Политическое сознание: сущность, структура, функции
Любые политические процессы и явления, которые происходят в обществе, вызывают определенное отношение к ним: находят поддержку, возбуждают возмущение и даже сопротивление, обусловливают апатию, безразличие; побуждают к действиям или заставляют скрываться, уходить от политической жизни. Почему так поступает индивид, отдельная личность? Почему так ведут себя масы? Без определения сущности этого явления весьма сложно понять не только происходящие политические события, но и спрогнозировать их развитие на ближайшую и отдаленную перспективу. На эти важные вопросы политической жизни общества можно ответить, раскрыв сущность политического сознания – неотъемлемого элемента любой политической системы.
Итак, что же представляет собой эта категория? Прежде всего, правомерно предположить, что это – одна из составляющих сознания человека в целом. А поскольку объектом здесь является политика, то оно должно отражать восприятие индивидом окружающей политической действительности, понимание происходящих событий и формирование собственного отношения к ним. Скоррелированная определенным образом, совокупность этих взглядов и отношений по группам интересов или в обществе в целом должна характеризовать массовое политическое сознание. Таким образом, массовое политическое сознание включает идеи, взгляды, представления, традиции, обычаи, привычки политического поведения масс людей. Субъектами этого сознания могут выступать большие и малые социальные группы: партии, нации, классы, религиозные объединения и др. В то же время, «творцом» массового политического сознания может быть и индивид, отдельная личность, идеи и взгляды которого восприняты и поддержаны массами. Например, христианство, буддизм, марксизм, маоизм.
Поскольку в политической системе определяющим структурным элементом является власть, то политическое сознание связано с определенным ее восприятием, пониманием, участием в составе тех или иных политических сил в борьбе за власть и ее осуществление.
Таким образом, политическое сознание можно определить как совокупность теоретических и повседневных взглядов, оценок, установок общества, социальной группы, индивида, которые отражают политико-властные отношения и политические интересы субъектов, их отношение к явлениям политической жизни.
Оно базируется на восприятии, познании политико-властных отношений в целом и каждой ветви власти в отдельности, знании законов и закономерностей политического развития общества, представлении о политических интересах субъектов политической деятельности, понимании политических процессов и перспектив их развития. Именно на такой основе могут формироваться осознанные политические убеждения. Политическое сознание отражает также и отношение одной социально-политической группы к другим, отношения между классами, нациями, отношение людей к общественному строю и происходящим в нем процессам, к партиям, движениям, социальным ценностям, традициям и т. д. Поэтому оно лежит в основе политической деятельности, как индивида, так и политической группы, общественного движения и масс.
Следовательно, политическое сознание можно представить и как совокупность чувственных и рациональных, эмпирических и теоретических, ценностных и нормативных, осознанных и подсознательных представлений, определяющих отношение субъектов политической жизни к явлениям политической власти, политических процессов, политической жизни страны и мира.
Формирование политического сознания происходит под влиянием многих факторов, а уровень его зависит, в частности, от наличия специальных знаний и разнообразных форм участия человека в отношениях власти. Индивидуальное политическое сознание формируется разными способами. Один из них - критическое осмысление личностью социальной действительности, обобщение и рационализация (т.е. отбор существенного, главного) информации. Этот путь требует определенной политологической подготовки, знания политики, политических отношений. Второй путь - на основе осознания целей активных участников политических процессов: государства, политического движения или партии и присоединения к уже сформулированным ими идеям, идеологиям, нормам и направлениям политического поведения. Для этого также нужна определенная политическая подготовка, но главное – это широкая пропагандистская работа этих субъектов политики по разъяснению своих целей, идеологий для привлечения на свою сторону народа. Наконец, третий путь связан с эмоциональным приобщением к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Это достигается также путем пропаганды. Однако форма ее рассчитана больше на внешние эффекты, обещания изменений к лучшему, броские лозунги, шоу и т.п. Это зачастую дает возможность получить поддержку электората. Однако устойчивость такого сознания весьма проблематична.
Формирование сознания - непрерывный процесс, который неотделим от общественно-исторической практики, реальных политических процессов. И обществу нужна не всякая политическая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, сознательная. Для построения демократического правового государства нужна личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над своей деятельностью, способная к совершению свободных действий, то есть обладающая сознанием.
Условия и источники формирования политического сознания определяют и его уровень, т.е. определенную ступень, достигнутую его носителем, субъектом социально-политической жизни в области познания процессов и явлений, которые происходят в политике. Обычно выделяют три таких уровня: обыденный, эмпирический и теоретический.
