Информационная и психологическая борьба между участниками конфликта

Технологическая революция привела к появлению термина «информационная эра»; это стало результатом того, что информа­ционные системы стали частью нашей жизни и изменили ее корен­ным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив социальных субъектов беспрецедент­ным количеством и качеством информации.

Теперь можно наблюдать за ходом боевых действий, анализировать события в режиме он-лайн.

Однако следует разграничивать понятия борьбы в информацион­ную эру и информационной борьбы. Борьба в информационную эру использует информационную технологию в качестве средства для успешного достижения результатов. Для информационной борьбы информация — отдельный объект или потенциальное оружие и вы­годная цель. Технологии информационной эры сделали возмож­ным прямое манипулирование информацией противника.

Таким образом, можно констатировать, что государства стремятся приобрести информацию, обеспечивающую выполнение их целей, воспользоваться ей и защитить ее. Эти использование и защита могут осуществляться в экономической, политической и военной сфе­рах. Знание об информации, которой владеет противник, является средством, позволяющим усилить мощь одной стороны и понизить мощь другой. Информационное оружие воздействует на информа­цию, которой владеет противник, и его информационные функции.

Информационная борьба — это любое действие по использова­нию, разрушению, искажению информации противника и ее функ­ций, защите своей информации против подобных действий, исполь­зованию собственных информационных функций.

Это определение является основой для следующих утвержде­ний. Информационная борьба — это любая атака против информа­ционной функции независимо от применяемых средств.

Информационная борьба — это любое действие по защите сво­их собственных информационных функций независимо от приме­няемых средств. Информационная борьба—это лишь средство, а не конечная цель. Ее можно использовать как средство для проведе­ния стратегической атаки или противодействия.

Чтобы информационная борьба была эффективной, нужно, что­бы противоборствующая сторона делала три вещи:

3) наблюдала обманные действия;

4) посчитала обман правдой;

3) действовала после обмана в соответствии с целями обманы­вающего.

Информационная борьба имеет следующую структуру: 1) психологические операции — использование информации для воздействия на аргументацию противника;

2) информационное противодействие — не позволяет оппоненту получить точную информацию;

1) дезинформация — предоставляет оппоненту ложную информацию о силах и намерениях;

2) физическое разрушение — может быть частью информационной борьбы;

3) меры безопасности — стремятся избежать того, чтобы оппонент узнал о возможностях и намерениях;

4) прямые информационные атаки — искажение информации без
видимого изменения сущности, в которой она находится.
Цели информационной борьбы:

5) контроль за информационным пространством;

2) использование контроля за информацией для ведения информационных атак;

3) повышение общей эффективности вооруженных сил с помощью
повсеместного использования военных информационных функций.

63. «Психологическая война» как составная часть политического и социального конфликтов

В настоящее время, несмотря на общепризнанную опасность акций, мероприятий и операций психологической войны, нанося­щих ущерб, соизмеримый с ущербом от ведения боевых действий на территории государства, ставшего жертвой психологической агрессии, в научной литературе есть несколько десятков различ­ных формулировок «психологической войны». В совокупности эти определения достаточно полно и однозначно выделяют из всевозможного многообразия существующих в современном со­циальном обществе взаимоотношений те социальные явления, взаимоотношения и процессы, которые можно выделить в от­дельную группу с условным названием «психологическая борь­ба». Эти определения не только наполняют термин конкретным смыслом и содержанием, но и подчеркивают, что взгляды науч­ного сообщества на психологическую войну, агрессию и про­тивоборство еще не сформированы окончательно. Все существую­щие термины и понятия еще не прошли проверку временем и находятся в состоянии динамичного развития, совершенство­вания и корректировки.

Одним из возможных вариантов такого разделения может стать разделение применяемых в психологическом противоборстве орга­низованных агрессивных информационно-психологических воздей­ствий на следующие категории:

1) психологическую борьбу низкой степени агрессивности (к ней можно отнести, например, деятельность иностранных госу­дарств и иных участников противоборства по созданию усло­вий для побуждения органов власти к совершению деяний, вы­годных для источника воздействия);

4) психологическую агрессию;

2) психологическую войну (наиболее опасные акции, мероприятия, операции агрессивного психологического воздействия).

