClure's». В 1902 г. к работе в журнале приступил Линкольн Стеффенс, ставший одной из ведущих фигур движения макрейкеров. Его убедительные, хорошо документированные статьи о коррупции и злоупотреблениях городских властей Сент-Луиса и других крупных городов США, о необходимости очищения и демократизации органов гос. управления, вызвали большой общественный резонанс. Они составили разоблачительные циклы «Позор городов» (1904), «Борьба за самоуправление» (1906).

Одним из последствий такого рода публикаций стала активизация общественного движения за совершенствование трудового законодательства.

В публикациях журнала «Cosmopolitan» и других изданий поднималась тема детского труда. Характеристика жутких условий, в которых были вынуждены работать дети, послужила толчком к созданию гражданских групп, выступавших за законодательный запрет детского труда. Под их давлением в конгресс был направлен соответствующий законопроект.

Для лучших произведений «разгребателей грязи» была характерна тщательная работа над фактической основой разоблачений. Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными – и это связывалось не только с подготовкой к возможному отстаиванию своей правоты в суде в ответ на обвинения в клевете.

Макрейкерское движение пошло на спад после финансового кризиса 1911 г., ударившего по массовым журналам. Оказавшись перед лицом материальных затруднений, издатель Мак Клюр потерял свой журнал. «American Magazine» и «Everybody's» были проданы, их профиль изменился. Журнал «Cosmopolitan», принадлежавший Херсту, был преобразован в женское издание. После первой мировой войны разоблачительная журналистика оказалась временно оттесненной на страницы небольших левых и радикальных журналов.

1. 17. Английская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX века. Характеристика «качественных» и «массовых» английских газет. Специализация периодических изданий.

К середине XIX столетия Англия стала страной «образцового капитализма». В 50 — 60-е годы усилилась ее колониальная поли­тика. В 70-е годы XIX в. начинает развертываться процесс «постепен­ной утраты английской мировой промышленной монополии. Те­ряя положение мастерской мира, Англия, однако, сохраняла коло­ниальную и морскую гегемонию, преобладающую роль в мировой посреднической торговле, страховом и банковском деле, которые по-прежнему приносили английской буржуазии огромные, все ра­стущие прибыли». В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, кото­рая для своего времени была исторически возможной. Издатели, редакторы, журналисты поспешили восполь­зоваться этой свободой.

Новые возможности прессы обусловливались не только отменой «налогов на знание»: росли технические возможности ее производ­ства и распространения. Александер Белл продемонстриро­вал королеве Виктории телефон; вскоре была проложена частная телефонная линия от острова Уайт до Лондона, а затем в сто­лице Великобритании стала действовать общественная телефонная служба. Маркони предсказывал появление и «видимого телефона».

В 60 — 80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появи­лось много вечерних газет: «Пелл Мелл Газетт»), «Лон­дон Дейли Меркури» («Лондонский ежедневный вестник»), «Ивнинг Меркури» («Вечерний вестник»), «Ивнинг Ньюс» («Вечерние новости»), «Стар» («Звезда», 1855). Ряды журнальной периодики пополнили «Фортнайтли Ревью» («Ежеквартальное обозрение»), ежемесячный «Контемпорэри Ревью» («Современное обозрение»).

В 60 — 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия») стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. Был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры со­временной истории, обещал отразить интересы женщин, публико­вать критические материалы, написанные «джентльменами и уче­ными». По типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Пери­одика второй половины XIX в. была достаточно специализиро­ванной. Существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания11.

В последние десятилетия XIX в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выгля­дели слишком серьезными, их заголовки были невыразительными, страницы изобиловали политическими публикациями, а все то, что связано с повседневными житейскими интересами, практически от­сутствовало13.

Одним из первых, кто начал реорганизацию английской прессы, явился Уильям ТомасСтед (1849 — 1912). Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью». Это был дайджест, в котором реферировались журналы типа «ревью» и «мэгэзин».

Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета «Стар»,созданная Т. П. О'Коннором, соби­равшимся покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего жур­нала».

Вступлению Англии в век «новой» журналистики немало способствовал тот факт, что братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модер­низировали ее.

