Управленческая этика и ее особенности

Управленческая этика

Этика деловых отношений, деловая этика, профессиональная этика (контекстуальные синонимы).

Деловая этика (business ethic)

Этика деловых отношений - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Этика деловых отношений включает: - этическую оценку внутренней и внешней политики организации; - моральные принципы членов организации; - моральный климат в организации; - нормы делового этикета.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Управленческая этика и ее особенности.

В условиях социально-экономического кризиса современного общества этические основы бизнеса, управления, деловых отношений приобретают особое значение. Основными причинами актуальности темы этического воспитания является то, что:

во-первых, утрачивают свою значимость политические и общественные регуляторы общественных отношений, и конкретное поведение личности регулирует ее моральная направленность;

во-вторых, возрастает вред неэтического, нечестного поведения, ощущаемый потребителями и производителями, руководителями и подчиненными, обществом в целом;

в-третьих, происходит превышение общественного вреда, вызываемого неэтичным поведением над индивидуальной и групповой выгодой.

Основным назначением управленческой этики является обеспечение нравственными основами тех, кто профессионально осуществляет управленческие функции. Прежде всего, необходимо чтобы решения и действия руководителя были проникнуты уважением к подчиненным. Основополагающими принципами управленческой этики должны стать гуманизм и демократия, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе. Посредством управления должны разумно соотноситься общественные, коллективные и личные интересы. Исходя из того, что управленческая деятельность представляет собой цепь постоянно принимаемых решений, они должны быть нравственно обоснованными и морально определены. В условиях рыночных отношений профессиональным долгом руководителя должно стать объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных независимо от их статуса и формы участия в собственности предприятия. Управленческая этика – совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. К правилам эффективного руководства, проверенным на практике за рубежом и в нашей стране, можно отнести следующие: - передача (делегирование) соответствующим структурам полномочий и ответственности за результаты использования предоставленной власти; - планирование основных направлений работы с людьми; - неуклонное стремление к достижению цели; соотнесение возможностей исполнителей со сложностью поставленных задач; - формирование деловой и доброжелательной атмосферы во всех подразделениях фирмы; поощрение за лучшие показатели в работе и исключение карательных мер и санкций за упущения; - гласность в работе (разумеется, при сохранении коммерческой тайны и других секретов фирмы); - строгий контроль за физическим и психологическим состоянием сотрудников; - материальная и моральная поддержка сотрудников в необходимых ситуациях; - регулярные контакты руководителей с подчиненными и т. д.

Задания и задачи

1. Подготовьте предложения, как можно провести социальную диагностику культуры управления в организации.

2. Сформулируйте базовые ценности и нормы поведения работников в данной (своей) организации.

3. Выявите конкретные цели и задачи для изменения культуры управления в данной (своей) организации.

4. Сформулируйте предложения, как можно психологически подготовить персонал организации к возможным изменениям в культуре управления.

5. Дайте обоснование того, что именно конкуренция заставляет совершенствовать культуру управления, формировать новые ценности, традиции в отношениях между людьми.

Рекомендации по оформлению документов деловой этики[1]

1.Функции документов деловой этики

Документы деловой этики оформляют совокупность этических правил и норм поведения, разделяемых участниками того или иного корпоративного социума (акционерами, директорами, менеджерами, работниками). Посредством документов деловой этики создаются определенные модели поведения и совместной деятельности, а также внутрикорпоративные механизмы, обеспечивающие их применение участниками корпоративного социума в отношениях между собой и с внешней средой (государством, деловыми партнерами, потребителями и т. д.).

Поскольку документы деловой этики утверждаются советом директоров или общим собранием акционеров, они становятся внутренними (локальными) документами компании и приобретают определенное юридическое звучание. Их несоблюдение может повлечь для нарушителей применение санкций, предусмотренных уставом и внутренними документами компании.

Документы деловой этики могут выполнять (и выполняют) самый широкий спектр задач. Зарубежный и российский опыт показывает, что такие документы ведущих компаний имеют серьезные различия в структуре, формате и содержании. Их непохожесть обусловлена различными задачами, которые ставит корпорация при принятии и применении своего документа деловой этики. Однако, все задачи, решаемые принятием корпоративного документа деловой этики, могут быть сведены к реализации двух основных функций:

репутационной

управленческой

Репутационная функция заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.).

Наличие у компании документа деловой этики уже становится своеобразным брэндом, признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения документа деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.

Вместе с тем, не следует недооценивать управленческую функцию документа деловой этики. Она состоит в регламентации и упорядочивании корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добросовестности.

