Нарастание кризисных явлений в СССР в 1953-85 гг
5 марта 1953г. умер И. В. Сталин. С его смертью возник кризис власти, так как среди его ближайшего окружения не оказалось фигуры, способной взять на себя функции единоличного руководителя страны. Ведущие позиции в руководстве страны заняли ближайшие соратники Сталина ― Председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков, контролировавший правительство, секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, взявший на себя контроль над партией, и Л. П. Берия, контролировавший репрессивные органы страны – МВД и МГБ. Среди этих трех лиц, наибольшие шансы на захват власти имел Берия, поскольку в его руках находилась реальная сила – внутренние войска и органы госбезопасности. В сложившихся условиях Маленков и Хрущев вынуждены были пойти на временный союз, чтобы общими усилиями устранить грозившую им опасность. В устранении Берии они опирались на поддержку армии. С этой целью, по настоянию Хрущева, в Москву был возвращен прославленный маршал Г. К. Жуков, который командовал в то время Уральским военным округом.
В июне 1953г. на заседании Президиума ЦК КПСС Н. С. Хрущев обвинил Л. П. Берию в карьеризме, национализме и связях с иностранной разведкой. Здесь же шеф госбезопасности был арестован группой военных во главе с Г. К. Жуковым. Вслед за тем Берия был осужден специальным трибуналом и вскоре расстрелян. Устранив Берию, Хрущев без труда отстранил от власти и Г. М. Маленкова. В 1955г. Маленков вынужден был уйти в отставку с поста главы советского правительства. Избранный в сентябре 1953г. Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущев стал фактическим лидером государства.
В период руководства СССР Н. С. Хрущевым (1953 – 1964 гг.) в стране был осуществлен ряд мероприятий, направленных на реабилитацию невинных жертв сталинских репрессий, ослабление партийного контроля над духовной жизнью общества, решение социальных вопросов и др. В истории это явление получило название «оттепели». Она была подготовлена всей экономической и политической ситуацией предшествующего времени. Уже в последние годы жизни Сталина в экономике все отчетливее проявлялись симптомы грядущего кризиса, политическая система, основанная на государственном терроре и поддержании в обществе страха перед возможностью новых репрессий, уже не могла, как раньше, эффективно справляться с возложенными на нее функциями. Становилось ясно, что сталинская модель социализма в значительной степени исчерпала возможности для своего дальнейшего развития.
Несмотря на то, что «оттепель» нередко представляется в исторической литературе как попытка Хрущева демократизировать советское общество, ее проведение никогда не выходило за определенные рамки. Приступив к реформированию страны, советское руководство вовсе не собиралось ликвидировать сложившуюся в предшествовавший период модель социализма. Ядро этой системы должно было остаться без изменений. Речь шла лишь о ее модернизации, освобождении от наиболее одиозных и извращенных черт сталинского времени. Вследствие этого «оттепель» носила непоследовательный и противоречивый характер.
В 1953-1954 гг. происходила реабилитация жертв массовых репрессий. Было пересмотрено «ленинградское дело», посмертно реабилитированы осужденные по этому делу партийные и хозяйственные деятели. Начался пересмотр дел 1930-х гг. Важнейшую роль в десталинизации советского общества сыграл XX съезд КПСС, созванный в феврале 1956 г. Понимая, что рано или поздно незаконно репрессированные поставят вопрос о преступлениях И. В. Сталина, Н. С. Хрущев на закрытом заседании съезда выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В этом докладе он осудил как преступные многие деяния сталинского режима, в первую очередь – массовые репрессии. Одновременно давалась отрицательная оценка личностных качеств «вождя народов», который обвинялся в стремлении к единоличной власти и политической нечестности.
Доклад Хрущева вызвал неоднозначную реакцию в советском обществе. Часть населения приветствовала его появление, связывая с разоблачением культа личности Сталина надежды на либерализацию духовной жизни общества. Однако было много и таких, для которых Сталин по-прежнему оставался кумиром и гениальным руководителем. Много противников критики Сталина было в руководстве партии и страны. В принятом 30 июня 1956 г. постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», закрепившим на многие годы вперед официально выработанные установки относительно данного явления, произошло смягчение негативной оценки государственной деятельности Сталина. Это постановление явилось большим шагом назад по сравнению с докладом Хрущева на XX съезде.
Осуждение сталинизма XX съездом КПСС ускорило процесс реабилитации жертв репрессий. Если в 1953-1955 гг. было реабилитировано всего 10 тыс. человек, то в последующие пять лет (1956-1961) – уже около 700 тыс. В 1957 г. были признанны необоснованными репрессии против национальных меньшинств. Калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, подвергшиеся при Сталине насильственной депортации, получили возможность вернуться в родные места. Однако эта мера не коснулась крымских татар и немцев Поволжья, которые также были депортированы из родных мест и лишились национальной автономии.
