Право международных договоров

ПМД это совокупность международно-правовых норм (договорных и обычных), определяющих порядок заключения, условия действительности, действия и прекращения международных договоров. Это одна из наиболее важных отраслей международного права.

В 1969 г. на Конференции ООН в Вене была принята Конвенция (Венская конвенция 1969 г.) о праве международных договоров, которая подробно регламентирует порядок заключения договоров между государствами, вступления их в силу, толкования, применения и прекращения, а также условия их действительности.

Международный договор — соглашение между основными субъектами международного права, прежде всего, между государствами, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанностей.

Участвовать в международных договорах могут все основные субъекты международного права, т. е. государства, борющиеся за независимость нации и межгосударственные организации. Под участниками международного договора понимаются те субъекты международного права, которые окончательно оформили свое участие в договоре и обладают правами и обязанностями, из него вытекающими, и для которых договор находится в силе.

Все чаще участниками международных договоров становятся международные (межгосударственные) организации.

В системе международных договоров с участием международных организаций различаются две их разновидности: договоры международных организаций с государствами и договоры международных организаций друг с другом. Все эти договоры обладают рядом особенностей, связанных с согласованием воль, порядком заключения, применения и прекращения договора. Ввиду этого кодификация норм, относящихся к таким договорам, стала предметом специальной конференции, которая состоялась в 1986 г. и на которой, хотя и не полностью, были учтены названные особенности. Итогом конференции стало принятие Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. на указанные договоры не распространяется.

В зависимости от числа участников различаются двусторонние и многосторонние договоры.

Среди многосторонних договоров различают договоры с ограниченным числом участников и общие (универсальные) договоры. Примером ограниченных многосторонних договоров может служить Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. Участие в нем новых государств зависит от согласия всех участников этого договора. Вот почему такие договоры иногда называются закрытыми.

Объекты международных договоров могут быть самыми разнообразными. В зависимости от этого различаются три вида договоров: политические договоры, экономические договоры и договоры по специальным вопросам.

Круг объектов договоров с участием международных организаций значительно уже. Международные организации в силу своих особенностей как субъектов международного права не могут заключать друг с другом политические договоры некоторых видов (о дружбе и взаимной помощи, союзные и мирные договоры, о нейтралитете, об обмене территориями и многие другие). Объектами договоров с участием международных организаций являются, главным образом, экономические и специальные вопросы, входящие в компетенцию организаций согласно их уставам.

8.Определение, характеристика и классификация норм «Права внешних сношений».

Право внешних сношений — это совокупность междуна­родно-правовых норм, регламентирующих структуру, поря­док формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представитель­ство в сфере межгосударственного общения.Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей международного права. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части: а)дипломатическое право; б) право специальных миссий; в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций; г) консульское право.Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, обладающий правосубъектностью.Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из: активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений

9. Определение «Дипломатическое право», источники и классификация

В самые ранние периоды истории, при самой слабой развитости международного права уже существовали два его института: посольское право и право войны. Т.о., дип. право возникло и развивалось прежде всего как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX в. посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.Нормы дип. права регламентируют статус, функции и порядок дип. деят. органов внешних сношений государств как субъектов международного права, а именно: нормы о дипломатических представительствах и их персонале, нормы о специальных миссиях и их персонале, делегациях государств на международных конференциях и в органах междунар орг-ций, а также нормы, касающиеся иммунитетов и привилегий междунар орг-ций на территории тех или иных гос-в, включая нормы об иммунитетах и привилегиях международных должностных лиц и служащих. Дип. право, как отрасль междунар права, представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих официальные отношения м\у субъектами междунар права и регламентирующих правовой статус и функции органов внешних сношений государств за границей и их персонала, а также иммунитеты и привилегии междунар орг-ций, их должностных лиц и служащих.Источники дип права прошли длительный период эволюции. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих дип отн..В настоящее время основным договорным актом в области дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В Венской конвенции 1961 г. регулируются вопросы установления дипломатических отношений между государствами, основные функции дипломатического представительства, порядок назначения главы представительства и членов дипломатического персонала, численный состав дипломатического представительства и его категории, а также иммунитеты и привилегии каждой из категорий и самого дипломатического представительства и ряд других вопросов.Важное значение имеют Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Таким образом, активная кодификация норм дипломатического права во второй половине XX в. приводит к тому, что международные договоры становятся ведущими источниками дипломатического права. В свою очередь, нормы национального законодательства воспроизводят основные положения дипломатического права, а по некоторым вопросам устанавливают их более детальное регулирование, а также регламентируют те вопросы, которые вообще не получили решения в международном праве.

10. Определение «Дипломатическое представительство», виды, характеристика, функции дипломатических представительств.

