Понятие государства и его признаки

Существует множество подходов к определению понятия государства. Современная наука о государстве сходится к следующему определению: Государство – это особая организация политической власти в масштабах всей страны, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям общеобязательную силу.

Понятие государство и страна не совпадают. Понятие страна характеризует прежде всего территорию, на которой живет тот или иной народ, в то время как для государства это один из признаков.

Признаки государства:

1) Территориальная организация –т.е. власть государства распространяется на строго определенную территорию (юрисдикция)

2) Наличие публичной власти – т.е. власти отделенной от общества и несовпадающей с ним

3) Наличие специального аппарата управления и принуждения,состоящего из людей специальной для данной цели организованных и обладающих необходимыми средствами для систематического и профессионального выполнения своих обязанностей (бюрократия)

4) Суверенитет –означает верховенство государства внутри страны и независимость его во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства может быть ограничен добровольно или принудительно.

5) Государство обладает исключительным правом издавать законы,обязательные для исполнения всеми находящимися на территории страны

Исключительное право собирать налоги и иные обязательные платежи

Сущность государства (дискуссия)

При определении сущности государства на первый план выдвигают 2 позиции:

1) Государство – это принуждение в отношении эксплуатируемых классов

2) Государство-это организация для решения общих дел, но вытекающих из природы самого общества

Абсолютизация населения как сущности государства привела теоретиков марксизма к утверждению, что государство – это машина для угнетения одного класса другим, т.е. особый аппарат, использующий особенности государственной власти для поддержания господства класса, владеющего средствами производства.

Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура носила ярко выраженный классовый характер. В этих условия государство выражало интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ производства. После Революции 1917 года в России и после Великой депрессии 1929-1933 гг. в США и Западной Европе, которые поставили вопрос о дальнейшей судьбе капитализма, изменилась роль и назначение государства в обществе – из орудия классового господства оно превращалось в средство социального компромисса. Государство становится инструментом примирения социальных противоречий. Впервые это проявилось в политике «нового курса» Т. Рузвельта, которая предполагала государственный сектор в экономике, введение эффективного трудового законодательства и т.д. Функция насилия у государства все более отходит на задний план и все более возрастает роль государства в качестве арбитра, посредника при разрешении разногласий между различными социальными группами. Главной задачей государства становится упорядочение отношений между людьми, что обеспечивает стабильность обществу.

Исторические типы государств

Тип государства –совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Выделяют 2 подхода к типологии государства:

Формационный подход.

В основе лежит учение Маркса об общественно-экономических формациях:

- первобытное

-рабовладельческое

-феодальное

-капиталистическое

-коммунистическое

Каждой из формаций соответствует свой исторический тип государства:

- рабовладельческое

-феодальное

-буржуазное

-социалистическое

Но важнейшим критерием отнесения государства к тому или иному типу является классовая сущность, т.е. интересы какого класса выражает государство.

Минусы формационного подхода:

a) Искусственное деление истории на 5 общественно-экономических формаций не отражает всего многообразия конкретных исторических условий возникновения и развития государства

b) Рабовладельческие государства существовали в чистом виде только в Древней Греции и Риме, а феодальные только в Европе

c) Положение о социалистическом государстве как о высшем типе государства и положение об отмирающем государстве

d) Игнорирование общесоциальной роли государств, рассмотрение его лишь как орудие классовой диктатуры

e) Отсутствие объяснения различий, которые существуют между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

Цивилизационный подход.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами.

Понятие цивилизации ввел Гойнби.

Наиболее распространенным является деление государства на 2 типа:

- государства первичных цивилизаций (Древнеегипетская, Ассиро-вавилонская)

- государства вторичных цивилизаций (Западно-Европейская, Северо-Американская)

Для государств первичных цивилизаций была характерна огромная роль государства в жизни общества, определяющего социально-экономические структуры общества, тесная связь религией.

