Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б.Н. Чичерина.

История России 1п. XIXв.

1) (с.12) В4.Установите соответствие:

1) С.С. Уваров а) генерал, участник русско-турецкой войны 1877-1878гг.,

2) Д.А. Милютин б) министр просвещения, автор формулы «Православие, самодержавие,

3) Е.Ф. Канкрин народность,

4) М.Д. Скобелев в) военный министр, инициатор введения всеобщей воинской повинности,

г) начальник III отделения Собственной его императорского величества

канцелярии,

д) министр финансов, инициатор денежной реформы в правление Николая I.

2) (с.21) В4.Установите соответствие:

1) А.П. Бородин а) музыка, б) театр, в) наука,

2) К.П. Брюллов г) живопись, д) архитектор.

3) К.А. Тон 4) Н.И. Лобачевский

3) (с.39) В4.Установите соответствие:

1) Александр I а) Манифест о незыблемости самодержавия,

2) Николай I б) Свод законов Российской империи,

3) Александр II в) Манифест о «вольных хлебопашцах»,

4) Александр III г) Манифест о трёхдневной барщине,

д) Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

4)(с.48) В4.Установите соответствие:

1) К.С. Аксаков а) западничество,

2) Т.Н. Грановский б) теория официальной народности,

3) П.Л. Лавров в) народничество,

4) С.С. Уваров г) славянофильство,

д) марксизм.

Материалы для проведения зачёта по части «С». Москва 2007г.

Стр. 14-16)Из воспоминаний современника (XIXв.).

«Гаврила Григорьевич Волков был известным торговцем антикварными и художественными предметами в 20-х и 30-х годах, пользовался репутацией знатока и успел уже составить себе хорошее состояние. Присватался он к Екатерине Лукьяновне Бажановой, купеческой дочери. Родители её не прочь были дать согласие на брак, если б препятствием не служило то обстоятельство, что Волков был крепостным богатого помещика Голохвастова. Превращать свою дочь из свободной в крепостную родители решительно отказались. Тогда Волков стал хлопотать о том, чтоб откупиться самому. Это оказалось невозможным: Голохвастов, отличавшийся большой гордостью, отказал в просьбе, кичась тем, что его крепостной человек обладает большим состоянием… Это было в тоне больших бар. Рассказывали, что такой же политики держались и Шереметевы. У них крепостные владельцы мануфактур достигали миллионных состояний и тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметев говорил:

- Пусть платят оброки… Я горжусь тем, что у меня крепостные – миллионеры.

В своём горе Волков обратился за советом к князю Николаю Борисовичу Юсупову… Князь обещал ему помочь. Случилось, что Юсупов и Голохвастов встретились в Английском клубе за карточным столом. Голохвастов был страстный игрок, и в этот вечер ему страшно не везло. Проигравши все наличные деньги, он предложил играть на честное слово.

- Ещё успеешь! – ответил Юсупов. – Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову вольную. Голохвастов согласился и – снова проиграл. Вот каким путём Г.Г. Волков получил наконец давно желанную свободу».

С1.Когда произошли события, о которых идёт речь в отрывке? В каком году было отменено зависимоё положение крестьян, о которых идёт речь?

С2.На основе текста и знаний истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений.

С3.Какую попытку предприняли состоятельные крестьяне, чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трёх положений.

Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б.Н. Чичерина.

«В то время в России не было никакой общественной жизни, никаких практических интересов, способных привлечь внимание мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подавлена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, лишённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чувствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретическим интересам, которые за отсутствием всякой практической деятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыслей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась проповедь либеральных начал, однако под защитой просвещённого попечителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историческое развитие человечества. И когда из стен аудитории это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсюду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свободу, в который слились все прежние московские кружки, и философские и политические, исключая славянофилов, собирался вокруг профессоров Московского университета».

С1.Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?

С2.Как характеризует государственную и общественную службу Б.Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского университета?

С3.В чём состояли разногласия между представителями двух направлений общественной и философской мысли, названных в отрывке? Приведите любые три положения.

8) 2010г.Назовите вопросы, относящиеся к историческому прошлому, современной действительности и будущему России, вызывавшие в конце 1830-х – 1850-х гг. споры между западниками и славянофилами. Приведите не менее двух вопросов. Приведите фамилии не менее трех участников этих споров.

9) 2010г. Охарактеризуйте права и обязанности крепостных крестьян в первой половине XIX в. Приведите всего не менее трех положений. Укажите названия не менее двух категорий крестьян, освободившихся от крепостной зависимости в первой половине XIX в.

10) 2013г.Крестьянская соседская община («мир») XVII – XIX вв. объединяла и сплачивала своих членов, в том числе и для защиты своих интересов в борьбе с феодалами-землевладельцами и властями; против них крестьяне всегда выступали совместно – «всем миром». Однако до начала XX в. ни помещики, ни государство не пытались разрушить общину. Назовите три причины, которые делали общинное устройство деревни выгодным для государства и землевладельцев.

11) 2013г. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения.

Наши рекомендации