Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI

Вторая мировая война.

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Уинстон Черчилль

Итоги Битвы за Британию.

Накануне нападения Германии на Великобританию Уинстон Черчилль обратился к своей нации со словами:

«Давайте, приложим все наши усилия и постараемся так выполнить свой долг перед людьми, чтобы они через тысячу лет, если столько времени просуществует Британская империя и ее содружество наций, сказали: «Это был их самый высший подвиг».

Англичане с честью выполнили свой долг и нанесли нацистской Германии ее первое поражение. Народ Великобритании по праву может гордиться этой страницей в своей истории!

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Лондонские пожарники. 1940 г.

Победа была достигнута высокой ценой. Бомбежки унесли жизнь 43 тысяч человек (в основном, это мирные жители). В одном Лондоне погибло около 12500 человек. Было разрушено более миллиона жилых домов. Несколько городов били серьезно повреждены, Ковентри - практически «стерт с лица земли».

От налетов немецкой авиации пострадали сталелитейная и судостроительная промышленность, сети коммуникаций.

Сократилось производство электроэнергии. Было уничтожено некоторое количество запасов нефти, продовольственных и других резервов.

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Небо над Лондоном в период Битвы за Британию.

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
«JG-52»

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Сталин и Черчилль в 1942 году.

Серьезный урон был нанесен авиационной отрасли страны. Англичане потеряли, по собственному признанию, 915 самолетов. Производство самолетов значительно снизилось как в результате прямого ущерба, нанесенного промышленности, так и вследствие вынужденного рассредоточения заводов. Только в феврале 1941 года выпуск авиатехники достиг уровня августа предыдущего года.

В период немецкого воздушного наступления британцы были вынуждены держать внутри своей метрополии большое количество истребителей и зенитных средств, это ослабило их позиции на Среднем Востоке.

Значение победы британцев для борьбы с фашистской агрессией неоценимо. Великобритания сохранила свою государственность, военный и промышленный потенциал и смогла продолжить борьбу. Теперь территория острова превращалась в западный плацдарм в войне с Германией. Позже именно здесь будут сосредоточены войска союзников.

События в Англии оказали влияние на Советский Союз.

Если бы Черчилль пошел на мирные переговоры с Гитлером летом 1940 года, нападение Германии на СССР могло бы произойти на целый год раньше. Если бы исход Битва за Англию был иной, Второго фронта в Европе могло бы и не быть.

Уроки Битвы за Британию.

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Жительницы Лондона производят подъем аэростата воздушного заграждения.

Битва за Англию – первое в истории серьёзное сражение, проходившее полностью в воздушном пространстве - стала практической проверкой всех существовавших в то время идей в области авиации. Она показала всему миру преимущества и надежность радиолокационных систем обнаружения воздушных объектов и необходимость прикрытия бомбардировщиков истребителями сопровождения.

Английские события продемонстрировали нежизнеспособность знаменитой теории «стратегических бомбардировок». Эта концепция появилась еще в годы Первой мировой войны. Ее автор – итальянский генерал Д.Дуэ. В своем труде «Господство в воздухе» Дуэ утверждал, что авиация – всемогущий вид вооруженных сил, способный в одиночку в короткий период решить исход войны путем разрушения военно-производственной базы противника и подавления его воли к сопротивлению.

Впрочем, в своих работах итальянец подчеркивал, что его теория применима только к специфике Италии, где Альпы серьезно затрудняют переход сухопутных границ.

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Сторонником теории «стратегических бомбардировок» был Герман Геринг.

В конце 1930х годов теория Дуэ были чрезвычайно популярна, особенно в Германии. Горячим ее защитником был Герман Геринг. Немцы довели идеи итальянского генерала до своего логического завершения, утверждая, что война может быть выиграна только бомбардировками с воздуха. Именно так руководитель Люфтваффе хотел победить англичан и потерпел фиаско. Стало ясно, что если за бомбардировками не следует немедленно наступление или занятие территории, они производят только временный деморализующий эффект.

Подобно наркотическому средству, бомбежки независимо от причиняемого материального ущерба становятся морально менее эффективными при повторении. Это хорошо понимал победитель немцев генерал Хью Даудинг.

В 1942году он напишет: «По-видимому, вполне можно предположить, что одна только война в воздухе с больших дистанций между противниками, находящимися далеко друг от друга и обеспеченными всем необходимым, будет безвредной».

Авиация на I этапе войны. Битва за Англию. Часть XI - student2.ru
Пожар и разрушения в Лондоне

Опыт Битвы за Британию был бесценен, ведь шел май 1941 года. Все самое важное и самое страшное в войне было еще впереди. И от того, кто лучше усвоил «английский урок» (немцы? русские? американцы?) зависел, во многом, исход Второй мировой войны!

Наши рекомендации