В рамках этой классификации такой вид комплексного воздей­ствия, как информационно-психологическая экспансия, не является отдельным самостоятельным видом информационно-психологической борьбы и относится авторами к средствам создания благоприят­ных условий для организации скрытого управления.

Для каждой категории агрессивных психологических воздействий нужно определить конечный набор признаков. Они позволят отнес­ти любое выявленное психологическое воздействие к одной из та­ких категорий и определить степень ее социальной опасности.

В соответствии с установленной степенью социальной опасности выявленных акций необходимо для каждой такой категории опреде­лить адекватную этой опасности общегосударственную систему мер В противодействия использованию иностранными государствами и дру­гими субъектами геополитической конкуренции данных.

Психологическая война — открытые и скрытые целенаправ­ленные психологические воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения опре­деленного выигрыша в материальной сфере. Они направлены на обеспечение психологического превосходства над противни­ком и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.

Психологическая война в качестве вооруженной формы психо­логической агрессии является крайней формой разрешения проти­воречий в информационном обществе.

Рассматривая войну как вооруженную форму агрессии, можно считать, что в информационно-психологической сфере агрессия перерастает в войну в том случае, если одна из сторон конфликта начинает применять против своих противников информационное оружие. Этот критерий может оказаться простым и надежным способом выделения из всего многообразия происходящих в ин­формационном обществе процессов и явлений представляющих для него и его нормального (мирного) развития наибольшую опас­ность.

Признаки, указывающие на то, что в отношении данного госу­дарства готовится психологическая война:

1) укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов
и коалиций, в которых основной связующей целью объедине­ния субъектов геополитической конкуренции является совмест­ная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы.

При этом основной задачей государства, обнаружившего не­ожиданное появление у своих границ такой коалиции, является определение истинных целей создания такой коалиции. Если коалиция создана для достижения одной или нескольких конк­ретных целей, противоречащих государственным интересам, можно предполагать, что такой союз создан для ведения агрессии;

2) создание благоприятных условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов
геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить
с собственными инициативами на международный уровень;

3) наращивание своего присутствия и влияния, в т.ч. и финансо­вого, технологического, информационного, идеологического, над национальными СМИ с целью установления полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;

4) введение в действие комплекса мер информационной (инфор­мационно-психологической) блокады: информационная изоля­ция, отсечение государства от международных информацион­ных ресурсов (или введение внешней цензуры на поступающую в государство информацию), блокирование деятельности на территории данного государства субъектов информационно-психологического пространства, являющихся по отношению к дан­
ному государству донорами информационных ресурсов;

5) создание негативного психологического фона (например, ме­тодом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ и СМК
специально подобранных материалов, подробно иллюстрирую­щих и комментирующих какую-либо деятельность, явление
в жизни общества или социальный процесс в определенном, как
правило негативном, ключе) в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления, создавая почву для мгно­венной инициации (в нужный момент) бурной негативной и деструктивной реакции общества, направленной на государ­ственную власть, которую можно вызвать разовым выбросом концентрированной информации, психологически побуждаю­щей к немедленным спонтанным действиям и носящей харак­тер искры, попадающей в бочку с порохом;

6) целенаправленные действия по формированию внутри общества
атмосферы психологической напряженности. Последствия акций и ударов психологической войны способны изменить саму структуру информационного пространства, а также привести к отчуждению (экономическому, культурному, юриди­ческому) части территории государства и перераспределению других видов стратегически важных ресурсов. Такие изменения неизбежно приводят к изменениям общей, стабильной картины геополитиче­ских отношений между субъектами, геополитической конкуренции и нарушению баланса геополитических интересов, что обязатель­но отразится на состоянии безопасности рассматриваемых госу­дарств и территорий.