После XX съезда произошли благоприятные перемены в духовной жизни общества. Был значительно смягчен идеологический пресс государства над интеллигенцией. Разрешена публикация произведений писателей, поэтов, запрещенных в период сталинских репрессий. Усилилась духовная раскрепощенность людей, стало возможным свободно высказываться о том, о чем раньше говорить было не принято или запрещено. Вместе с тем, противоречивость политики руководства Хрущева проявлялась и в этой области. Ослабив контроль над духовной жизнью советского общества, оно вовсе не собиралось терять его полностью. Так, например, сам Н. С. Хрущев любил проводить регулярные встречи с представителями интеллигенции, на которых указывал им, какие явления в жизни народа и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывался в установленные границы и рамки свободы и творчества, подвергался осуждению. В 1962 г. по приказу властей демонстративно снесли бульдозерами выставку, устроенную художниками-авангардистами. Активно проводилась антицерковная кампания.
За рубежом разоблачения XX съезда обострили отношения КПСС со многими правящими и не правящими коммунистическими партиями. Сталина они считали не только лидером СССР, но и всего международного коммунистического движения. Его критику они воспринимали как ослабление собственных позиций. В Китае и Албании, где утверждались собственные «культы личности», лидеры этих государств обвинили СССР в «ревизионизме» социализма и взяли курс на разрыв отношений с ним. Это раскололо единый до того социалистический лагерь. В октябре 1956 г. в Венгрии, вставшей на путь десталинизации, начавшиеся реформы вылились в антисоветскую, антикоммунистическую революцию. В СССР это событие расценили как контрреволюционный переворот. В Венгрию были введены советские войска, подавившие мятеж. Прежнее руководство страны было свергнуто, пришедшее к власти новое правительство объявило о том, что Венгрия остается в социалистическом лагере.
Воспользовавшись венгерскими событиями, политические противники Хрущева в руководстве СССР в июне 1957г. предприняли попытку сместить его с занимаемых постов. Однако армия и КГБ отказались поддержать это смещение. В итоге, в отставку были отправлены сами заговорщики. После этого Хрущев снял с должности и отправил в отставку министра обороны СССР Г. К. Жукова, оказавшего ему поддержку в ходе недавней борьбы за власть. Через несколько месяцев было сменено руководство КГБ. В марте 1958 г. Хрущев, оставаясь Первым секретарем ЦК КПСС, стал также Председателем Совета министров. Тем самым Хрущев сконцентрировал власть в стране в своих руках.
Несмотря на десталинизацию советского общества, Хрущев по сути дела придерживался в руководстве страной таких же авторитарных методов управления, как и Сталин. Однако он не обладал ни широтой кругозора «вождя народов», ни его административными талантами. Имея от природы взрывной, импульсивный характер, Хрущев часто склонялся к принятию поспешных, скоропалительных решений, без учета объективной обстановки, на основе исключительно своих личных убеждений. Существовавшая до 1957 г. в ЦК КПСС оппозиция хоть как-то могла еще сдержать крайние проявления волюнтаризма и субъективизма Хрущева. С ее устранением в конце 50-х гг. таких сдерживающих факторов не осталось. И это сразу же сказалось на внутренней и внешней политике СССР.
В 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, в ходе которого волюнтаристские тенденции Хрущева проявились наиболее ярко. Под его влиянием съезд провозгласил полную и окончательную победу социализма в СССР, декларировал переход к созданию коммунистического общества. На съезде была поставлена нереальная задача – в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения.
В соответствии с новыми политическими и экономическими задачами в 1961г. на XXIII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии. В ней народу было дано обещание к 1980 г. построить материально-техническую базу коммунизма. Было заявлено: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Новая Программа КПСС по своей сути была полностью утопична, не имела ничего общего с действительностью.
В экономике новое руководство СССР после смерти И. В. Сталина сохраняло курс на развитие тяжелой промышленности. Вместе с тем, внимание советских руководителей в это время обращает на себя аграрный сектор, положение в котором после войны оставалось крайне тяжелым. По инициативе Хрущева, стали осуществляться реальные шаги по подъему деревни. Все старые задолженности колхозов по выплатам прежних лет и личные долги крестьян были аннулированы, снижен сельскохозяйственный налог, увеличены закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. Были увеличены размеры крестьянских приусадебных участков.
Предпринятые шаги могли дать результаты в ближайшие три-четыре года, решать же зерновую проблему надо было немедленно. В этих условиях в советском правительстве возникла идея ввести в производство широкие просторы пригодных для пахоты земель на востоке страны (Заволжье, Сибирь, Казахстан). Была разработана программа освоения целины, предусматривавшая введение в оборот 13 млн. га, позднее эта цифра была увеличена до 28 – 30 млн. га. Тем самым, за счет расширения посевных площадей предполагалось увеличить валовый сбор зерна.
Освоение целинных земель началось в 1954г. Придавая реализации этой программы огромное значение, руководство страны направило на освоение целины лучшие кадры специалистов в области сельского хозяйства. Их усилиями в течение пяти лет на северо-востоке Казахстана было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. В течение нескольких лет реформа давала положительные результаты. Уже первый урожай зерновых (1954 г.), полученный с целинных земель дал свыше 40 % валового сбора зерна со всей страны, в 1956 г. – 50%. За период 1953-1954 гг. объем сельскохозяйственной продукции увеличился на 34%. В результате этого положение с продовольствием в стране значительно улучшилось.