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основа­телем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созда­нию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентиро­валась на новую читающую публику — клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и де­вушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать. все, что написано просто и достаточно интересно»18.

В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежеднев­ную газету — «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и пред­назначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, про­никнутое британским имперским духом.

В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона «Пирсон'з Уикли» («Еженедельник Пир­сона») — двадцатистраничный еженедельник. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным де­лом.

В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.

Таким образом, английская «новая» журналистика была свя­зана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств инфор­мации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негатив­ные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали. Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием.

До появления «Дейли Мейл» наибольший тираж среди еже­дневных газет отмечался у «Дейли Телеграф».

В 1908 г. «Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти.

Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX — начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий.

В годы деятельности I Интернационала ряд английских изда­ний выступает от его имени. Одно из них — рабочая газета «Бихайв» («Улей»). «Бихайв» сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного из­дания. Органом Социал-демократической феде­рации был еженедельник «Джастис» («Справедливость»), одним из руководителей которого стал Уильям.

Daily Mail — массовая английская ежедневная газета. Выходит с 1896 года. Была одной из первых британских газет для среднего класса и сегодня является единственной, более 50 % читателей которой — женщины. Была первой газетой, продавшей миллионный тираж за 1 день. Имела несколько «национальных» — ирландская, шотландская, индийская — версий.

«Массовая пресса». Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику – «пенни» – прессе. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Их издатели максимально использовали характеристики, присущие новым слоям читательской аудитории, для привлечения внимания к своим изданиям. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

«Качественная» пресса.Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. В 1888 г. появляется газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити.

Французская журналистика во 2-й пол. XIX - нач. XX века. Законы о печати. Пресса периода Парижской коммуны. «Дело Дрейфуса» и политические тенденции во французской журналистике. Газета «Фигаро» (“Le Figaro”).

Новым законом о печати 11 мая 1868 года были отменены предварительное разрешение, предостережения и запрещения в административном порядке, но сохранены срочные или окончательные запрещения в судебном порядке; штемпельный сбор понижен до 5 (в Париже) и до 2 (в провинции) сантимов с газетного листа.

Закон о печати от 29 июля 1881 года, положивший конец зависимости прессы от государственного аппарата и предоставивший ей полную свободу, четко определив правонарушения, за которые печатные органы могут нести ответственность, стал серьезным стимулом для бурного развития провинциальной печати. Например, в департаменте Эр и Луар, где с 1781 по 1914 год появилось в общей сложности 129 изданий общеполитического и рекламного характера, 70% газет были созданы после 1881 года[24]. Многие из этих печатных органов были учреждены исключительно для проведения агитационных кампаний в период тех или иных выборов и существовали довольно недолго. 69 газет продолжали выходить не более двух лет и лишь около 40 изданий печатались дольше пяти лет. В 1899 году в Шартре была создана ежедневная газета «Депеш д'Эр и Луар», просуществовавшая до 1944 года.

«Золотой век» французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными

предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий.

Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой

полосе всегда должна быть «кровь».

Например, в департаменте Эр и Луар, где с 1781 по 1914 год появилось в общей сложности 129 изданий общеполитического и рекламного характера, 70% газет были созданы после 1881 года[24]. Многие из этих печатных органов были учреждены исключительно для проведения агитационных кампаний в период тех или иных выборов и существовали довольно недолго. 69 газет продолжали выходить не более двух лет и лишь около 40 изданий печатались дольше пяти лет. В 1899 году в Шартре была создана ежедневная газета «Депеш д'Эр и Луар», просуществовавшая до 1944 года.

В первые годы Третьей республики только в таких больших городах, как Лилль, Лион, Марсель, Тулуза, Бордо и Нант, издавались популярные газеты, номера которых стоили 5 сантимов. Тираж каждого подобного издания составлял чуть более 10000 экземпляров. К концу 1890-х годов во Франции начала зарождаться собственно региональная печать: крупные ежедневные газеты стали распространять свои номера на территории сразу нескольких департаментов. Типографии стали использовать ротационные печатные машины, способные выпускать по 20000 экземпляров газеты в час. При этом редакции обзавелись местными изданиями, снабженными вкладышами, содержание которых зависело от зоны распространения. В качестве примера первой региональной газеты можно привести «Депеш», выходившую в Тулузе с 1895 года.