Существуют два вида дипломатических представительств: по­сольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительства­ми — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полно­мочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.Дипломатические отношения устанавливаются на основании со­глашения между соответствующими государствами Могут также открываться отделения дипломатических представи­тельств в различных городах. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккре­дитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно испол­няющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия Класс, к которому принадлежит глава, представительства в кон­кретном государстве, определяется соглашением между государства­ми об установлении дипломатических отношений. Дипломатические представительства выполняют следующие функции: представительство своего государства в стране пребывания; защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания; ведение переговоров с правительством страны пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания. Перед назначением главы представительства аккредитующее го­сударство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой предста­вительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представи­тельства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агре­мане. В РФ главы дипломатических представительств в иностранных государствах назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ. Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-техни­ческий персонал и обслуживающий персонал. Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломати­ческие ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздуш­ный), первые, вторые, третьи секретари, атташе. Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами. 1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства пони­маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущест­во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

11. Определение «Консульское право», консульские учреждения, их характеристика и функции.

Консульское право как самостоятельная отрасль международного права сформировалось только к середине XX в. Предметом консульского права является регулирование вопросов официальной деятельности государств — участников международного общения в области консульских отношений. Консульское право создает правовую основу для деятельности консульского учреждения и его работников в государстве пребывания, определяя границы их компетенции, и способствует выполнению надлежащим образом консульских функций, предоставляя соответствующие юридические гарантии самому консульскому учреждению и его работникам в форме иммунитетов и привилегий.Консульское право можно определить как совокупность принципов и норм, регулирующих консульские отношения между государствами и регламентирующих порядок открытия консульских учреждений, консульские функции, иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их работников.Основными источниками консульского права являются международный договор и обычай. В настоящее время международный договор — это основополагающий источник консульского права, поскольку в нем наиболее четко в письменной форме выражено согласие субъектов международного права относительно их взаимных прав и обязанностей.Говоря о конкретных источниках консульского права, прежде всего договорных, необходимо отметить доминирующее место двусторонних консульских конвенций, общее число которых исчисляется сотнями.Многосторонним договором общего характера в этой области является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., воплотившая и прогрессивное развитие норм международного права по консульским вопросам. Конвенция регламентирует все основные вопросы консульских отношений.Поскольку консульская деятельность осуществляется и консульскими отделами дипломатических представительств, в качестве источника консульского права определенную роль играет и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Регулирующую роль в отношении консульской деятельности национальное право играет также тогда, когда выполнение консулами ряда международно признанных функций обусловливается соблюдением законов государства пребывания консула. В Венской конвенции 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях признаются права консула в отношении совершения ряда функций, если соответствующее действие консула не противоречит «законам и правилам государства пребывания» или ими не запрещается. В качестве источника консульского права сохраняет свое значение и обычай. Венская конвенция 1963 г. исходит из того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные ее положениями.Установление консульских отношений между государствами производится по взаимному согласию. С установлением консульских отношений возникает возможность открытия консульских учреждений. Для этого требуется согласие государства, где консульское учреждение будет функционировать. Договоренность об открытии таких учреждений нередко достигается на основе взаимности.По этому соглашению устанавливается и консульский округ, т.е. район государства пребывания, в пределах которого консульское учреждение будет осуществлять свои функции, а также численность консульского персонала.Предметом договоренности является и класс консульского учреждения. В международной практике сложилось деление глав консульских учреждений на четыре класса: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. Соответственно именуются и возглавляемые ими консульские учреждения.Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством, а допускаются к выполнению своих функций государством пребывания.Документом, удостоверяющим назначение главы консульского учреждения и его полномочия, является консульский патент в котором указываются его имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.В одних государствах этот документ подписывается главой государства (США, Франция, Великобритания и др.) и скрепляется подписью министра иностранных дел; в других государствах, включая Россию, консульский патент подписывается министром иностранных дел. Обычно по дипломатическим каналам консульский патент направляется правительству (практически в министерство иностранных дел) государства пребывания.Глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих обязанностей только после получения экзекватуры от государства пребывания.

12. Общая характеристика «Международного экономического права», основные принципы и ведущие мировые институты содействия международного экономического права.

Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Принципы международного экономического права

Основополагающие международные акты, относящиеся к международному экономическому сотрудничеству, подчеркивают значение общих принципов международного права для международного экономического права. Одновременно они формируют специальные принципы международного экономического права:

- принцип всеучастия, означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

- принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающий право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;

- принципы преференциального режима для развивающихся стран;

- принцип международной социальной справедливости, означающий развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод для развивающихся стран для достижения фактического равенства;

- принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Кроме общих международно-правовых принципов и специальных принципов международного экономического права, существуют правовые режимы, которые также служат основой для осуществления экономического сотрудничества. Однако в отличие от принципов правовые режимы не являются общеприемлемыми. Это – договорные режимы, т.е. они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом.

Наши рекомендации