Успешное решение первоочередных задач позволило правительству приступить к реорганизации народного хозяйства. В 1955г. были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жесткой регламентации деятельности. В 1958г. были ликвидированы моторно-тракторные станции (МТС), техника за плату передана в собственность колхозам. Эта мера преследовала целью подвести машинную базу под сельское хозяйство, укрепить экономический потенциал колхозов. Одновременно были внесены изменения в систему управления экономикой. Хрущев предложил перейти от вертикального к территориальному управлению экономикой. Вместо союзных и союзно-республиканских отраслевых министерств на местах были учреждены советы народного хозяйства (совнархозы). Они осуществляли функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек. Реформа управления имела целью разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, повысить их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов и в итоге – ускорить экономическое развитие. Первоначально реорганизация дала эффект: ускорилась техническая реконструкция многих предприятий, были ликвидированы мелкие дублирующие друг друга производства, произошло укрепление региональных производственных связей. Но вместе с тем вскоре проявились и отрицательные последствия реформы 1957 г. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, вследствие чего местные интересы стали преобладать над общесоюзными. Чтобы преодолеть местничество правительство вынуждено было пойти на создание новых органов – республиканских Советов народного хозяйства. Для координации их деятельности был создан Совет народного хозяйства СССР, а спустя два года еще один новый орган – Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Это усложнение управленческих структур привело к быстрому росту бюрократического аппарата, но не повысило эффективность его работы.
Тем не менее, отрицательные последствия экономических преобразований сказались не сразу. Вплоть до 1958 г. СССР удавалось поддерживать высокие темпы своего экономического развития – в среднем около 10 % в год. Однако эти высокие темпы обеспечивались в основном за счет экстенсивных методов развития.
Настоящий прорыв в эти годы был достигнут в науке и технике, в первую очередь космонавтике. Достижения советских ученых в этой области на целое десятилетие обеспечили СССР лидерство в мире. 4 октября 1957г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В 1961г. состоялся первый в истории человечества полет человека в космос. Первым космонавтом стал гражданин СССР Ю. А. Гагарин. Серьезным достижением советской науки стало использование атома в мирных целях. В 1957 г. в Советском Союзе был спущен на воду первый в мире ледокол с атомной силовой установкой. В г. Дубне в Подмосковье открыт Институт ядерных исследований.
Важных успехов Хрущеву удалось добиться в развитии социальной сферы. За счет развертывания массового строительства жилья были существенно улучшены материальные условия жизни людей. Произошло частичное уравнивание в пенсионном обеспечении горожан и членов колхозов. Была начата паспортизация жителей деревни. Колхозники впервые стали получать за свой труд заработную плату деньгами.
Эпоху хрущевских реформ принято делить на два этапа. На первом (1953-1958) преобладали позитивные экономические результаты. На втором (1958-1964) отрицательные. Этот период характеризуется новым кризисом в сельском хозяйстве, спадом производства во всех отраслях экономики.
Значительную роль в этом сыграли просчеты и непоследовательность реформ первого периода. Так, ликвидировав МТС, государство стремилось улучшить организацию труда и поднять производительность труда в колхозах. Однако при этом оно не передавало сельскохозяйственную технику в собственность колхозам на безвозмездной основе, а обязывало покупать ее. Это поглотило финансовые ресурсы колхозов, большинство из них стали должниками. Реформа имела и другие отрицательные последствия, в первую очередь отъезд в город технических специалистов МТС, и как следствие этого быстрый выход из строя комбайнов и тракторов, оставшихся без квалифицированного обслуживания.
Явно непродуманный характер носила и реформа, связанная с освоением целинных земель в Северном Казахстане, Сибири и на Южном Урале. Эти зоны находились в области рискованного земледелия и отличались большой уязвимостью почв в отношении эрозии. При этом при обработке земли использовались технологии, которые применялись в европейской части страны (России, Украины), то есть совершенно в других природно-климатических условиях. Применялась хищническая эксплуатация земли. В результате ошибочной технологии обработки почвы к началу 60-х гг. плодородие земли истощилось, и урожайность на целине упала более чем вдвое.
Трудности, с которыми столкнулась реализация хрущевских преобразований, приходили в неопределимое противоречие с желанием Хрущева в кратчайшие сроки добиться новых впечатляющих результатов. Улучшить функционирование экономической системы лидер СССР рассчитывал выдвижением новых инициатив. Однако иначе как авантюрными назвать их было нельзя.
В 1957г. Хрущев на собрании представителей колхозников бросил ставший знаменитым лозунг «Догнать и перегнать Америку!». Речь в данном случае шла об утроении за три года производства мяса и молока в стране. В 1959г. перед страной была поставлена еще более грандиозная задача ― за десятилетие догнать и обогнать самую развитую страну мира ― США по основным показателям производства промышленной и аграрной продукции.
Не менее авантюристической была попытка Хрущева решить продовольственные проблемы страны за счет замены традиционных русских культур (пшеница, рожь) посевами кукурузы, идея которой пришла ему в голову после посещения с визитом США в 1959г. По возвращении он дал указание о внедрении этой культуры. Угодники из партаппарата быстро довели эту идею до абсурда, приступив к возделыванию кукурузы даже в тех регионах, где климатические условия явно не подходили для этой культуры (Архангельская область, Прибалтика, Дальний Восток). Как следствие этого полученные урожаи оказались низкими, в стране начались перебои с хлебом, возникла угроза голода. Пришлось пустить в ход стратегические запасы и срочно закупать хлеб за рубежом. В ряде местностей были введены талоны на хлеб.