Как видно из приведенных выше примеров, на протяжении почти всего «золотого века» французской печати наблюдалась экстенсивность процесса развития провинциальной прессы, характеризовавшегося ростом числа изданий и постепенным увеличением их тиража. Наибольшее число ежедневных провинциальных газет – 250 – было зарегистрировано в стране в 1885 году[25]. К этому времени по меньшей мере одна ежедневная газета была практически в каждом департаменте. Потом число изданий стало медленно сокращаться, что объясняется началом процесса концентрации печати в регионах. Технические новшества, подобные линотипам, требовали от изданий серьезных расходов, однако не все владельцы газет могли это себе позволить. В итоге к 1914 году некоторые мелкие провинциальные газеты исчезли с рынка печати, не выдержав конкуренции с двадцаткой наиболее крупных изданий, тираж каждого из которых превышал 100000 экземпляров. К концу «золотого века» во Франции насчитывалось 242 ежедневных провинциальных печатных органа с общим тиражом в 4000000 экземпляров[26]. Тираж парижской печати, который был на полтора миллиона экземпляров больше, за этот период увеличился в пять раз, а тираж провинциальной прессы – в тринадцать. При этом в округах и кантонах Франции насчитывалось около 4000 мелких периодических изданий.

“Journal official” (“Официальная газета”)– рук-ль Шарль Лонге

К 1861 году издается 61 газета. Вновь самой популярной явл-ся газета “Pere Duchene”.

Также издавались “Нувель Репюблик” (“Новая Республика”), “Освобожденный”, “Монтань” (“Гора”). Кроме газет появляются афиши.

ПЕЧАТЬ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

18 марта 1871 года в результате восстания в Париже к власти пришла Коммуна – первое в мире рабочее правительство. Семьдесят один день правления Коммуны представляет собой важный этап развития французской журналистики. Коммунары захватили редакцию правительственной «Журналь офисьель», выходившей с 1869 года, и превратили ее в главный орган власти, назвав «Journal Officiel de la Commune» («Журналь офисьель де ля Комюн» - «Официальная газета Коммуны»). Здесь помещались документы центрального комитета рабочего правительства, а также городская, французская и зарубежная информация, полемические материалы.

Из популярных городских газет особым успехом пользовались «Кри дю пепль» писателя Жюля Валлеса – ее тираж достигал ста тысячи экземпляров; «Pere Duchene» («Пер Дюшен» - «Папаша Дюшен») поэта и журналиста Эмиля Вермеша. «Пьер Дюшен» повторяла название одноименной газеты Жана Рене Эбера, выходившей в годы Великой французской революции (1789 – 1794). Девиз газеты гласил: «Республика или смерть!». Выходила также газета «Мамаша Дюшен».

Особенность газет Парижской коммуны состояла в отсутствии профессиональных редакторов. Большую часть газет составляли письма читателей. Многие журналисты были из числа читателей. Поскольку коммунары не запретили оппозиционные периодические издания, существовала конкуренция, шла постоянная борьба за читателя. Газеты Коммуны издавались, как и буржуазные, на коммерческой основе. Издатели должны были покупать у магнатов бумагу, краску. Лейтмотивом большинства рабочих газет было недовольство мягкостью Коммуны к своим врагам, требования разоблачения аристократии, Церкви, закрытия храмов.

Но руководство Коммуны ограничивалось лишь «предупреждениями» в адрес наиболее оппозиционных газет. В начале апреля были запрещены лишь три газеты: «Journal des Debats», «Paris Journal» и «Constitutionnel», в конце апреля – еще четыре. И лишь в последние недели правления Коммуны было закрыто двадцать газет. Но большинство из них, поменяв название, буквально через несколько дней возобновили выход.

После поражения Коммуны республиканские газеты были закрыты, оставшиеся в живых журналисты-коммунары репрессированы.