Государства вторичных цивилизаций отличаются четким делением между государством и церковью. Роль государства в социально-экономической жизни общества не столь велика.

Минусы цивилизационного подхода:

a) Отсутствие четких критериев для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств

b) Игнорирует важнейший фактор, характеризующий государства – принадлежность государственной власти (кому принадлежит власть)

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

  1. Понятие формы государства и ее элементы

Необходимо хорошо понимать разницу между философскими понятиями формы и содержания.

Содержание– это упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

Форма- это внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.

В античности особое значение отводили форме (Аристотель) перед содержанием. Марксизм же выдвигал тезис о диалектическом единстве формы и содержания, содержанию отводилась ведущая ролью, а форма – та сторона явления, которая постоянно меняется в зависимости от содержания, но в тоже время форма может оказывать обратное воздействие на содержание, т.е. форма, соответствующая содержанию ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его развитие.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

  1. Формы правления

Форма правления –организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Монархия(греч. «монос» - один, «арке» - власть) – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках главы государства и передается по наследству.

Признаки монархии:

1. Существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью

2. Наследственный порядок преемственности верховной власти

3. Юридическая безответственность монарха (в современных парламентарных монархиях достигается путем института контрассигнатуры. Согласно которому монарх подписывает лишь те указы и законы, которые заверены подписью премьер-министра, который и несет ответственность за них)

Абсолютная монархия – форма правления, при которой монарх ни юридически, ни фактически не ограничен во власти. При абсолютной монархии отсутствуют другие органы власти. Монарх правит при помощи указов, имеющих силу закона (Например, Саудовская Аравия).

Дуолистическая монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом. При дуолистической монархии парламент существует, но у монарха есть неограниченное право роспуска парламента. У него (монарха) неограниченное вето на принимаемые законы (Например, Иордания и Кувейт).

Парламентарная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной сфере – правительством. У монарха в основном представительские функции, формально назначает премьер-министра. Правительство несет ответственность перед парламентом (например, Испания, Япония, Великобритания). В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не значит, что он не играет никакой роли в государстве:

· У монарха есть «спящие» полномочия (право объявления чрезвычайного и военного положения, объявления войны и т.д.), которыми он может воспользоваться в случае возникновения угрозы существующему строю.

· Юридические основания для сохранения монархии (например, в Великобритании - Англия и Шотландия объединены в одно государство на основе королевской унии и в случае отказа от монархии будет разделены на 2 самостоятельных государства)

В мире существует много нетипичных монархий. Например, в Малайзии существует выборная монархия, где король выбирается на 5 лет из числа наследственных 9 султанатов.

Коллективная монархия (ОАЭ) – в этом государстве полномочия монарха выполняют 7 эмиров.

Патриархальная монархия (Свазиленд)- монарх-это фактически вождь племени.

Монархии стран Британского Содружества (Австралия, Новая Зеландия) – главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором. Конституция Канады состоит из законов принятых английским парламентом и лишь в 1981 году британский парламент утратил право принимать законы в отношении Канады.

Теократическая монархия – главой светского государства является духовный деятель (Ватикан).

Республика(греч. «республикус» - общее дело)- верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

· Источником власти признается народ

· Коллегиальность правления

· Высшие органы государственной власти выбираются населением или формируются парламентом

· Органы государственной власти выбираются на определенный срок по истечении которого слагают свои полномочия

· Высшая власть основана на принципе разделения властей

· Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия

Республики отличаются друг от друга прежде всего по вопросу о контроле за исполнительной властью, т.е. президентская республика- исполнительная власть принадлежит президенту, а парламентской республике – исполнительная власть формируется парламентом и ответственна перед ним, в смешанной республике – существует двойной контроль за деятельностью исполнительной власти и со стороны президента и со стороны парламента.

Президентские республики существуют в США и странах Латинской Америки. Президентские республики отличаются четким последовательным разделением властей. При этом разделение исполнительная власть может действовать без оглядки на правительство.