Значительный удар по экономике страны нанесло также воплощение в жизнь политических решений руководства КПСС о переходе советского общества к коммунизму. Практическим выражением этого стала кампания против крестьянских приусадебных участков, рассматривавшихся как частнособственнический пережиток. Их размеры вновь были сокращены до минимальных. Одновременно правительство обязало жителей села продать имевшийся у них личный скот государству. Эти меры привели к падению производства сельскохозяйственной продукции. Личная заинтересованность колхозников в результатах своего труда была подорвана.
В 1962-1963 гг. в стране наступил экономический кризис. Темпы сельскохозяйственного производства упали фактически до уровня начала 1950-х гг. Начался спад промышленного производства, что явилось следствием исчерпанности возможностей экстенсивных методов развития. Рассчитывая повысить заинтересованность колхозников в увеличении производства мясомолочной продукции, правительство повысило розничные цены на мясо и масло. Одновременно этот шаг сопровождался замораживанием заработной платы. В совокупности обе эти меры привели к недовольству широких масс населения. В ряде городов прошли антиправительственные выступления. В Новочеркасске против манифестантов местные власти применили внутренние войска, что привело к десяткам жертв среди мирного населения. Страна оказалась на пороге острого политического кризиса.
Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. была направлена на нормализацию отношений с Западом. В свою очередь США также были заинтересованы в улучшении отношений с Советским Союзом. Поэтому в целом этот период характеризовался ослаблением международной обстановки. Вместе с тем, обе сверхдержавы продолжали бороться между собой за расширение своего влияния в мире, вследствие чего внешняя политика СССР и США в это время носила противоречивый и непоследовательный характер, являлась продолжением «холодной» войны.
Основные усилия советского руководства были направлены на укрепление отношений СССР с другими странами социалистического лагеря. В 1954 гг. в ходе визита Хрущева в Пекин были нормализованы советско-китайские отношения, испортившиеся в последние годы жизни И. В. Сталина. В результате переговоров с Мао Цзэдуном было принято решение о передаче КНР Порт-Артура и доли участия в различных смешанных компаниях. В том же году СССР удалось улучшить отношения с другой социалистической страной ― Югославией.
Одновременно предпринимались шаги по укреплению военной безопасности социалистических стран. В 1955г. был создан военно-политический блок ― Организация Варшавского Договора (ОВД), в который вошли помимо СССР все коммунистические режимы Европы кроме Югославии. Создание военно-политического союза социалистических государств во главе с СССР стало ответной мерой на деятельность НАТО – военно-политического блока капиталистических государств. Европа окончательно оказалась разделена на две сферы влияния: в Западной ее части доминировало НАТО, в восточной – ОВД. Вместе с тем, советское руководство рассматривало ОВД и как средство борьбы с внутренними кризисами в собственно социалистических государствах. Первой крупной акцией этой организации было подавление в 1956г. антисоциалистического восстания в Венгрии.
В 1957 г. СССР завершил работу по созданию межконтинентальных ракет, что значительно увеличило его военный и ядерный потенциал. Это позволило советской дипломатии значительно активизировать свои действия на международной арене. Одним из важнейших факторов международных отношений в это время стал распад мировой колониальной системы, сопровождавшийся национально-освободительной борьбой во многих зависимых и колониальных странах. В Азии и Африке образовалось большое количество новых независимых национальных государств. Некоторые из них объявили о вступлении на путь социализма и обратились за помощью к СССР. Воспользовавшись этим, Советский Союз укрепил свое влияние на Ближнем Востоке, где пришедшее в 1952г. к власти в Египте руководство во главе с Г. А. Насером решило идти по пути социализма. В 1956г. в результате предпринятой Насером национализации Суэцкого канала, принадлежавшего иностранным компаниям, Великобритания, Франция и Израиль объявили войну Египту. СССР сделал заявление, что в случае продолжения агрессии он окажет военную помощь Египту. После этих мер военные действия против Египта были прекращены.
Поддержка, оказанная СССР Египту и другим странам Ближнего Востока, повысила его авторитет в освободившихся от колониального господства странах. Еще до Суэцкого кризиса, в 1955 г. были установлены дружественные отношения с Индией. Главе индийского правительства Д. Неру была устроена особо торжественная встреча в Москве. В ноябре 1955г. состоялся ответный визит Хрущева в Индию.
Однако, в целом, политика СССР в отношении своих союзников по восточному блоку носила противоречивый характер. После XX съезда КПСС (1956г.), сопровождавшегося критикой культа личности И. В. Сталина, произошел раскол социалистического лагеря. Руководство КНР и Албании не присоединилось к резкому осуждению сталинизма, отношения СССР с этими странами заметно ухудшились. В 1957г. вновь испортились и советско-югославские отношения.
После смерти И. В. Сталина руководство СССР предприняло серьезные усилия для улучшения отношений со странами Запада. В 1953-1958 гг. Советский Союз в одностороннем порядке сократил на 1млн. 200 тыс. человек армию и прекратил испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру. В 1955г. на переговорах в Москве между советской и германской делегациями был достигнуто соглашении о возвращении на родину 9 тыс. немецких военнопленных, остававшихся в СССР после окончания Второй Мировой войны. Следствием этого стало установление между СССР и ФРГ дипломатических отношений. В 1956г. было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией. В том же году на XX съезде КПСС Н. С. Хрущевым была провозглашена идея мирного сосуществования СССР со странами Запада. Тем самым, был сделан реальный шаг на пути предотвращения ядерной войны.