Управленческая функция обеспечивается:

Формированием этических аспектов корпоративной культуры между заинтересованными лицами внутри корпорации (акционерами, директорами, менеджерами и работниками). Документ деловой этики, внедряя корпоративные ценности внутри компании, выкристаллизовывает корпоративную идентичность данной компании и в результате повышает качество стратегического и оперативного управления в ней.

Регламентацией приоритетов в отношениях с внешними заинтересованными лицами (поставщиками, подрядчиками, потребителями, кредиторами и т. д.).

Определением порядка и процедуры разработки и принятия решений в сложных этических ситуациях.

Перечислением и конкретизацией форм поведения, недопустимых с позиции этики.

2.Типы документов деловой этики

Документы, в которых описываются принципы деловой этики, создаются, как правило, по собственной инициативе предприятий или организаций, как дополнение к законодательству, регулирующему их сферу деятельности (например, корпоративное управление).

Наиболее распространенными типами документами деловой этики являются декларации и кодексы (от codex – книга, свод законов).

Декларации и кодексы являются своеобразными сводами законов внутрикорпоративного пользования – одной из эффективных форм регулирования и контроля деятельности предприятия или организации.

В настоящее время сложилось два типа документов деловой этики:

Относительно краткие по содержанию документы, разрабатываемые, как правило, на первых этапах формирования предприятия или организации для консолидации его/её прогрессивных сил. Нередко, такие документы по своей сути являются этическими декларациями о намерениях и предназначаются для свидетельствования факта самосознания, прогрессивности и ответственности предприятия или организации.

Регулятивные документы с подробно разработанными этическими принципами и правилами деятельности, содержащие этические обязательства по отношению к различным группам делового взаимодействия. Современные корпорации и компании, осознающие, что деловая этика является мощным инструментом повышения дисциплины, производительности и эффективности деятельности, разрабатывают кодексы корпоративной этики, подробно регламентирующие деятельность различных подразделений и деловые отношения с коллегами, поставщиками, потребителями, потенциальными деловыми партнерами, конкурентами, акционерами, потенциальными инвесторами, местным населением, представителями средств массовой информации и т.д. и т.п.

Этичность предприятия или организации достигается не только разработкой кодексов корпоративной этики, но и наличием контроля за их соблюдением. Поэтому наиболее профессионально разработанные документы деловой этики включают описание процедур контроля за их выполнением и возможных санкций за несоблюдение принятых принципов. Такие документы, как правило, разрабатываются в специально создаваемых рабочих группах с участием авторитетных представителей всех подразделений и заинтересованных сторон, как правило, с приглашением экспертов-консультантов по деловой этике. В результате, такие кодексы, как правило, учитывают традиции и прецеденты, международный опыт, национальную и местную специфику, особенности деятельности предприятия или организации и становятся дополнительным ресурсом повышения эффективности предприятия или организации.

3.Принципы оформления документов деловой этики

Документы деловой этики, как правило, оформляются в определенном порядке.

Вводная часть (преамбула, введение), в разном объеме в зависимости от типа документа деловой этики, может содержать описание предпосылок создания и предназначения (цели и задачи) декларации, хартии или кодекса деловой этики.

В следующей части документа деловой этики, как правило, указываются наиболее важные для предприятия или организации основополагающие (всеобщие, экуменические) или международные принципы деловой этики, а также этические (профессиональные) традиции, свойственные данной деловой сфере или конкретной компании.

Далее, в документах деловой этики обычно формулируются основные этические стандарты делового поведения в данной сфере бизнеса и правила деятельности предприятия или организации по отношению к своим собственным работникам или членам, а также к внешним участникам деловых отношений. Степень детализации и регламентирования деловой этики зависит от специфики предприятия или организации – числа участников деловых отношений, структуры и уровня развития, стратегических целей и задач, а также иных конкретных обстоятельств и условий

Как отмечено в предыдущем разделе Методических рекомендаций, этичность предприятия или организации достигается не только разработкой кодексов корпоративной этики, но и наличием контроля за их соблюдением.

Документы о деловой этике прогрессивных предприятий и организаций все чаще содержат раздел описания системы контроля за соблюдением принципов корпоративной деловой этики, например, функции и технологию работы комиссии по этике и санкции за нарушение зафиксированных в документе этических принципов.

Важным фактором является публичность документа о деловой этике, поэтому, помимо документального оформления и вывешивания кодексов корпоративной этики в доступных для ознакомления местах предприятия или организации, общепринятым является направление документов деловой этики контрагентам предприятия или организации, а также размещение этих документов на интернет-сайтах предприятий и организаций.

Наши рекомендации