Опыт президентской республики оказался удачным только в США, в других странах – способствует острому противостоянию между исполнительной и законодательной властью, которое часто разрешается путем военного переворота.

Парламентская республика - при ней фактически разделение властей отсутствует. Парламентская республика плохо применима в условиях стран с многопартийной системой. При отсутствии крупных партий возможно лишь коалиционное правительство, которое всегда не прочно (так, например, во Франции в 1946-1958 гг. сменилось 36 правительств).

В 1958 г. во Франции возникла смешанная республика, которая усиливала роль президента. В 1993 г. РФ тоже стала смешанной республикой.

Существуют нетипичные республики, например, теократические республики – республика с властью духовенства. Монократические республики - в некоторых странах Африки и Азии в условиях однопартийного режима верховная власть принадлежит пожизненному президенту.

  1. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует национальное и административно-территориальное деление государства и отношения между центральными и местными органами власти.

Унитарное государство (по лат. - единство) простое единое государство, не имеющее в своем составе субъектов с относительной политической независимостью. Это государство имеет лишь административно-территориальное деление. Компетенция местных органов власти ни в коей мере не ограничивает компетенцию центральных органов власти. В унитарном государстве существует единый государственный аппарат, единая законодательная и судебная система, единые налоги. Унитарное государство- это большинство стран мира (Франция, Италия, Турция, все монархические страны).

Федерация- это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (США, Германия, Россия).

Для федерации характерно:

· Наличие субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью. Это выражается в наличии собственной символики, в наличии своего государственного аппарата параллельного центральному аппарату.

· В федерации 2-х уровневая законодательная система (законы федеральные и законы субъектов федерации)

· Существует 2-х канальная налоговая система

· Двухуровневая судебная система

· Федерация может быть образована на разных началах

Типы федерации:

· Федерации, образованные по национальному признаку (СССР, Чехословакия)- эти федерации не стабильны

· Федерации, образованные по территориальному признаку (США, Германия)

· Смешанные федерации, т.е. по национально-территориальному признаку (Россия)

В РФ 6 разновидностей субъектов: 3 из них образованы по первому признаку (это республики, автономные округа, автономная область) и 3 из них по второму признаку (области, края, города федерального значения).

  1. Политический режим

Политический режим –это элемент формы государства, который характеризует методы и способы, используемые властью для своего функционирования.

Недемократические политические режимы:

· Тоталитарные режимы (в переводе – весь, целый, полный) – это например, режим Муссолини в Италии, Советский режим особенно во времена Сталина, режим Гитлера в Германии. Режим, который претендует на полный, тоталитарный контроль государства за всеми сферами жизни общества и каждым человеком в отдельности.

Причины (предпосылки) возникновения тоталитарных режимов:

I. Длительный глубокий социально-экономический кризис

II. Чувство национального унижения

III. Необходимость решения масштабных задач, стоящих перед обществом в предельно сжатые исторические сроки

Признаки тоталитарных режимов:

1. Наличие единственной в стране массовой политической партии во главе с пожизненным несменяемым диктатором, чья фигура обожествляется

2. Наличие государственной официальной идеологии, несогласие с которой приравнивается к государственному преступлению и жестоко наказывается

3. Полный контроль над средствами массовой информации, массированная пропаганда

4. Наличие огромного аппарата управления и принуждения, массовый террор

5. Господство командно-административной системы в экономике

· Авторитарные режимы – недемократический режим, который в отличие от тоталитарного, не претендует на полный контроль за обществом, но сохраняет монополию на власть и контроль за политической жизнью общества (например, режим Франко в Испании, Пиночета в Чили).

Для авторитарных режимов характерно:

1) Контроль за властью со стороны узкой группы лиц, неподконтрольных обществу

2) Полное запрещение политической оппозиции

3) Отсутствие демократических процедур

4) Невмешательство государства в экономическую жизнь общества (это возможно позволило авторитарным режимам продемонстрировать большую устойчивость, т.к. они обеспечили поразительный экономический результат – Южная Корея, Сингапур, Чили)

Демократические режимы.