Эти меры содействовали началу некоторого потепления в отношениях между Советским Союзом и Западом. В 1959г. Н. С. Хрущев первым из руководителей СССР посетил с визитом США, надеясь убедить американских лидеров в преимуществах мирного сосуществования. Проявляя желание к нормализации отношений, СССР и США вместе с тем стремились не допустить усиления друг друга. Вследствие этого внешняя политика обеих стран в период «разрядки» носила во многом противоречивый и непоследовательный характер, была политикой «двойных стандартов». Предприняв реальные шаги к международной разрядке, СССР, тем не менее, не отказался от поддержки бывшим колониальным и зависимым странам, рассчитывая подтолкнуть их на путь к социализму. В свою очередь, Соединенные Штаты продолжали оказывать помощь странам, которым угрожал международный коммунизм, а также обследовали территорию СССР с помощью самолетов-разведчиков. Поэтому «разрядка» в отношениях между двумя державами не могла быть долгой. Не привела она и к окончанию «холодной» войны между социалистическим и капиталистическим лагерями.
В мае 1960 г. в районе Свердловска (совр. Екатеринбург) советскими средствами ПВО был сбит самолет-разведчик США U – 2. На требование СССР принести немедленное извинение за грубое нарушение его территориальных границ, американское руководство ответило отказом. В результате инцидента отношения США и СССР ухудшились.
Вскоре эти отношения еще больше ухудшились из-за конфликта вокруг статуса Западного Берлина. В августе 1961г. при молчаливой поддержке СССР власти ГДР в одну ночь возвели вокруг Западного Берлина стену, чтобы предотвратить массовое бегство восточных немцев на контролируемую западными державами территорию, и установили контрольно-пропускные пункты на границе. По обе стороны границы сконцентрировались советские и американские танки. Лишь благоразумие Хрущева, предложившего отвести технику, предотвратило конфликт.
Следом за берлинским разразился Карибский кризис. В 1962г. советское правительство по просьбе кубинского руководства разместило на о. Кубе ракеты средней дальности, способные нести атомные заряды. Эти ракеты могли нанеси массированный удар по американским городам в случае обострения ситуации. США потребовали срочно демонтировать установленные ракеты, угрожая в случае отказа нанести по острову ракетные и бомбовые удары. В свою очередь СССР заявил, что он защитит своего союзника. Мир оказался на грани ядерной войны. Но все-таки победил здравый смысл. В ходе переговоров Президента США Д. Кеннеди и лидера СССР Н. С. Хрущева, руководство СССР согласилось демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы. В свою очередь, США согласились ликвидировать свои ракетные базы в Турции.
Карибский кризис наглядно показал всю хрупкость международных отношений, построенных на диктате силы. СССР и США предприняли ряд инициатив, направленных на смягчение международной обстановки. В 1963г. было подписано соглашение о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Оно стало первым формальным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным между двумя «великими державами».
Однако успехи во внешней политике уже не могли спасти Н. С. Хрущева. Возраставшая противоречивость политики Хрущева внутри страны, усугубленная многочисленными хозяйственными ошибками и административными экспериментами, привели к формированию новой оппозиции его линии в руководстве партии. 13 октября 1964г. в результате государственного переворота Хрущев был смещен со всех своих постов и отправлен в отставку.
После отставки Н. С. Хрущева первым секретарем (с 1966г. – генеральным) ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Новый лидер СССР имел за плечами большой опыт административной и политической работы, что позволяло ему неплохо разбираться в людях. Однако для руководителя столь высокого ранга он не обладал сколько-нибудь самостоятельным мышлением. Значительную роль в годы его нахождения у власти играло его окружение, в котором выделялись Председатель Совета министров А. Н. Косыгин и секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов, ставший главным идеологом брежневского режима.
Оказавшись у власти, брежневское руководство стремилось к свертыванию реформаторского курса Хрущева, сменив его на более консервативный. Не имея перспективной программы развития страны, Брежнев и его сторонники пытались найти опору в прошлом, связывая с ним восстановление утраченных в годы хрущевских реформ стабильности и порядка. По сути дела речь шла о реанимации сталинской модели социализма, но в более мягкой форме, без репрессий. Поворот вспять затушевывался интенсивной законотворческой работой. При этом большинство законов носило декларативный характер и сводилось «на нет» актами министерств и ведомств.
В экономической области нарастание проблем, проявившихся в последний период Хрущева, подтолкнули брежневское правительство в 1965г.к проведению экономической реформы. В отличие от экономической реформы 1957г. основной упор при ее проведении делался на усилении хозяйственных методов управления и частичное внедрение рыночных механизмов регулирования экономики. В промышленности было принято решение вернуться от территориального к отраслевому управлению. Совнархозы упразднялись, вместо них вновь создавались центральные промышленные министерства, ликвидированные Хрущевым. Были созданы также крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). Расширилась хозяйственная самостоятельность предприятий: сократились плановые показатели, доводимые министерствами до предприятий; на предприятиях создавались фонды материального стимулирования (полученную прибыль руководители предприятий могли использовать на увеличение заработной платы работникам, строительство жилья, обновление производства); вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды; промышленное строительство финансировалось не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; взаимоотношения между предприятиями строились на основе хозрасчета. Все эти меры, по мнению организаторов реформы, должны были создать заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.