Обыденный – это уровень политического сознания, формируемого на основе непосредственного восприятия будничной жизни общества. Проявляется оно, в первую очередь, в эмоционально-рассудочном осмыслении действительности. На этом уровне политическое сознание не проникает в сущность политических процессов и причины их вызвавшие. Поэтому оно неустойчивое, «размытое», как правило, не перерастающее в твердые убеждения. Логика такого сознания базируется на эмоциональном восприятии, так называемом «здравом смысле», а поэтому и не может служить надежным ориентиром в сложном переплетении происходящих политических событий. Такое сознание легко используют политические демагоги, авантюристы в борьбе за власть.
Эмпирический (от греч.empeirea – опыт) – это уровень политического сознания, сформированный на основе осознанных и проанализированных политических наблюдений за процессами и явлениями их непосредственных участников. Это уже не только эмоциональное восприятие, здесь присутствует большая определенность и предметность суждений, доказательность своего мнения, своих взглядов. Этот уровень сознания еще близок к обыденному, т.к. большую роль в его формировании играют психологические факторы, которые имеют решающее значение в экстремальные или нестабильные периоды. Тем не менее, в силу влияния других факторов – опыт, осознанность, анализ, обобщение – этот уровень является более высоким, чем обыденный.
Теоретический – это наиболее высокий уровень познания политической действительности. Как правило, он базируется на знаниях закономерностей политического развития, идей и целей политических сил, их роли и влияния в обществе. Такое сознание имеет устойчивый характер, представляется в убеждениях, умении высказать и отстоять свои взгляды, мнение, в практической деятельности. Основой формирования такого сознания является изучение политической теории, которая позволяет раскрыть логику и закономерности политических процессов и явлений, объяснить происходящие события, установить между ними причинно-следственные связи, спрогнозировать их развитие. Такой уровень политического сознания хотя бы элитарной части общества – необходимое, даже императивное условие его демократичности.
Как и другие элементы политической системы, политическое сознание выполняет определенные функции. К ним относятся:
- познавательная, связанная с отображением в мыслительной деятельности человека сущности политических процессов, идей и целей их участников;
- идеологическая, характеризующая способность индивида, социальной группы, общества к защите данных идей, интересов, целей;
- коммуникативная, обеспечивающая взаимодействие субъектов политической жизни и носителей власти;
- прогностическая, выражающая способность носителя политического сознания к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;
- воспитательная, призванная придать гражданской активности людей социально и политически очерченную направленность.
Одной из важных форм политического сознания, формой его проявления является общественное мнение.
Общественное мнение - это состояние массового сознания, которое выражает скрытое или явное отношение различных социальных общностей, классов и групп людей к событиям, фактам, общественно-политической действительности.
Методы изучения и выявления общественного мнения: социологические опросы, волеизъявление в ходе выборов, референдумов, массовых мероприятий - митингов, манифестаций и др.
По социальным функциям в структуре политического сознания выделяют консервативное, реформистское и революционное, практическое и теоретическое.
В типологии политического сознания можно выделить авторитарное и демократическое. Авторитарное политическое сознание ориентируется на «сильную» политическую власть, беспрекословное подчинение ей, культ силы и авторитет стоящих у власти, что неизбежно ведет к фактическому отрицанию прав граждан на реальное участие в осуществлении власти.
Демократическое политическое сознание опирается на народовластие, политические свободы и равенство граждан перед законом, выборность и подотчетность перед народом органов власти, верховенство правового закона, а также гражданского общества над государством, политический плюрализм и др. Демократичность политического сознания будет тем выше, чем развитее правовая основа государства, демократичнее политическая система, чем активнее политические силы, которые стоят на позициях демократизма. Наоборот, чем пассивнее общество и его политические силы, тем больше возможности для формирования авторитарного сознания.
В условиях независимости Украины происходит постепенное формирование и нового политического сознания. Обыденное сознание первых лет независимости, сформированное, главным образом, на основе эмоционального восприятия идей независимой государственности сделало свое дело: выход из имперского Союза состоялся. Однако, новое государство, в первую очередь государственная власть, увлекшись идеей, допустило слишком много политических ошибок, что, в конечном счете, отбросило страну на несколько десятков лет назад по уровню использования и развития экономического потенциала. Поэтому к концу первого десятилетия в стране сложилась ситуация угрожающей нестабильности и крайне низкого уровня жизни подавляющей части населения. Все это обусловило такое явление как отсталость политического сознания общества, которое становится, к сожалению, ведущей тенденцией. Эта тенденция породила политическую апатию, безразличие значительной части общества. А в этих условиях достижение серьезных успехов в деле демократизации политической системы в целом и государства особенно становится весьма проблематичным. Итогом такой апатии может быть или возрождение авторитаризма, или фактическая потеря государственности при сохранении ее институтов, т.к. переход в полную зависимость от финансового содержания других государств и международных кредитных монстров не есть независимость. Поэтому при любой персонализации государственной власти главным направлением ее деятельности должно быть возрождение национальной экономики, ее всесторонняя защита и поддержка, переход от социального упадка к социальному развитию, что обусловит возрождение активного политического сознания, созидательную деятельность народа.