Демократиякак режим подразумевает широкое участие людей в политической жизни, подконтрольность государственной власти обществу.

Современные демократические режимы развиваются разными путями. Демократия представляет в большей степени как принцип, как идея.

1 путь (модель) демократии – англо-саксонский вариант, который в условиях культурной монолитности обеспокоен прежде всего контролем со стороны общества за правящей элитой.

2 путь (модель) демократии – континентально-европейский вариант, где необходимо обеспечить демократию в условиях поликультурности. Для европейских стран демократия – это прежде всего обеспечение представительства и защиты интересов разнородных социальных групп, т.к. эти общества разделены на многие сегменты по языковому, национальному, религиозному, идеологическому и другим признакам. Построение демократических режимов в культурно-расколотых странах весьма проблематично.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

· Понятие механизма государства и государственного аппарата

В современной теории государства и права нет единства мнений по вопросу о соотношении понятий механизма государства и государственный аппарат. Некоторые авторы настаивают на тождественности этих понятий. Они исходят из того, что в повседневной деятельности государства невозможно различить управленческие и принудительные функции.

Понятие механизм государства шире понятия государственный аппарат, т.к. включает в себя не только государственные органы, наделенные определенным объемом государственно-властных полномочий, но и различные государственные организации (учреждения), реализующие другие невластные функции государства.

Механизм государства - это совокупность государственно-властных органов (государственный аппарат) и других государственных учреждений (организаций), призванных реализовывать социальное назначение и функции государства.

· Государственные органы, их признаки, компетенция и виды государственных органов

Государственный аппаратсостоит из отдельных государственных органов, набор которых зависит от функций государства.

Признаки государственных органов:

3. Государственный орган представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата

4. Государственный орган всегда наделен определенным объемом властных полномочий, позволяющих ему применять принуждение в определенных случаях

5. Государственный орган действует на основе нормативных актов, определяющих его компетенцию

Компетенция государственного органа – это объемный перечень государственно-властных полномочий. Закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности, кроме того в понятие компетенции входит круг вопросов по которому данный орган может самостоятельно принимать решение.

Государственный орган – это самостоятельный элемент механизма государства, наделенный государственно-властными полномочиями и реализующий функции государства.

Существует множество классификаций государственных органов:

a) По принципу разделения властей

1) Законодательные

2) Исполнительные

3) Судебные

b) По срокам полномочий

a) Постоянные (например, Государственная Дума, правительство)

b) Временные (например, временное правительство)

c) По месту в иерархии

· Федеральные

· Органы субъектов федерации

· Местные

d) По порядку осуществления компетенции

  1. Коллегиальные (например, правительство)
  2. Единоначальные (например, президент)

e) По порядку формирования

1) Первичные – органы, выбираемые населением (например, президент)

2) Производные (вторичные) – органы, которые формируются первичными органами (например, правительство)

· Разновидности современных систем государственных органов

В современном мире существует несколько разновидностей систем государственных органов:

· Централизованно-сегментарная система государственных органов

В этой системе государственными органами признаются лишь центральные органы власти и их представители на местах. В то время как органы местного самоуправления не считаются государственными, а имеют свою сферу деятельности и финансово независимы. Эта система характерна для современных демократических государств. Успешно функционирует в условиях политической стабильности.

· Моноцефальная система государственных органов

Эта система во главе которой находится определенное должностное лицо или государственный орган, обладающий всей полнотой власти. По своей структуре это пирамидальная система, в которой доминирует назначаемость нижестоящих органов вышестоящими органами. Местные органы власти рассматриваются как органы государства. Эта система возникает в условиях политической нестабильности, например, после революции или военных переворотов, когда необходима жесткая централизация власти.

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Наши рекомендации