«Большая четверка франц. Прессы»

1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене. Это была ежедневная «Птижурналь», основанная Моисеем Полидором Мило. Олицетворяя народ в «маленьких людях» – консьержках, ремесленниках, рабочих и землепашцах, – «Птижурналь» пыталась беззастенчиво им льстить, превознося их добродетели, реальные и мнимые. Изобретая многочисленные приемы саморекламы, «не страшась быть глупой», газета вела настоящую «охоту за читателем в собственном доме». Снабжая читателей простой, но разнообразной информацией, зачастую развлекательной или сенсационной, регулярно публикуя «полицейские» романы с продолжениями, она быстро увеличивает свой тираж. В 60е гг «Птижурналь» превращается в акционерное общество (тираж мог достигать пол млн экз.) т.к растет вес рекламы, развлекательные материалы, попытка наладить обратную связь.

«Фигаро» 1825г.основал Морис Алуа. (и по сей день издается).

Расцвет газеты связан с именем крупного парижского издателя Ж.-И. Вильмессана. Вильмессан купил «Фигаро» в 1854 г. и за короткое время превратил ее в одну из самых популярных французских газет.Сначала газета позиционировала себя как неполитическое издание. Она привлекла читателей разнообразием информации, остроумием, интонацией непосредственной беседы. С 1856 г. «Фигаро» выходит дважды в неделю. С 1866 г. становится ежедневным изданием.С 1867 г. издание приобретает все более определенную антибонапартистскую политическую окраску. В 1880 г. руководителем издания стал ФрансисМаньяр. Тональность газеты стала более серьезной, улучшилось качество информации и литературных материалов. Именно «Фигаро» в 1885 г. опубликовала «Манифест символизма» Жана Мореаса. Пик популярности и влиятельности «Фигаро» пришелся на рубеж ХIX–ХХ веков. Тираж газеты достиг 80 тысяч экземпляров. Ф. Маньяр (до 1880г) – с его приходом в журнале появляется сильный литературный раздел (на его страницах печатаются Эмиль Золя и др.) Всплеск реваншистских националистических настроений во Франции того времени отразились в прессе, как и крупные скандалы того времени, например,

«ДЕЛО ДРЕЙФУСА» - процесс (1894—1906) по делу ошпионажев пользуГерманской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба,еврейродом изЭльзаса(на тот момент территория Германии) капитанАльфред Дрейфус(1859—1935). Процесс сыграл огромную роль в историиФранциииЕвропыконцаXIX века. Общество разделилось на два лагеря: за и против Дрейфуса. Альфред Дрейфус – еврей, мог ли он служить Франции на 100%? Обвинили, оказался не виновным, вышел на свободу. Эмиль Золя – писатель-натуралист, журналист. Сотрудничал со многими франц.изданиями. Расследовал самостоятельно «дело Дрейфуса», публикация письма «Я обвиняю». Его осудили, штраф и тюрьма. Покинул Францию, чтобы избежать тюремного заключения и пережить вне страны общую ненависть по отношению к нему (по улице ходили толпы людей и кричали «Смерть Золя!», публичное сожжение его книг и публикаций в библиотеке). Полковником Анри и майором Пати де Кламом, решительно высказался за предание Дрейфуса Обвинение.

В конце1894г., когда у власти стоял кабинетДюпюи, с генералом Мерсье в должности военного министра, в генеральном штабе была обнаружена пропажа нескольких секретных документов. Через некоторое время начальник бюро разведки полковник Анри представил в военное министерство бордеро, то есть препроводительную бумагу, без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов. Бордеро это было, будто бы, найдено в выброшенных бумагах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Дрейфуса. Альфред Дрейфус был арестован15 октября1894 года. Министр иностранных дел Ганото на основании каких-то данных не верил этому бордеро и был против возбуждения дела, был арестован15 октября1894 года. Министр иностранных дел Ганото на основании каких-то данных не верил этому бордеро и был против возбуждения дела, но не решился настаивать на своем и впоследствии играл двусмысленную роль человека, убежденного в невиновности, но не заявлявшего о том публично и поддержавшего министерства, враждебные Дрейфусу. Военный министр Мерсье, побуждаемый военному суду.

Наши рекомендации