64. «Спецпропаганда» в условиях войны

Основная цель спецпропаганды в условиях войны заключается в подрыве боевого духа противника, в склонении к прекращению сопротивления, к сдаче в плен или уклонению от боевых действий.

Для достижения данной цели решают в числе других следую­щие задачи:

1) разъясняются последствия войны как для страны в целом, так
и для отдельного человека;

2) дискредитируется военно-политическая верхушка противника;

3) делается акцент на реальных или вымышленных противоречиях между различными этническими и социально-психологическими группами в вооруженных силах противника;

4) пропагандируется военное превосходство над противником;

5) нагнетается страх (быть убитым или получить физические увечья);

6)ослабляется эмоционально-волевая устойчивость войск против­ника;

7) стимулируется пробуждение чувства «усталости от войны»;

8) разжигается взаимная ненависть между сражающимися на фронте и оставшимися в тылу;

9) внушается мысль о приемлемости дезертирства либо сдачи в плен.
Психологические операции в предвоенный период обычно про­
водят для достижения следующих целей:

1) вероятный противник изолируется на международной арене;

3) подрывается морально-психологическое состояние его воору­женных сил и гражданского населения;

4) провоцирование антивоенных и антиправительственных настрое­ний в стране противника;

4) призыв к населению и личному составу вооруженных сил сво­ей страны консолидироваться.

Содержание психологических операций в предвоенный период зависит, как правило, от:

1) политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки;

2) размаха деятельности оппозиционных политических партий,
диссидентского и пацифистского движений в стране вероятно­го противника;

3) специфики психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа в стране противника.

Основными объектами психологических операций в предвоен­ный период выступают:

1) личный состав вооруженных сил противника;

2) его гражданское население;

3) население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;

4) военнослужащие и народ своей страны.

Психологическое воздействие на личный состав вооруженных

сил противника осуществляется в форме:

1) разъяснения катастрофических последствий войны для конкрет­ных военнослужащих и их семей;

2) дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

3) разжигания противоречий, существующих между различными
социально-этническими группами в вооруженных силах про­тивника;

4) пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной техники, вооружения;

5) указания военнослужащим противника возможных способов
уклонения от личного участия в боевых действиях.
Психологическое воздействие на гражданское население про­тивника осуществляется сходным образом, но сопровождается еще
и призывами к участию в антивоенных выступлениях оппозиции,
религиозных и пацифистских организаций.

Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на формирование среди военнослужащих и населе­ния противника отрицательного отношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.

Во-вторых, с помощью аргументации или зрительных образов раскрываются те отрицательные последствия, которые неизбежно влечет война для конкретных военнослужащих и их семей1.

Дискредитация военно-политического руководства противни­ка направлена на подрыв авторитета военно-политического руко­водства противника в глазах собственного населения, личного соста­ва вооруженных сил, мирового общественного мнения.

Для этого активно применяют различные способы, в т.ч.:

1) тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно характеризующих командный состав и политическую
верхушку противника;

2) высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое руководство и командный состав вооруженных сил про­тивника;

1) распространение дезинформации и ложных слухов о них;

2) привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;

3) использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство
отдельных представителей военно-политического руководства;

4) четкое деление их на «плохих» и «хороших».
Разжигание противоречий между различными социальными,

конфессиональными, этническими группами населения и войск противника углубляет существующие противоречия между опре­деленными группами людей до критического уровня. Достижение данной цели осуществляется через акцентирование существующих различий между различными социальными группами.

Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного отношения к противоположной стороне создает положительное восприятие своего государства, своей политики, своих вооруженных сил и т.д.

Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий осуществляется путем введения противника в заблужде­ние, создания предпосылок для неожиданного удара по нему.

Резюмируя, специфику психологических операций в ходе бое­вых действий можно свести к следующим целям: -

1) подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил противника;

2) ослабление наступательного порыва; .

3) ослабление их способности к упорной обороне;

4) деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава окруженных (отсеченных) подразделений к сдаче
в плен.

Наши рекомендации