Одновременно с преобразованиями в промышленности экономическая реформа 1965г. затронула и сельское хозяйство, которое оставалось наиболее отсталой отраслью народного хозяйства. Мартовским Пленумом ЦК КПСС были намечены меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, обоснована необходимость перехода от административных методов управления на селе к экономическим, к широкому внедрению хозрасчета.
Переход на новые принципы хозяйствования привел к подъему темпов развития народного хозяйства. Совпавшая с проведением реформы 8-пятилетка (1966-1970) оказалась лучшей за все послевоенные годы. По важнейшим экономическим показателям она была выполнена. По официальным данным, объем промышленного производства вырос на 50 %, производительность труда – на 17 %. Значительных успехов достигло развитие сельского хозяйства.
Однако этот успех оказался лишь временным. В начале 70-х гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Значительную роль в провале реформ сыграли разногласия в руководстве страной по вопросу о приоритетах в развитии экономики, методах осуществления экономических преобразований. Л. И. Брежнев и поддерживавшие его консервативно настроенные деятели были сторонниками вкладывания средств в тяжелую промышленность и оборонное производство. А. Н. Косыгин, бывший инициатором проведения экономической реформы 1965г., считал, что развивать следует прежде всего легкую промышленность и сельское хозяйство. Брежнев был сторонником жесткого администрирования и командно-административных методов управления, Косыгин ратовал за внедрение в экономику хозяйственных механизмов регулирования. Реформа была плохо продумана, при ее проведении слабо учитывались достижения научно-технического прогресса
Пытаясь перевести народное хозяйство на рельсы интенсификации, руководство страны в 70- е гг. сделало ставку на гигантские программы, так называемые стройки века. Именно в это время создаются Западно-Сибирский и Саянский территориально-производственные комплексы, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, начинается строительство Байкало-Амурской магистрали. Большое внимание уделялось развитию электроэнергетики, в том числе атомных электростанций. Были построены Армянская, Белоярская, Ленинградская, Курская, Кольская, Чернобыльская АЭС. Строятся соответствующие мировому уровню заводы-гиганты ВАЗ и КамАЗ.
Однако желаемого результата реализация крупных народнохозяйственных программ все же не принесла. Большинство из них решались на экстенсивной основе, были затратными. Некоторые из этих программ были плохо продуманы, носили откровенно авантюристический характер. На практике их реализация привела к резкому обострению экологических проблем, угрозе техногенных катастроф.
К началу 80-х гг. ситуация в аграрном секторе экономики отчетливо приняла кризисные формы. Объем валовой продукции в сельском хозяйстве из года в год неуклонно сокращался. За восьмую (1966-1970) пятилетку он составил 21%, за девятую (1971-1975) – 13%, десятую (1976-1980) – 9%, одиннадцатую (1981-1985) – 6%. Деградация сельского хозяйства вынудила руководство страны к разработке неотложных мер по исправлению ситуации. В мае 1982г. была принята Продовольственная программа. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990г. Однако и эта попытка остановить кризис в аграрном секторе экономики заметного результата не дала. В итоге, продовольственная проблема все более стала решаться за счет импорта продуктов и зерна из-за границы.
Несмотря на снижение темпов роста экономики, период нахождения у руководства СССР Л. Б. Брежнева вошел в историю как «золотой век» Советского государства. Именно в этот период уровень благосостояния советских граждан был самым высоким за все годы существования СССР. Значительно выросли денежные доходы населения, что позволило значительным слоям трудящихся обеспечить себе некоторый достаток. В количественном отношении резко были увеличены расходы государства на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. К началу 80-х гг. 83% населения, занятого в народном хозяйстве, имело высшее и среднее (полное и неполное) образование; различными видами обучения было охвачено 100,2 млн. человек, в том числе в высших учебных заведениях страны обучалось более 5 млн. студентов.
Однако это «благополучие» советского общества было во многом обманчивым. Оно обеспечивалось освоением в 70-е гг. в Западной Сибири огромных залежей полезных ископаемых, что позволило организовать экспорт газа и нефти за рубеж. Благодаря высоким ценам на энергоносители на мировом рынке в страну хлынул огромный поток денежных средств (так называемых нефтедолларов). Вскоре они превратились в основной источник поддержания стабильности в обществе. Располагая огромными финансовыми средствами, правительство имело возможность повышать зарплату трудящимся, поддерживать на низком уровне цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты. Вместе с тем, эти средства не были использованы для модернизации производства. В середине 80-х гг. с падением мировых цен на нефть и сокращением притока нефтедолларов в СССР остановить нараставший экономический кризис станет уже невозможно.
В годы «застоя» политической реформы в обществе не проводилось. Смещение Хрущева со своего поста и приход к власти Л. И. Брежнева привели к победе в советском руководстве консервативного крыла. Уставшая за годы хрущевских реформ от беспрерывного перетряхивания структур управления и кадрового состава, советская политическая элита больше ни хотела никаких крупных перемен, грозивших ее благополучию. Встав во главе государства, Брежнев и его окружение главной своей политической целью считали восстановление стабильности.
В 1960-х – 1980-х гг. новым явлением в общественно-политической мысли стало появление концепции «развитого социализма». Впервые она была изложена Брежневым на XXIV съезде партии в 1971г., а затем дополнялась на двух последующих съездах. Ее появление была обусловлено авантюрностью принятой в 1961г. программы КПСС о построении коммунизма в стране к 1980г. По мере приближения этого срока становилось ясно, что никаких признаков наступления «светлого будущего» не ощущается. Чтобы выйти из неловкого положения, было объявлено о том, что между социализмом и коммунизмом как стадиями развития советского общества лежит промежуточный этап – развитой социализм. Официальная пропаганда тут же поспешила раздуть тезис о том, что, несмотря на отдельные, частные просчеты, СССР достиг в своем развитии крупных успехов, построив самое прогрессивное в мире общество развитого социализма. Пройден важный этап на пути к заветной цели. Теперь предстояло совершенствовать это общество. Однако пути такого совершенствования не определялись. Тем самым концепция «развитого социализма» превращала конкретно-историческую задачу достижения коммунизма снова в теоретическую.
Одним из проявлений кризиса политической системы стала усилившаяся в годы брежневского руководства страной элитаризации государственного строя. Хотя КПСС по-прежнему считалась основным стержнем советской политической системы, реальная власть постепенно все больше ускользала из ее рук. В управлении страной на первый план выходит номенклатура – прослойка партийных и хозяйственных функционеров. Все большую силу приобретает власть чиновников, многие из которых вели себя на своих местах как настоящие удельные князьки. Широкое распространение получает формирование клановых структур, продвижение по службе в силу семейственности, родственных или личных связей. Обычным явлением становится злоупотребление чиновниками своим служебным положением, угрожающие размеры приобретает коррупция, которая пронизывает все эшелоны власти.
Серьезную озабоченность советского руководства вызывала утрата КПСС поддержки народных масс. В стране рос протест против существующих порядков. Свое выражение он находил в разрастании диссидентского движения. Толчком, ускорившим этот процесс, послужил арест в сентябре 1965г. в Москве писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших свои произведения с критикой основ социализма за рубежом. В августе 1968г. на Красной площади в Москве состоялась организованная группой молодежи из 8 человек демонстрация протеста против вторжения войск ОВД в Чехословакию. Наиболее организованный характер носило правозащитное движение. В 1969г. была создана Инициативная группа защиты прав человека в СССР. В 1970г. – Комитет прав человека в СССР, в 1976г. – «Советское отделение Международной амнистии», в 1976г. – московская и республиканская «Хельсинские группы». Участники этих организаций собирали сведения о нарушении прав человека в СССР и передавали их в западноевропейские страны, участвовавшие в подписании Заключительного акта в Хельсинки в 1975г. Широкое распространение, особенно среди части интеллигенции крупных городов, получил так называемый «самиздат». Машинописные труды ученых и писателей, официально не принятые к изданию, размножались кустарным способом и через знакомых передавались из рук в руки. Разновидностью протестного движения можно считать также распространение в обществе анекдотов о Брежневе.
Несмотря на свою активизацию, диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. не было массовым явлением и количество диссидентов было невелико.
В брежневский период развитие советского общества в значительной мере шло по инерции. Потенциальные возможности сталинской модели социально-экономических отношений были исчерпаны, а новая концепция развития страны не выработана. К началу 80-х гг. во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны все отчетливее проявлялись симптомы «застоя». СССР вступил в полосу кризиса.
В годы брежневского «застоя» внешняя политика в целом сохраняла преемственность с курсом, выработанным в предшествующий период. Перед советской дипломатией стояли три приоритетные задачи: 1) укрепление единства социалистического лагеря, предотвращение угрозы его распада; 2) нормализация отношений с США и странами капиталистического лагеря, дальнейшая разрядка международной напряженности; 3) укрепление авторитета и престижа СССР на международной арене, расширение сферы его влияния.
После Карибского кризиса 1962г., едва не поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США по возможности старались избежать прямого военного конфликта между собой. В то же время обе мировые державы продолжали борьбу за укрепление и расширение зон своего влияния в различных частях планеты. В 60-е гг. интересы СССР и США столкнулись во Вьетнаме, в котором разгорелась война между утвердившимся в северной части страны коммунистическим правительством Хо Ши Мина и образованным в его южной части проамериканским марионеточным государством Республика Вьетнам. Американские войска приняли в этой войне непосредственное участие, Советский союз, в свою очередь, оказывал помощь вьетнамским коммунистам оружием, технологиями и военными специалистами.
В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы советское руководство старалось не допустить повторения венгерских событий 1956г. Однако сделать этого не удалось. Здесь, как и в СССР, начали проявляться симптомы «застоя», падали темпы роста экономики. В 1968г. руководители Чехословакии предприняли попытку обновления модели социализма. В ходе Пражской весны, как стали называть этот период, вводились демократические свободы, разрешалась деятельность оппозиционных партий. Речь шла о возможности построения «социализма с человеческим лицом», опирающегося на демократические ценности. В СССР эти изменения вызвали серьезную тревогу и были расценены как попытка выйти из-под советского влияния. По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических государств-членов ОВД. В результате этого в стране был насильственно прерван процесс демократизации, а сами реформаторы подверглись преследованию.
В 1968-1969 гг. происходит обострение отношений с Китаем, которые из недружественных теперь превратились во враждебные. Противостояние вылилось в вооруженный конфликт в 1969г. на границе в районе о. Даманский на реке Уссури, который китайская сторона считала своим. В течение нескольких месяцев на советско-китайской границе произошло около 500 мелких и крупных столкновений между советскими и китайскими пограничниками и войсками. В них советская сторона потеряла около 1000 человек убитыми и ранеными, такие же примерно потери понесли китайцы. В конце концов, конфликт удалось погасить. Однако это не привело к нормализации советско-китайских отношений, которые оставались враждебными вплоть до середины 80-х гг.
Нарастание проблем в отношениях с союзниками по социалистическому лагерю объективно толкали СССР к попыткам улучшения отношений со странами Запада. После сокрушительного поражения во Вьетнамской войне США также проявляли желание к нормализации отношений с Советским союзом. На этой основе наметился поворот от конфронтации и международной напряженности к разрядке.
Значительную роль в этом процессе играло возобновление между руководителями СССР и США встреч на высшем уровне. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву (1972 и 1974 гг.) и Л. И. Брежнева в США (1973г.) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружения, по мирному использованию атомной энергии и т. д. Особое значение имело заключение в 1972г. в Москве Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ–1) сроком на 5 лет. Он устанавливал потолок, выше которого обе стороны не могли наращивать свои ядерные потенциалы
В ходе разрядки международной напряженности удалось урегулировать некоторые территориальные вопросы. По соглашению между СССР, США, Великобританией, Францией, был определен статус Западного Берлина (1971г.). Были заключены договоры между СССР и рядом социалистических государств Восточной Европы и ФРГ о нерушимости послевоенных границ (1970г.).
Кульминацией процесса разрядки было успешное завершение в 1975г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Итогом его работы явилось подписание 1 августа в Хельсинки Заключительного акта, в котором участвовали представители 33 европейских стран, а также США и Канады. Этот документ зафиксировал основные принципы международных отношений: нерушимость границ, признание равенства и территориальной неприкосновенности суверенных государств, мирное урегулирование вопросов, невмешательство во внутренние дела и др. Значительное место в нем занимало также требование соблюдения прав человека, таких демократических норм, как свобода слова, убеждений, верований.
Однако в дальнейшем советское руководство не соблюдало взятые на себя обязательства. Не отказалось оно и от вмешательства в дела других стран, особенно если речь шла о поддержке в них революционного движения.
В 1979г. СССР откликнулся на неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи в проведении «революционных преобразований в стране» и ввел на территории этой страны свои войска. США и их западные союзники расценили это вторжение как агрессию, косвенно направленную и против них. Большинство стран мира решительно осудили действия советского руководства по решению афганского вопроса. Тем самым СССР оказался в международной изоляции. США стали оказывать в Афганистане военную помощь оппозиции. Отношения между двумя державами вновь приняли враждебный характер. В 1980г. по инициативе США капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве и не прислали на нее своих представителей. В ответ социалистические страны отказались от участия в XXIII Олимпиаде в США в 1984г. Размещение в начале 80-х гг. США в странах Западной Европы ракетно-ядерного оружия и вызванное этим ответное решение СССР разместить ракеты средней дальности в Чехословакии и ГДР окончательно определили наступление в международных отношениях нового «холодного» периода.
В конце 70-х гг. Советский Союз вступает в период глубокого кризиса, который охватил все сферы общественно-политической и экономической жизни общества. Особенно остро кризис проявлялся в экономике.
К началу 80-х гг. возможности экстенсивного развития СССР были практически исчерпаны. В стране постепенно нарастал продовольственный кризис, все большую остроту приобретал жилищный вопрос, росли проблемы в сфере образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. По уровню экономического развития СССР все больше отставал не только от развитых зарубежных стран, но и от некоторых стран, прежде считавшихся «отсталыми» (Тайвань, Гонконг).
Одновременно с обострением экономического кризиса в СССР все отчетливее проявлялся кризис политический. К началу 80-х гг. для СССР складывается неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. После ввода советских войск в Афганистан (1979г.) Советский Союз оказался в международной изоляции. Начинается новый виток гонки вооружений. Несмотря на увеличение военных расходов, все сильнее сказывается утрата СССР военного паритета с блоком НАТО.
В этих условиях советскому руководству становилось ясно, что отдельные, ограниченные реформы, проводившиеся в СССР во второй половине 60-х – 70-х гг., были не в состоянии решить возникшие проблемы. Стране требовались глубокие преобразования, способные коренным образом изменить облик советской государственной машины.
После смерти 10 ноября 1982г. Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, на внеочередном Пленуме ЦК КПСС на пост нового главы государства был избран Ю. В. Андропов. В 60 – начале 80-х годов он входил в высшее партийное руководство страны: являлся секретарем, членом политбюро ЦК КПСС. С 1967 по 1982 гг. являлся председателем КГБ СССР. Однако уже в 1984г., будучи тяжело больным, он умер. Пришедший ему на смену К. У. Черненко также вскоре умер.